Рыночные структуры. Типы рыночных структур

Владимир Курбалиев
Экономисты выделяют следующие рыночные структуры (ситуации), представляющие скорее «идеальные типы»: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Чистая конкуренция

Конкуренция - это рынок множества товаропроизводителей и продавцов, продукция которых почти не отличается друг от друга, как по цене, так и по качеству.

 Основные черты:

 • число производителей очень велико;

 • ни одна фирма не обладает контролем над ценой;

 • товары однородны;

 • фирмы не обладают неценовыми преимуществами;

 • государственное регулирование рынка отсутствует, либо слабо выражено;

 • емкость рынка велика;

 • спрос обладает высокой эластичностью, поэтому повышение цены вызовет переключение потребительского выбора на товар другого предприятия.

 Не имея возможности воздействия на цену, но, располагая возможностью продать неограниченное количество продукции по заданной рынком цене, производитель выберет одну из двух стратегий максимизации прибыли:

 • максимизация выпуска при данном объеме использования ресурсов или данном уровне затрат.

 • минимизация издержек при данном объеме выпуска продукции;

Таким образом, максимизация прибыли достигается либо увеличением объема продаж, либо снижением себестоимости. Возможно, фирма будет пытаться использовать обе стратегии одновременно. Нетрудно догадаться, что в условиях чистой конкуренции линия предельного дохода совпадет с линией цены, а условие максимизации прибыли примет следующий вид:
P=MR=MC.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это рынок нескольких относительно крупных конкурирующих товаропроизводителей. Само понятие монополистической конкуренции уже предполагает сочетание определенных характерных особенностей монополии и конкурентного рынка.

Основные черты рынка монополистической конкуренции:

 • ограниченное число средних и крупных фирм;

 • каждая фирма обладает определенной долей рынка;

 • фирмы обладают неценовыми преимуществами;

 • доступ в сферу деятельности для других фирм возможен, при условии обладания неценовыми преимуществами.

Неценовые преимущества включают в себя:

 • предоставление гарантий высокого качества товара;

 • улучшенное сервисное обслуживание;

 • особенности технологии изготовления продукции;

 • особенности упаковки доставки продукции;

 • особенности хранения продукции;

 • простота использования;

 • наличие дополнительных функций;

 • соответствие моде;

 • престижность потребления данной продукции.

Предприятие вырабатывает стратегию ценообразования исходя из текущего временного интервала. На первом этапе максимизации прибыли можно достигнуть лишь за счет установления высокой цены, которая в то же время должна быть доступной для числа потребителей, соответствующего количеству товара, предложенного к реализации.

 Для реализации большего количества товара необходимо снизить цену. Это вызывает снижение прибыли на единицу продукции, которое компенсируется положительным эффектом масштаба.

В долгосрочном периоде фирма может избрать стратегию глубокого проникновения на рынок. В качестве основной цели на данном временном интервале выступает расширение рыночной доли фирмы. При этом основной акцент в рекламной кампании фирма будет уделять неценовым преимуществам.

Монополия

Монополия - это рынок одного продавца.

Монопольная власть - это возможность фирмы влиять на цену. В этом случае обычно говорят, что фирма обладает неценовыми преимуществами.

Выделяют понятие естественной монополии. Естественная монополия - ситуация, когда для общества выгоднее иметь одну компанию, контролирующую определенную сферу, нежели несколько компаний. В качестве примера естественной монополии можно выделить тепловые сети.
Отсутствие конкуренции позволяет монополии устанавливать определенный контроль над ценой и качеством поставляемой продукции. В связи с этим особую значимость приобретает общественный контроль за деятельностью монополии. Возможность для контроля и наложения санкций определяет антимонопольное законодательство.

Положительные и отрицательные черты монополии тесно взаимосвязаны.

Более того, положительное качество может при определенных условиях переходить в отрицательное. Например, монополия обладает значительными финансовыми возможностями, но инвестировать их она может не только в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, но и на лоббирование своих интересов. Возможность нанять квалифицированных работников и возможность проводить исследования еще не означают, что новинка будет моментально запущена в серийное производство (ведь необходимо распродать старую продукцию).

