Букеты

Анна Боднарук
     Б У К Е Т Ы

Пусть прост букет, но дышит в нём Природа.

Иногда тёплый букет простых полевых ромашек говорит о чувствах человека больше, чем огромная охапка холодных дорогих роз.

Букет цветов.
В нём искорка любви.
Благоуханье,
И намёк на счастье…
        Ю. Дидур

«Обожаю неожиданные букеты! Когда он приходит с букетом «просто так» и говорит: «Такие красивые! Я их в витрине увидел и сразу о тебе подумал». Это и есть оно… Женское Счастье на двоих».
                Венедикт Немов

«Дорогие, любимые наши мужчины, спешите дарить нам цветы без причины! Вернее, причину всегда вы найдёте, если с букетом к милой придёте…»
                Наталья Розбицкая

«Прежде ей никогда не дарили цветы «без повода». Она чувствовала себя в ту минуту так, словно ей подарили весь мир».
                …

«Всё-таки приятно получать цветы так просто, неожиданно, когда думаешь, что это простой день, и не праздник вовсе, а тут на утро, получив букет цветов, сразу так настроение поднимется, весь день так и сияешь».
                …

Цветы сопровождают нас всю нашу жизнь. Их дарят матери, родившей малыша, огромный букет астр – непременный атрибут первоклассника, впервые переступившего школьный порог. А свадебный букет – гордость невесты… Пусть в вашей жизни будет как можно больше цветов! Это заряд красоты и гармонии!

Не каждый умеет составить букет,
Вплетая в него и закат и рассвет.
Вплетая вниманье, любовь, доброту,
Вплетая надежду и просто мечту!

Вплетая поддержку, тепло и заботу,
Вплетая всю нежность и личное что-то…
Вплетая свой голос и искренность фраз,
Душевный букет получился у нас!

Букет добрых слов – он совсем не капризный,
Он вечно цветёт и в нём помыслы чисты…
Составлен с душой и, как дар, отдаётся!
Букет тёплых слов подарить остаётся!
             Наталья Ушенина

     Пару лет назад, на одном из творческих вечеров пишущей команды нашего города, Владимир Петров (любящий поэзию и сам пишущий стихи, а больше того, за что его особенно уважаю, знающего наизусть всего «Евгения Онегина»), подарил мне оригинального вида кувшинчик, больше похожий на амфору из древних раскопок. Эту красоту он изготовил собственными руками не из глины, а из солёной варёной картошки. Настоящий Мастер! Красивая, в общем-то стоящая вещица, жаль только, что букет в этот кувшинчик поставить можно, но только из засушенных растений. Воду в него лить нельзя!.. Сколько букетов в узком его горлышке перебывало, уже не берусь сосчитать, но вчерашний букет меня поразил и умилил.
     С каждой прогулки я приношу домой какую-то дикорастущую травинку или веточку, и потом, сидя в кресле, её внимательно рассматриваю. В этот раз меня удивили одуванчики на высоких ножках. Жаль только, что они уже отцвели и свернулись в тугие кулачки. Вспомнив о том, что я тоже «не первой молодости», решила не обижать их своим невниманием по причине возраста. Одним словом, нарвала я тех одуванчиков целый букет, чем удивила, встретившуюся на подъездной лестнице соседку. Мол, зачем они тебе такие?..
     Ладно. Поставила я этот букет в Петровский кувшинчик, а кувшинчик на вышитую салфетку на подоконник пластикового окна. Поставила и, углубившись в омут своих тетрадей, забыла о нём. Время идёт. Вот и вечер наступил, за окнами темно. Вдруг – звонок в дверь. Соседка забежала с чёрным котёнком на руках – Моникой. Любопытная кошечка побежала обследовать, обнюхивать мою квартиру. А соседка, рассказав последние новости, пошла её искать. Зашла в комнату, взглянула на мой подоконник. В тёмно-коричневом золочёном кувшине букет белоголовых одуванчиков. Она даже не ахнула от восторга, а замерла. Потом столько комплиментов высыпала по поводу увиденного. Меня же удивило то, что находясь в этой комнате я не заметила, как распустились сжатые кулачки одуванчиков.
     Соседка выудила из-под ванны свою Монику, пожелав «Спокойной ночи», ушла домой, а я ещё долго лежала на диване и смотрела на свой необычный букет. И пусть мне кто скажет, что «Петровская посуда не прочная!», да этот кувшинчик радует меня самыми изысканными букетами, которые могут всю зиму простоять и ничуть не потеряют свою привлекательность.

