Как строилась Читинская ГРЭС - часть 5

Геннадий Жеребцов
1965


Этот год для энергостроителей был ознаменован напряжённым трудом по подготовке к сдаче в эксплуатацию первого блока Читинской ГРЭС (турбогенератор мощностью 50 тысяч киловатт) со всеми вспомогательными сооружениями – химводоочистка, топливоподача, комплекс водоснабжения, главный щит управления (ГЩУ), ОРУ-110 кВт, подземные коммуникации и масломазутохозяйство. 28 сентября строители подписали акт о сдаче турбогенератора, а 30 сентября 1965 года станция смогла дать первый ток. Некоторые работники со стройки стали переходить в коллектив эксплуатационников ГРЭС. Одним из первых в новый коллектив влился бывший секретарь цеховой партийной организации участка ЭСМ В. Старчуков.

Государственный план строительно-монтажных работ теперь выполнялся постоянно. В числе передовых значились участки «Жилстрой» (начальник - А.Ш. Адельшин, секретарь парторганизации – Н.И. Полухин, председатель цехкома – В.В. Салманов), ВЭМ (начальник В.Ф. Моисеев, секретарь парторганизации – М.Г. Шарыпов, председатель цехкома – Ануфриев), № 1 (начальник – Ю. Фатенков, секретарь парторганизации – Бурцев, председатель цехкома – М.К. Кунишевский). Годовые планы выполнили участки № 4, № 6 и № 8 строительного управления и ряд участков субподрядных организаций, хотя план строительно-монтажных работ в том году был в полтора раза увеличен по сравнению с 1964 годом.

Социалистическим соревнованием была охвачена деятельность всех строительных и монтажных коллективов стройки. На участке СЭСМ секретарь парторганизации Верхотуров и председатель цехкома Ф.В. Заварыкин организовали его между экипажами. В автобазе соревнование шло между автоколоннами. На участках «ГРЭСстрой», «Промстрой» и «Жилстрой» и ЧЗСК – между цехами и бригадами. Переходящее Красное Знамя в тот год почти постоянно находилось на участке ЭСМ. Всего же в движении за звание «Ударник коммунистического труда» в индивидуальном порядке участвовали 632 рабочих и инженерно-технических работников, что составляло 25 % от списочного состава работников коллектива. Этого звания были удостоены 60 передовых рабочих и ИТР. Из 64 монтажных и строительных бригад движением за звание «Бригада коммунистического труда» была охвачена 21 бригада, а добились этого звания две.

Для повышения квалификации рабочих на стройке организовали обучающие курсы среди экскаваторщиков, электросварщиков, электрослесарей, трубопроводчиков и других групп специалистов. Всего учёбу прошли 294 рабочих. В школе рабочей молодёжи обучалось 160 человек, 19 рабочих заочно учились в институтах и техникумах.

На стройке трудилось много молодёжи. Комсомольская организация (комсорг – Николай Кивлев) объединяла 191 человека. Большие цеховые организации действовали на ЧЗСК (45 чел.), в ВЭМ (35 чел.), автобазе (32 чел.) и «Жилстрое» (20 чел.). Комсомольцы проводили большую общественную работу. Собирали металлолом, занимались благоустройством на территории ЧЗСК, наводили порядок в общежитиях. Активно работал Совет нового общежития, который возглавлял молодой коммунист Климов, редколлегия «Кенонского крокодила» (редактор – Кирюхин). Заметна была деятельность и добровольной народной дружины строительного управления, которую поначалу возглавлял Астафьев, затем его сменил на этом посту Машуков.

Сдача в эксплуатацию первого блока Читинской ГРЭС не сбавила темпов работы строительного управления. Перед ним стояли новые горизонты – монтаж 2-го энергоблока.

В том году возникли трудности на читинском заводе строительных конструкций (директор – Константин Григорьевич Ведмедь, главный инженер – Коровнин). Проблемами ЧЗСК непосредственно занимался начальник треста «Сибэнергострой» Фёдор Яковлевич Суворин. Трест помог заводу в укомплектовании недостающего оборудования и поставке металла, цемента и других материалов. Однако завод из-за отсутствия необходимых складских помещений не был готов к приёму большого количества цемента. В частности, ЧЗСК был вынужден продать тысячу тонн цемента на сторону, чем временно спас себя от немалых штрафных санкций, предъявляемых железной дорогой. Но когда были готовы технологические линии по выпуску железобетонных изделий, цемента не хватало, что, безусловно, негативно отразилось на снабжении строительства ГРЭС.