Олигополия

Олигополия – это рынок нескольких крупных товаропроизводителей.

Характерные черты олигополии:


 • ограниченное число фирм;

 • каждая фирма обладает значительной долей рынка;

 • фирмы, как правило, обладают поддержкой государства;

 • фирмы обладают неценовыми преимуществами;

 • доступ в сферу деятельности олигополистов для других фирм крайне затруднен.

Ценообразование на рынке олигополии зависит от распределения рыночных долей фирм. В ситуации, когда одна фирма олигополист контролирует значительную часть рынка (например, ее рыночная доля составляет 75%), она получает возможность определять цены в отрасли, а остальные фирмы будут ориентироваться на ценовую политику фирмы-лидера. Такой метод ценообразования получил название лидерства в ценах.

В ситуации, когда олигополистический рынок представлен большим количеством крупных фирм, и ни одна из них не в состоянии претендовать на роль лидера (т.е. их рыночные доли почти одинаковы), договориться между собой о единой ценовой политике крайне сложно. Но фирмы находят достаточно простое и в то же время оригинальное решение. Технологии, используемые фирмами почти одинаковы по стоимости. Большинство компонентов затрат также не имеют больших различий (даже зарплата и транспортные расходы, поскольку крупные транснациональные корпорации стремятся строить заводы в странах с низкой оплатой труда и максимально приближенно к рынкам сбыта продукции). Соответственно необходимо лишь определить приемлемый уровень доходности для отрасли и следовать ему при определении политики ценообразования. Данный метод получил название «издержки плюс» (процент наценки на себестоимость).

При изучении рыночных ситуаций некоторые исследователи разграничивают их на рынки совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции. Для человека современного мира рынок совершенной конкуренции представляется некой абстракцией. Однако модель чистой конкуренции используется в экономической теории для упрощенного анализа многих экономических явлений.







Патенты

Патент это документ установленного образца, выдаваемый государственным патентным органом(в России структура Роспатента – ФИПС) и удостоверяющий исключительное право и право авторства в отношение технического устройства или художественно-конструкторского решения, подтверждающий исключительные права патентообладателя (физического и юридического лица или лиц) на этот объект интеллектуальной собственности.

После получения патента патентообладатель может предъявлять претензии конкурентам, защищаться от аналогичных претензий, предлагать техническое решение, защищенное патентом инвесторам, выдавать лицензии и т.д.

Ежегодно необходимо уплачивать патентную пошлину за поддержание патента в силе. Платежное поручение в определенный срок вместе с сопроводительным письмом представляется в патентное ведомство. В случае пропуска патентообладателем срока поддержания патента в силе действие патента прекращается, но может быть восстановлено по ходатайству патентообладателя в течении трех лет с момента окончания действия патента. К ходатайству должен быть приложен документ, подтверждающий уплату в установленном размере патентной пошлины за восстановление действия патента. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о восстановлении действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

















Технологические инновации

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.


В промышленности и сфере услуг различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

В промышленности выделяют следующие определения.

1. Продуктовые инновации предполагают разработку и внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация, если касается продукта, предполагаемая область применения которого, функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в их новом применении. Технологическое усовершенствование продукта (инкрементальная продуктовая инновация) затрагивает уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

2. Процессные инновации – это освоение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации, как правило, нацелены на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

В сфере услуг к данной группе инноваций применяют следующие определения.

1. Продуктовые инновации включают разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости).

2. Процессные инновации охватывают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.

Измерение процессных инноваций осуществляется дифференцированно с выделением новых или значительно усовершенствованных методов производства товаров и услуг, производственных методов материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, методов во вспомогательных видах деятельности, таких как техническое обслуживание и ремонт, операции по закупкам, бухгалтерский учет и компьютерные услуги.

Процессные инновации, как правило, нацелены на снижение издержек производства или деятельности по передаче продуктов, услуг на единицу продукции, повышение качества, эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов, но могут предназначаться также для производства и передачи технологически новых или усовершенствованных продуктов, услуг, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.




                Владимир Курбалиев