                ***

     Конечно же, проще простого зайти в посудный магазин и купить себе вазу ту, которая тебе по душе придётся. Но у меня как-то так получалось, что, то денег лишних в доме нет, то как-то не по дороге магазин. Одним словом всё так складывалось, что в моём доме несколько ваз и все они кем-то мне подаренные. И, глядя на них, я не любуюсь их красотой, а вспоминаю дарителя. Есть среди них и дорогие вазы, хрустальные, фарфоровые, глиняные с затейливым узором, из разноцветного стекла, высокие и приземистые. Под цветы подбираю именно ту вазу, которая, по моему мнению, больше подходит. А потом то и дело поглядываю на букет и на вазу в том числе. Но покупные вазы хоть и красивые, однако тонкой змейкой закрадывается мысль о том, что такая ваза не одна была в магазине и завод строился не для одной, хоть и красивой вазы… И, наверное, не одна я так думаю, если у многих умельцев появляются такие причудливые вазы, что диву даёшься, как только человеческая мысль дошла до таких высот. Особенно меня удивляют и умиляют шедевры из самых простых материалов, которые я бы, наверное, не глядя, бросила в весенний садовый костёр. Но в моей жизни мне посчастливилось встретить таких людей, которые умеют наперёд заглянуть и просчитать, что из этого бросового материала ещё можно сделать. К примеру, тащат домой пень, корягу или обрезок ствола дуплистого дерева. Ну, ладно бы цельный, , объёмистый кругляк, а то – с прогнившей дырой… Но я, бывало, вижу такую причуду и… молчу, чтоб не обидеть мечтательный взгляд художника. А как же ещё такого человека назвать? Сын Бога – творца, тоже творец, пусть масштабы поменьше, но он же творит, из бросового материала, который ломаного гроша не стоит, «конфетку» из него делает…
     А разыгрались мои мысли после того, как увидела вазу из гнилого дуплистого пня. Вернее – две вазы. Расскажу по порядку.
     Скажем так. У одних хозяев, на дорогом столике со стеклянной столешней, стоит объёмистая чурка, обрезок очень старого дерева с большим дуплом. Проще бы сказать, что эта чурка лежит на боку. Если бы она стояла в том положении, как она росла, когда ещё деревом была, то её высота была бы сантиметров 20-25. Но краешек ровненько спиленный и бочок стал низом, и теперь эта чурка с дырой со многими изгибами, просматривалась насквозь. Дерево настолько старое, что даже без коры в нём глубокие трещины, какие бывают у сваренного куска мяса, которое делится на волокна. Это мясо заветрелось, подсохло, вдоль этих волокон растрескалось. Правда, в древесине эти трещины мало-мало не доходят до дуплистой сердцевины. (И вообще странно, что выгнивает у дерева сердцевина, именно то, что у любого дерева самое молодое, с чего зарождаются круги).
     Хозяева заметили, что я от этого «шедевра» глаз не могу отвести, постепенно стали мне открывать некоторые тайны: как хозяин выпиливал этот кругляк, как очищал его от коры, в каком растворе вымачивал, как внутри от гнили очищал, короедов травил, каким лаком покрывал. И что интересно, было проделано отверстие в верхней части кругляка, лежащего на боку. А в него вставлена высокая, из толстого стекла, с широким горлышком пробирка. Если на глаз прикинуть, то стакана полтора в ней воды поместится. А в ней и была налита обыкновенная вода. В воде, типа в вазе, какие-то дикорастущие растения продолжают свою жизнь в неволе. (Странно было бы видеть в такой-то вазе садовый цветок.) И так, стеклянная ваза, в которой видно не только верх, но и низ растения, обрамлённая древесиной, своего рода – картина в старинной раме, на стеклянном, вроде как воздушном столе. И этот столик в богато обставленной квартире. Хозяева – образованные, интеллигентные люди. Сказать, в каком я была шоковом состоянии, это – ничего не сказать. Но я молчала, только в знак согласия качала головой и тихонько вздыхала.
     Так и простилась с хозяевами и десятой доли не высказав того восторга, который унесла с собой в памяти. Когда я уже стояла и ждала лифт, хозяйка вынесла мне фотографию похожей вазы, только древесина была еловая. А это уже другая картина. Большая удача найти внутри прогнившее толстое еловое дерево. Эль – это особенное дерево. В нём сердцевина выгнивает, а сучки от веток остаются нетронутыми и так и торчат острыми шипами со всех сторон, только внутрь, доставая до самой сердцевины ствола. И нужно было выпилить кругляк, у которого под корой только тонкий слой древесины, да ещё не задеть ни одного торчащего сучка. На внешней стороне сухие сучки давным – давно обломались. Проделать отверстие для пробирки, да чтоб эта пробирка не задела торчащих сучков. О-о, это прямо таки ювелирная работа. Никакого растения в «вазе» не было. Но смотреть и размышлять над волшебством Природы, и художественным мастерством хрупкого старичка, который преподавал в одном серьёзном институте… что-то эти две величины плохо укладывались в моей голове, однако – в жизни всякое бывает.

