Банковская система часть экономики

Владимир Курбалиев
Банковская система – часть экономики. Следовательно, развитие экономики непосредственно зависит от стабилизации и совершенствования банковской системы России. В своей статье о развитии экономики Дальнего Востока России обращено внимание на роль банковской системы в этом процессе. В продолжении этой темы следует выделить руководящую роль Банка России в современной финансовой системе.
      Банк России совместно с правительством регулирует инфляцию с помощью денежно-кредитной политики. Он разрабатывает антикризисную политику.
Исходя из этого очевидным является совершенствование деятельности кредитной, депозитной политики всей банковской системы и в том числе Сбербанка.
       Банк России учитывает опыт 2015 года, показавший, что в условиях мирового финансовго кризиса переход к формированию денежного предложения преимущественно за счёт валового кредитования банков более быстрыми темпами и готов во взаимодействии с Правительством Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.
     Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания её устойчивости с учётом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов, процессов импорто-замещения в экономике.
      Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.
      В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний нормального эффективного курса рубля в условиях преобразования структуры российской экономики. При этом возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. При этом оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределённостью и будет в большей мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего – последствиями распространения кризисных явлений на Мировых финансовых рынках. Фактор экономических санкций к России оказал влияние на усиление кризисов мировых рынков.
      «Предполагаю, что Российской экономике предстоит сложный год. Рост ВВП РФ в следующем году может составить 2-3%, возможно меньше. Многое будет зависеть от того, какие события произойдут в глобальной экономике, какими будут цены на нефть. В этом году Россия пережила более серьезный кризис, чем любая другая страна «двадцатки», если взглянуть на показатели падения ВВП, а также уровень инфляции, который у РФ оказался самым высоким в группе. Это серьезные проблемы. Сейчас подходящий момент для того, чтобы задуматься о будущей мировой архитектуре. И первые её контуры уже можно увидеть. Китай поддержал российские предложения о создании мировой супервалюты вместо доллара. Это абсолютно укладывается в логику отношений между двумя державами – Китаем и Россией. Китай должен заняться интеграцией тихоокеанского пространства, а Россия – постсоветского, базируясь на национальных валютах. Рубль и юань могут стать «центрами притяжения» для других государств, основой мировой супервалюты» - обещает профессор академии МИД Игорь Панарин.
      Банковская система России включает коммерческие банки и несколько государственных. Основным коммерческим банком, обслуживающим население, потребительское кредитование, ипотеку, пенсионные выплаты, оплату услуг ЖКХ и другие расчётные операции служит (является) Банк России – на 1 января 2015 г. кредитования физических лиц – 36,8%, юридических лиц – 35% на рынке кредитования.
Сбербанк является публичным акционерным обществом, его контрольный пакет принадлежит ЦБ.
В настоящий момент прибыль банка распределяется в соответствии с долями принадлежащими его акционерам. Главным акционером Сбербанка является Центробанк – у него 52,32% акций, остальные 47,68% находятся в публичном обращении и, как сказано в справочнике ЦБ, собственники их не установлены. Соответственно, чуть меньше половины прибыли Сбербанка уходит «неустановленным лицам».
Однако в пресс-службе Сбербанка указано, что 44% акций находится у международных институционных инвесторов, акции банка торгуются на Московской, Лондонской и других биржах – акционеров самостоятельно принимают решения, о покупке или продаже акций банка.
      Всё это настораживает и снижает доверие к банку. Но при этом Сбербанк получая огромные прибыли «подпитывается» Центробанком. Ситуация с распределением получаемой банком прибыли такова, она распределяется среди акционеров – приватизируется. Но при появлении убытков – бюджеты их компенсирует.
      По мнению многих известных экономистов страны и думского комплекса по финансовым рынкам Сбербанк должен проводить денежно-кредитную политику Банка России.
      Член думского комитета Борис Кашин предложил изменит правовой статус Сбербанка – его национализировать. Об этом в Банк России направлено заявление «О некоторых уроках финансовго кризиса» с предложением об изменении правового статуса Сбербанка.
      Но по вопросу национализации Сбербанка есть разные точки зрения, изучаются возможные последствия. Руководство. Руководство Сбербанка не проявляет активности в этом вопросе.
      Депутат от КПРФ Борис Кашин указывает, что национализация Сбербанка это рычаги давления на кредитную политику, а Центробанк основной акционер, и может использовать кредитный инструмент в своей денежно-кредитной политике.
      Государственная дума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики на год, формируя концепцию в единстве с финансовой политикой. Целевые ориентиры базируются на анализе развития экономики за предшествующий период и прогноза программы социально-экономического развития, текущих задач государства.
       Дума разрабатывает несколько вариантов социально экономического развития России.
       Проанализируем несколько финансовых показателей экономического развития России за 2015 год. В целом финансовый кризис наступил, о чём свидетельствуют экономические показатели. Но Правительство совместно с Банком России разработало меры выхода из кризиса.
       ВВП по данным Росстата в 2015 году снизился физический объём на 3,3% годовых против 2014 года. Но в 2016 году ожидается рост на 1%.
      Рост цен на продукты питания достиг в среднем 16,3% годовых, т.е. ситуация не вернулась в состояние 1990-х годов.
      Но в 2016 году рост цен вероятен по мнению Росстата.
      Реальные доходы населения в России против 2014 года носили отрицательный характер – в среднем на 5,6%. Но в 2016 году, к сожалению, рост доходов не ожидается. Инвестиции в капитал упали, и в 2016 году ожидается снижение на 1,6%, а в 2017 году рост на 2,1%.
      Росстат отметил спад промышленного производства в среднем на 3,4%. Но в январе 2016 года есть рост на 0,9%.
      «Золотые» резервы государства в 2015 году оставались «стабильными», а в 2016 году на 8 января – составили – 368 млрд. долларов, но ниже этого периода 2014 года по данным Центробанка индекс инфляции в 2015 г. – 12,91% (11 место в мировой экономике), а в прогнозе намечено снижение до 8%, также индексы инфляции характерны для «ползучей», управляемой, таким образом в соответствии с программой финансового оздоровления Банк России разработал основные направления совершенствования совей деятельности (некоторые из них, в том числе предлагаемые экономистами рынка РФ):
- Ускорение развития финансовго рынка РФ;
- Кратное увеличение мощности национальной финансовой системы;
- выработка механизмов господдержки банковско-финансового сектора
- повышение доступности банковских услуг;
- активизировать ипотечное кредитование;
- создание международного финансового центра в РФ;
- внедрение принципов Базель 1 и 2;
- развитие программ по снижению кредитных рисков;
- повысить финансовую грамотность населения.



                Владимир Курбалиев