Литература перу 20-21 века

Валерий Орлов-Корф
Литература Перу (20-21 века) – Латинская Америка.

До 1532 года на территории Перу ранее существовала империя инков с богатой культурой. После завоевания страны инков испанцами литература перуанского народа была на испанском языке. Язык местных жителей, индейцев кечуа, не исчез, а продолжал свою видоизмененную жизнь. Сохранились некоторые литературные произведения индейцев – лирические произведения «ярави», песен-танцев «уайно». Драма «Ольянтай». Историки оставили для последующих поколений имена писателей – Инка Гарсиласо де ла Вега (16 в.), Ф. Лопес де Херес (16 в.), Х. де Эспиноса Медрано (17 в.), Л. А. де Овьедо (18 в.). В 18 веке в стране возникла просветительская литература (П. Перальта-и- Барнуэво, поэма «Основание Лимы» 1732, Э. де Терралья, сатирическая поэма «Лима изнутри и извне» 1798). В начале 19 века страну раздирали многочисленные крестьянские войны, направленные против испанского владычества. Литературная жизнь этого времени была разнообразной: Х. М. Пандо – работал в стиле классицизма; Х. Перес де Варгас писал в том же стиле – «Пророчество. Эпопея перуанског Феба»; Х. Х. Ларрива писал сатирические стихи; М. Мельгар прославился лирикой в жанре индейской поэзии «ярави». Историки отмечают, что сатирическая литература считалась одной из главных – из-за политической борьбы «верхов» (консерваторов и либералов). Она получила отражение в сатирической поэзии Ф. Пардо-и-Альяга («Политические установления»). Вторым литературным направлением считался романтизм, который получил развитие в конце 19-начале 20 веков. Писатели этого направления обращались к колониальному прошлому страны или к сфере внутреннего мира человека (Р. Россель (1841-1909), «Каталина Тупак Рока»; Х. А. Лавалье (1833-1893), исторические романы). Рядом с романтизмом часто появляется литературное направление «костумбризма», которое раскрывает образ жизни людей (Р. Пальма).
Пальма Рикардо (1833-1919) – перуанский писатель. Его известные произведения: драмы «Сестры палача», «Смерть или свобода». Известность ему принесли многочисленные рассказы, анекдоты и легенды, которые он издавал в течении многих лет (их общее название «Перуанские предания» в 12 томах). В этих произведениях автор, следуя традициям костумбризма, воссоздал яркие картины быта и нравов Перу эпохи испанского колониального владычества. Его перу принадлежат и философские произведения.
Отрывок из рассказа «К церкви взываю»:
«…Тогда-то и стало известно, что альферес дон Антонио де Эраусо на самом деле был женщиной, которую родители окрестили Каталиной Эраусо, а история нарекла монахиней-альфересом. Донья Каталина надела платье послушницы, но накануне пострига бежала из монастыря, добралась до Америки, завербовалась в солдаты храбро сражалась под Арауко,действительно получила чин альфереса, а во время беспорядков в Потоси одним из приказов была даже повышена до капитана…»
В перуанской литературе  начала 20 века социальные вопросы решались писателями-реалистами – М. Гонсалес Прада (1948-1918) стихи 1904-1908 гг.; К. Матто де Турнер (1854-1909) роман о жизни индейцев «Птицы без гнезда»; А. Гамарра (1857-1924) сатирические стихи; Х.С. Чокано (1875-1934) сборники стихов полные боевого социального пафоса «Душа-Америка», «Да будет свет!»
Модернизм, как литературное течение в перуанской литературе, появился тоже в это время – Х.М. Эгурон (1882-1942) сборник «Символические стихи» (1911); Л. Ерови (1881-1917) сборник «Лирические стихи» (1921)4 и др.
В первой половине 20 века в литературе историки заметили переход от социальной темы к регионализму. Писатели этого литературного течения описывали быт и нравы отдельных областей Перу, часто идеализировали свои описания: В. Гарсиа Кальдерон (1886-1959); Ф. Ромеро (1908-); Р. Арсиньега (1909-) роман «В большом и чуждом мире» (1941).
«Левые» писатели этого времени, мало интересовались социальными вопросами, они соединяли бытовые темы с народным творчеством: А. Вальделомар (1888-); Х. Парро дель Риего (1894-); А. Гильен (1897-1935); сюрреалист Э. А. Вестфален (1911-) – автор сборника «Странные острова» (1933).
Социальные вопросы в своих произведениях решали писатели: М. Порталь (1901-) сборник «Надежда и море»; Л. Ньето (1910-) сборник «Раненная песня» 1944; Р. Боланьос (1901-) сборник «Время ненависти» 1946; С. Вальехо (1892-1938) сборник «Человеческие стихи» 1938.
Вторая половина 20 века в панамской литературе развивается под знаменем борьбы за свободу. Писатели всех направлений, от декадентов до реалистов, стремились к миру – Г. Валькарсель (1921-) сборник «Пределы времени и розы»; Х. Г. Росе (1928-) книга «Вооруженный свет» 1954; П. Гевара (1930-) сборник «Возвращение к творению» 1957; Х.М. Аргедас (1911-) трилогия «Вода» и роман «Глубокая река». Рассмотрим кратко творчество некоторых перуанских писателей последних десятилетий 20 века и начала 21 века.
Варгас Льоса (1936-) – известный перуанский писатель, романы которого включают комедии, детективы, истории прошлого времени. Его лучшие произведения: «Война конца света» (1981), «Время героя», «Беседа в соборе» (1975), «Капитан Пантоха и спецслужба (1978). «Тетя Юлия и сценарист» (1982), «Пир козла» (2000), «Путь в рай» (2003) и др. Отрывок из романа «Дедушка»:
«…стоило хрустнуть ветке, или квакнуть лягушке, или задрожать стеклам в кухне, утопавшей в зелени, - и старичок проворно вскакивал с плоского камня, который служил ему наблюдательным пунктом, и тревожно вглядывался в листву. Ребенок все не появлялся. Зато сквозь окна гостиной, выходившей на перголу, был виден свет только что зажженной люстры, и неясные тени качались из стороны в сторону вместе с занавесками, медленно-медленно. Старик с детства страдал близорукостью, так что пытаться разобрать, ужинают в гостиной, или это высокие деревья отбрасывают беспокойные тени, - было совершенно бесполезно…»
Марио Варгас Льоса удостоен многих государственных и литературных наград.
Сиро Алегрия (1909-1967) – известный перуанский писатель, которого считают ярким представителем «индихенизма». Первые его произведения появились в печати в 1927 году. Много занимался политической деятельностью. Его известные произведения: «Золотая змея» (1935), «Голодные собаки» (1939), «В большом и чуждом мире» (1941) и др.
Мануэль Скорса (1928-1983) – перуанский писатель и политический деятель. Образование получил в Главном национальном университете в Лиме. Дебютировал книгой стихов «Проклятие» (1955). Первый роман опубликовал в 1970 году – «Траурный марш по селению Ранкас». Это произведение открыло эпическую пенталогию «Беззвучная война». Русскому читателю известны его произведения – «Гарабомбо-невидимка». «Беспокойный всадник», «Сказание об Акапито Роблесе» и «Траурный марш по селенью Ранкас».
Писатель трагически погиб в авиакатастрофе.