                *** 

     Ой, как это давно бы-ыло! В этот год я приехала в начале ноября месяца в наш город, а в гости  к друзьям мужа стала ходить уже на следующее лето. Понятно, что не по своей воле ходила, а по желанию мужа, под прикрытием того, что он знакомит меня с Сибирью и людьми. Я «знакомилась», а заодно водилась с маленьким сыном, Гришей. У мужа же были свои планы и к вечеру оказывалось, что он со своим коллегой по работе, за накрытым столом «сильно устали».
     В тот раз мы приехали в сад к Валере. Жену его звали – Лиля. Детей у них не было, но была собачка, добродушная дворняжка, которая приняла моего сына за друга и они продружили целый день. Ещё, как мы только вошли в калитку, Валера полушёпотом объявил, что его жена – «немного того». И он покрутил пальцем у виска. При случае мне мой муж объяснил, что Валеру вполне устраивает такая жена. Дескать, она живёт в своём придуманном мире и не спрашивает мужа: где его черти носят, где он пил и сколько денег он на это потратил. Собственно, по мнению моего Николая, это идеальная жена и он не прочь, если бы и я последовала её примеру. Я молчала, училась жизни, а выводы уже последовали потом.
     Первым чудачеством и открытием для меня, как для выходца из украинского села, это был необычный огород, расчерченный  замысловатой формы грядками. Тропинки между грядок – это, иду, не знаю куда и где я, в конце концов, окажусь. Огород большой, деревьев много и чуть ли ни под каждым деревом стоит самодельный столик, вкопанная скамеечка, а на столике – букетик. Вазами для этих букетиков служили не только всевозможные стеклянные баночки, но и всё то, что и посудой не назовёшь, лишь бы в эту ёмкость можно было налить воду. Если раньше, по моему пониманию – букет, это некое количество цветов, то в букетиках Лили стояли растения, которые, не то, что на столе, они и в огороде быть не должны. Уж я-то знала, их ни козы, ни свиньи есть не будут… Но я, по своему обыкновению, и по  скромному поведению гостьи, молчала. А если бы и вздумала что-то сказать по этому поводу, то мой ломаный русский язык был столь несовершенным, что вряд бы меня смогла понять хозяйка сада. У меня боролись между собой две мысли: «Лиля намного меня старше, и одно из двух: либо тут так принято обустраивать огород и весь садовый быт, либо это её причуда и право хозяйки. Мне же следует молчать и проявлять уважение хозяевам. Так сказать – мысли длинные, а язык короткий».
     Мужики  откупорили уже вторую бутылку «белой» и, по их мнению – культурно отдыхали. Сын с собачкой бегали по лабиринтам тропинок, а я пыталась полоть грядки, конечно же, так, как меня учили мама и бабушка. Всё вырванную траву я кидала на тропинки, а хозяйка, с причитанием, дескать, обидели такие прекрасные растения, собирала из сорняков букетики и ставила в воду на садовых столиках. Солнце припекало, я устала и решила посидеть на ближней скамейке. Тут же рядом примостился мой сын, и мне ничего не оставалось делать, как нахваливать растения в букетиках и этим знакомить сына с растительным миром. Мы переходили от столика к столику. Хозяйка уже успела поменять увядшие, недельной давности букетики на новые. Сын же (4 годика) восторгался красотой листиков, как и я на украинском языке. Заодно и я присматривалась к давно знакомым растениям и пыталась убедить себя, что и они достойны букета. И это был единственный добрый урок, который я почерпнула в тот день.

                ***

     Осенний букет бывает разным.
     Я о своём скажу. Когда осенью выкапываю морковку, то у меня разные цели. Если мне нужно срочно освободить землю, и я выбираю из земли корнеплоды все подряд, и то не все обрезаю. (Если есть возможность, то маленьким «хвостикам» ещё даю возможность подрасти недельки две). А выкопанные, с листиками, не мытые (чтоб осталось питание) ставлю в пол-литровые банки в воду, на кухонном подоконнике. Вроде букетов. Из настоящих букетов выдерну цветочек-два и воткну их среди листвы морковки. Морковные листики по-своему красивые, достойные букета и цветы космеи в их сочетании – в самый раз. А если не поставить «хвостики» в воду, они быстро засохнут и потеряют свой вид. Вот такая у меня двойная выгода.

                ***

Постаревший букет на столе.
Лепестки на столешне, как слёзы.
Хоть в водичке стоял он, в тепле.
Не причём тут ветра и прогнозы.
Просто вышел цветения срок.
Из бутонов цветочки – помельче.
Непреложный развития рок.
Вдруг моё растревожилось сердце.
Как похож тот букет на меня!
В нём беспечности нет и в помине,
Виновато головки клоня…
Щедро жизнь раздарила рутине.
Бесприютно торчат стебельки,
Как судьбы неприметные вехи.
Я молчу. Мне просить не с руки.
Видны к старости лучше прорехи.

             А. Боднарук

                ***