Бабушка

Назокат Холова
БАБУШКА
Сегодня 16 апреля - 101 годовщина со Дня Рождения моей бабушки Тамары Теодоровны Козловской (Эмме). По моему мнению, она была идеальной бабушкой. Могла быть ласковой, доброй, а могла прикрикнуть и строго объяснить, что так делать нельзя. Но самым главным было для меня, тогда маленькой девочки, это чувство защищенности, которое она мне дарила.

Я - дочь артистов, которые очень много времени проводили на гастролях, но я не чувствовала себя одинокой или брошенной, не испытывала чувства обиды на родителей, что их нет рядом. А всё потому, что рядом была бабушка, которая полностью взяла заботу обо мне на себя, но она никогда не стремилась занять главную роль в моей жизни. Она со мной много говорила о родителях, рассказывала о детстве мамы, мы рассматривали фотографии и ждали телефонных звонков. "Назика, папа с мамой звонят, беги скорей сюда!" - звала меня бабушка и протягивала трубку.

Родителей мы с бабушкой и дедушкой всегда встречали в аэропорту. Это была традиция. А дома нас ждала прабабушка (мама бабушки) с накрытым столом, с пирожками, с винегретом и холодцом. Это было радостное время встреч после разлуки.

Я благодарна моей бабушке, что она ездила со мной в разные города. Мы посещали все достопримечательности и экскурсии. Первый раз бабушка поехала со мной в Москву, когда мне было 2,5 года. Родители тогда были на стажировке в Большом театре. Потом каждое лето мы с моей бабой Томой - я её так называла, ездили в Подмосковье, в посёлок "Лесные поляны". Там жила моя тётя Света - старшая дочь бабушки. А в 1978 году я впервые увидела море. Бабушка привезла меня в Анапу. В 1979 году мы с бабушкой поехали в Сухуми, сняли там квартиру, а потом приехали мои родители с сестрой. В 1980 году мы с бабушкой ездили в Ригу. Очень яркие воспоминания остались у меня от этой поездки. Красивые улочки Старой Риги, органная музыка в Домском соборе, канатная дорога в Сигулде и мемориал "Саласпилс" - всё это я увидела, услышала и узнала, потому что бабушка привезла меня в Ригу.

Летом 1985 года родители уехали на 3 года в Турцию, работать педагогами-хореографами, а я опять осталась с бабушкой. В том году я окончила школу и поступила в пединститут, но учёба у меня не заладилась. Я забрала документы и устроилась на работу в Таджикское театральное общество. Бабушка очень расстроилась, что я бросила учёбу, но не стала меня ругать, она поняла, что я "болею" театром и хочу именно с ним связать свою жизнь. Через два года она поехала со мной в Москву и сопровождала меня на вечерние подготовительные курсы "Актерского мастерства". Но мне так и не удалось поступить в ГИТИС. И в 1989 году мы вернулись с бабой Томой в Душанбе, и я опять поступила в Пединститут. А в феврале 1990 года у нас в городе случились жуткие беспорядки. Молодые, агрессивно настроенные мужчины громили и поджигали всё вокруг. Летом 1990 года мы с бабушкой уехали в Подмосковье, а я перевелась в Калугу, в пединститут. Каждые выходные я из Калуги приезжала в Лесные поляны, где ждала меня бабушка с какими-нибудь вкусностями.

В 1994 году у меня родился сын Марат. Моя бабушка помогала во всём, и советом, и делом. Летом 1995 года мы переехали в деревню в Ярославской области. Дом был совершенно не приспособлен для жилья и бабушка очень переживала, как мы будем зимовать в этом доме. Но ей не суждено было дожить до зимы. Она умерла в конце сентября. Это был один из самых страшных дней в моей жизни.

Свою бабушку я вспоминаю каждый день и благодарю за воспитание, которое она мне дала, за детство, которое у меня было прекрасным, за помощь и поддержку, за то, что она не словами и упрёками, а своим примером воспитывала. В самые трудные минуты, когда от отчаянья я не знаю что делать, я вспоминаю слова своей бабушки: "Надо держаться! У людей хуже бывает" Я вспоминаю эти слова и держусь, и беру себя в руки. И двигаюсь дальше и благодарю бабушку, что она воспитала во мне стойкость характера, хотя со стороны казалось, что я была тепличным растением.
...........................................
На фото мы с бабушкой в г. Душанбе. На руках у меня кот Франтик, который изначально был Васькой. О его появлении в нашей семье я рассказала здесь http://proza.ru/2021/03/09/1102