Хосе Сантос Чокано (1875-1934) – известный поэт-модернист. Его сборники – «Песни Тихого океана», «Душа Америки», «Да будет свет». Отрывок из стихотворения «Сон кондора»:
«Под небом Анд, где звезд сияют жала,
На пике горном средь немых снегов,
Сидит он, повелитель облаков,
Вперив глаза в закат кроваво-алый.
Его стальная грудь белей опала,
В провалах глаз – сверкание зрачков,
Играют блеском боевых клинков
Кривых когтей ацтекские кинжалы…»
Хосе Эгурен (1882-1942) – перуанский поэт-импрессионист, для стихов которого характерен яркий необычный цвет. Отрывок из стихотворения «Вечерние балконы»:
«Горят вечерами балконы в мерцанье желто-латунном,
Там девушки громко смеются, мечтательницы и щебетуньи,
Балконы, повитые дымкой, в гвоздиках и розах карминных,
Там девушки все мечтают о рыцарях и паладинах.
Балконы, чьи стекла сияют в закатных, златистых струях,
Оттуда школьницы робко влюбленным шлют поцелуи…»
Альберто Урета (1885-1966) – перуанский поэт-лирик, стихи которого проникнуты сладостной меланхолией.
Отрывок из стихотворения «Уснуло время…»:
«В часах уснуло время. Ни одной
Неверной ноты нет в гармонии напевной,
Исторгнутой в ночи болезненной луной,
Чей свет – как музыка, как стон тоски душевной,
Все спит в печальной спальне одинокой.
Жизнь застывает. Миг перерастает в вечность.
Мы растворяемся в недвижности глубокой,
И мнится, сон души уходит в бесконечность…»
Сесар Вальехо (1892-1938) – поэт, который часто обращался в своем творчестве к жизни индейцев. Поэт находился под влиянием модернизма и творческого экспериментаторства.
Отрывок из стихотворения «Хлеб наш»:
«Проглочен завтрак… Влажное кладбище
До облаков пропахло кровью ближних.
Зима, дома… Ползущая телега,
Похожее на существо живое
И скованное голодом в мороз.
Хочу стучать во все дома подряд
И спрашивать бог весть о ком и после
Увидеть бедняков и положить
В ладони каждого горячий хлеб – и плакать…»
Алехандро Перальта (1899-) – поэт-авангардист, который в своем творчестве ищет новые поэтические моменты. Отрывок из стихотворения «Путешествие по Андам»:
«Тишина взрывается конским топотом
Пенный прибой лошадиного ржанья обгоняет рассвет над скалами
Обнажаются каменные позвонки деревни
Звон церковного колокола плывет в пампу
Мы пьем свою первую утреннюю чарку
Солнце надраивает крыши
В конские гривы мы как ленты вплетаем радость
Скачет пришпоренный день
Взлетает
Высокая колокольня деревни…»
Хавьер Авриль (1905-) – перуанский поэт, который показывал социальные темы через сюрреалистические приемы. Отрывок из стихотворения «Восприятие человека и борозды»:
«…Свобода, разлитая между землею и небом,
Воплощена в обыкновенном листочке
Или в текучести вод.
Крестьянин не ошибается, когда вместе с дождем собирает небеса
И потайные водоемы бесконечности
И когда, следуя изначальной правде земледелия,
Сам покорно падает в почву, как ежегодно сеемое зерно…»
Хавьер Эро (1940-1961) – революционный поэт, боровшийся за справедливость и погибший от руки убийцы. Отрывок из стихотворения «Слово бойца»:
«Да, потому, что родина моя прекрасна, словно шпага, поднятая к бою,
Да, потому, что именно сегодня
Величье новое пришло к отчизне, -
Я обещаю защитить ее
Всей жизнью…»

Литература:
1. Поэзия Латинской Америки, 1975 г.
2. Краткая литературная энциклопедия. М., 1966г.
3. Латинская Америка – литературный альманах. М., 1989 г.
4. Журнал «Иностранная литература». М., 1970-90 гг.