В крепком доме и жизнь крепкая. 09. 04. 2022

Ольга Немежикова
СОЛДАТ И МАТЬ

Спектакль студентов 3-го курса СГИИ «В крепком доме и жизнь крепкая» (09.04.2022) по мотивам рассказов В. П. Астафьева «Если это любовь», «Солдат и мать», «Бери да помни», «Руки жены», «Слепой рыбак».
Режиссеры-педагоги: доцент И. Б. Гудков и художественный руководитель курса — заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская.

Тема Великой Отечественной войны начинает спектакль и густо пронизывает всю его атмосферу. В одной из интермедий солдаты (Филипп Ярушин, Антон Семёнов, Александр Оленцов) в поисках дизтоплива входят в село с разрушенной школой. Они невольно останавливаются и замирают перед руинами, как перед храмом... своего детства, которое наверняка не было ни сытым ни лёгким, но, судя по их зачарованному облику, в каждом оно оставило много теперь счастливых, светлых воспоминаний. Однако найденный мешок фронтовых писем словно торопит бойцов обратно. «Бумага — какая в ней тяжесть! В штаб отнесём, там разберутся». Некогда предаваться воспоминаниям, надо идти вперёд, заканчивать войну и возвращаться в разруху, строить всё заново.
Из пяти рассказов, по мотивам которых создан спектакль «В крепком доме и жизнь крепкая», рассказ «Солдат и мать» лежит в самом сердце военной темы. Рассказ поразительный, потому что боль матери, с которой встретился солдат — особая, другая, непредставимая… Ни одна мать и в страшном сне не пожелает сыну судьбы предателя, себе — позора перед людьми. Повествование неспроста ведётся от лица автора: мы безусловно верим человеку, рассказывающему о лично пережитом. Переданное от первого лица, отношение раненого солдата к истерзанной горем женщине не кажется нам поэтическим вымыслом.
В то время как остервеневший от войны народ люто ненавидит фашистов и всё, с ними связанное, этот солдат видит перед собой измученную женщину. Повествователь от природы человек добрый, однако уйти из подозрительно пустой избы ему помешало конкретное обстоятельство — чувство вины перед своей матерью. По молодости лет он её не понимал, перед уходом на фронт сердечно не попрощался, даже по глупости накричал... Только теперь, возмужав, он разделяет боль, тоску и тревогу своей матери. Но дом далеко, да и суждено ли вернуться?.. Жалость, сейчас нежная к ней любовь баюкает его сердце, даёт веру в жизнь. Видимо, именно эта любовь и не позволила ожесточиться. Несчастная женщина и сама была готова убить сына, да «другие люди упокоили его, уберегли меня от этого тяжкого дела», в отчаянии делится она своим горем.
Понимание солдата, его вера в то, что со временем всё должно перемолоться, крепко поддержали бедную женщину. На прощанье она благословила его, и, пройдя «сквозь все военные страсти», он живым вернулся домой.
После войны повествователь встречает на выставке птичницу, похожую на  женщину из разорённой деревни. Выходит, перемололось, должно было перемолоться, иначе и рассказа бы не было. Встреча солдата и матери, получивших в спектакле имена Глеб (Борислав Носатов) и Варвара (Александра Шарапова), удивительно точно и бережно передаёт на сцене сердечную, астафьевскую атмосферу чувств, заряжая ими всё действие.
В спектакле материнское горе усилено жестокой сценой похищения сына и драматичными для Варвары встречами с сельчанами. До примирения ей ещё предстоит дожить, но поезд тронулся. Как к матери, к ней возвращается Глеб — его сценический персонаж пережил значительные изменения прообраза. В инсценировке Глеб одинок, и Варвара со счастливыми слезами принимает богоданного сына.
Не любить Глеба невозможно — добрый, отзывчивый и трудолюбивый, он приходится по душе местным жителям. Мы видим его своим на колхозном поле, за общим столом на дне рождения бабы Мани (Валерия Кравцова) — персонажа с весьма колоритным характером из рассказа «Слепой рыбак». В один прекрасный день люди поймут, что такой хороший человек не мог вернуться к плохому.
Варвара тоже делает шаги навстречу людям. Она выходит, пускай и со стороны, проводить и благословить на прощание Мурочку (Лиза Опалева) с мужем. Мурочка отнеслась с сочувствием к старой женщине, догнала, несмотря на шиканье, подала ей обронённый платок, не побоялась укорить сельчан за несправедливость: столько лет прошло, можно ли говорить, что эта женщина кого-то предала?
Вскоре и Глебу приходится возвращаться в город — на заводе не хватает рабочих рук. Варвара — мужественная женщина, она понимает Глеба, уважает его отношение к гражданскому долгу, который он считает святым. Варвара умеет ждать — ей теперь есть, кого ждать, Глеб обещает приехать при первой возможности. Конечно, он обязательно будет ей писать.
Письма… Солдат и мать… Мотив солдата и матери, но в иной вариации, повторяется в истории бабы Мани. Молодая Фиса (Алена Хорошая), вернувшись после победы в родное село, мчится навестить бабу Маню, которая её, сироту, считай, вырастила. Радость встречи омрачается сообщением, что муж и трое старших сыновей бабы Мани погибли в первые годы войны, а от младшего уже пару лет нет известий, но она его ждёт, очень ждёт... Парень вернётся, женихом Фисе будет — вот заживём! И тут Фиса спешит обрадовать бабу Маню весточкой от пропавшего младшего сына — именно Фисе было поручено разобрать мешок писем, найденный солдатами возле разрушенной школы. Баба Маня просит скорее читать письмо, Фиса с выражением начинает… Скоро голос её стихает, надламывается… В письме — тяжёлая весть о гибели смертью храбрых на поле боя последнего, младшего сына… Время остановилось. Фиса рыдает. Губы бабы Мани дрожат, в сердцах срывается горькая горечь... Вся она — боль...