Первая церковь, которая встречает приезжающих в Ри

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

     Самолет приземляется в аэропорту   Фьюмичино. Паспортный контроль. Первые Buon giorno и Grazie. Наконец, поезд, который за  полчаса  домчит до  Рима. Замелькали холмы с хороводами  пиний, первые дома. Поезд замедляет ход, рельсы множатся, бесконечное переплетение железнодорожных путей, устремленных  к Вечному городу.
«Рельсы как плети, как бичи истязующие...»   
     Сравнение это никак не случайно. Напряженно вглядываюсь,  и вот за окном  слева невесомый крест возносится в небо над древней землей, преображенной в железнодорожное полотно. Это первое архитектурное приветствие Вечного города - церковь Санта Бибьяна.
    Находится она совсем рядом с вокзалом Термини, за углом, на улице Джолитти. Но никто не отправляется к ней сразу по приезде, да и позже мало кто удостаивает её вниманием. Виной тому несметные богатства Вечного города, которые с самого порога ошеломляют и увлекают неудержимой лавиной, нескончаемой  вереницей бесценных сокровищ и наследия  прошлого.
    Уже с порога вокзала, с правой стороны возникает  участок древнейших Сервиевых стен, построенных легендарным шестым царем Рима Сервием Туллием в VI веке до н.э. А над ними возносится в римское небо золотая фигура Христа. Впереди манят термы Диоклетиана, преображенные  гением Микеланджело в храм святых и мучеников. В центре площади - фонтан Наяд,  в тени сквера покаянный обелиск, давший название площади перед вокзалом.  И такое  «embarras du choix» (затруднение при богатстве выбора) в Риме на каждом шагу, на каждом перекрестке.
   Однако, обратимся к церкви Святой Бибьяны. Стоит она не парадно, торжественно развернутая фасадом к улице Джолитти, а вполоборота. Как и положено скромной христианской  мученице Святой Бибьяне.
     История отсылает нас к  363 году, ко   временам жестоких преследований христиан  императором Юлианом-отступником. Узнав от ушлых осведомителей, что  семейство римского консула Флавиано обратилось в новую, христианскую веру, император  приказал всех строго наказать. Главу семьи император повелел отправить на невольничий рынок, предварительно  клеймив, как раба. Экзекуторы рьяно взялись за исполнение императорского указа. Но они с такой неуёмной силой ударили раскаленным чугунным клеймом по лбу  Флавиано, что  бедный консул через три дня скончался.
     Мать с двумя дочерьми заперли в доме, и оставили на 12 дней без еды и питья. Потом  благородную Дафрозу  обезглавили, а  осиротевших девиц мучили  еще пять месяцев, заставляя  поклоняться  языческим идолам. Во время одного из таких испытаний старшая сестра Деметрия, в самозабвенной молитве призывая на помощь Спасителя, впала в транс и умерла.
   Для младшей из сестер, прекрасной  пятнадцатилетней  Бибьяны  безжалостный тиран измыслил самое жестокое наказание. Он повелел   отдать чистую отроковицу  в лупанарий, в непотребный дом на растление. Однако Бибьяна  воспротивилась  гнусным намерениям и предпочла  непорочную гибель  бесчестной жизни.
   И тогда лютый правитель решил не довольствоваться обычной казнью.
-  Жаль такую прелестную головку  отрубать от не менее прекрасного тела. Не захотела идти в лупанарий, так пускай предстанет обнаженной пред всем городом. И пусть все наслаждаются ее видом. Разденьте девицу и привяжите к столпу. Потом  возьмите бичи, да не простые, а специальные, со свинцовыми шариками на концах. И бейте, хлещите её, покуда  не умрет.
    Так 2 декабря 362 года погибла мученической смертью святая Бибьяна. Истерзанное тело её выставили у врат города на съедение бездомным псам. Но ночью правоверный священник  похитил  тело Бибьяны и схоронил  в землю по христианскому обряду, на старом кладбище   на склоне холма Эсквилин, неподалеку от  нимфея,  известного как Минерва Медика. Позднее верующие соорудили здесь часовенку, а потом и церковь.
   Спустя много столетий старая церковь на холме Эсквилин гляделась так удручающе, что папа Урбан VIII вознамерился  реконструировать её к юбилейному 1625 году.  Свидевшись с Бернини, который  в то время работал в соборе Святого Петра над строительством центрального кивория, первосвященник обратился к нему с просьбой.
- Мне бы хотелось, чтобы ты, друг мой,  сделал статую Святой Бибьяны. К юбилею хорошо бы и храм отремонтировать. Кого бы ты посоветовал?
- Ваше святейшество, давайте я сам  и церковь приведу в порядок, и статую сделаю  и  сам установлю  её  во храме.
- Но ты же, друг мой, скульптор!?  А тут целый храм.
- Ваше святейшество, я справлюсь, не сомневайтесь. К тому же в моей команде  есть специалисты и помощники разного рода. Я не подведу. Я давно мечтал испробовать себя в архитектуре.
- Ну, хорошо, - согласился первосвященник,- дерзай!
   Два года спустя, в 1626 году первая архитектурная работа 26-летнего  Джанлоренцо Бернини была завершена.  Об этом свидетельствует надпись над центральным порталом. Сооружая новый фасад, Бернини привнес в классические традиции строительства церквей элементы распространившегося к тому времени стиля барокко. Двухэтажный фасад храма разделен пилястрами  с ионическими капителями. Наверху предусмотрены три окна для освещения  церкви.
  Внутри Бернини сохранил трехнефную структуру старой постройки, дополнив её двумя новыми капеллами. Посвящены они благородным  Дафрозе и Деметрии, матери и сестре святой Бибьяны, и украшены полотнами, их изображающими.
    Центральный неф заканчивается  алтарем со статуей святой Бибьяны. Бернини изобразил Святую в момент, предшествующий её мученическому испытанию. Она  стоит, чуть опершись о мраморную колонну. Одна рука поднята с мольбой, в другой Бибьяна держит пальмовую ветвь – символ мученичества. Бернини намеренно поместил беломраморную статую Святой Бибьяны  в  небольшую нишу со специальной подсветкой.  Она  создает  мистическую игру света и тени, словно вызывая  движение складок на  одежде святой и обнаруживая ужас и душевное смятение её перед неминуемой жестокой казнью.
   Под алтарем расположен античный римский саркофаг III века, который обнаружили в  ходе реставрации храма в 1624 году. В нем и поныне хранятся мощи  Святой Бибьяны, её матери Драфрозы и сестры Деметрии.
   Переступив порог церкви, подойдите к  колонне  из красного мрамора, защищенной бронзовой позолоченной решеткой, выполненной  по рисунку Бернини. По преданию, именно к ней  была привязана Бибьяна в момент своего мученичества.
   P.S. Хочется  вспомнить  небольшой эпизод, который характеризует исключительно трепетное отношение жителей Вечного города к произведениям искусства и  наследию прошлого.    В 2017 году при организации  выставки работ  Бернини в галерее Боргезе статую Святой Бибьяны после тщательной реставрации отправили на экспозицию. Год она там простояла, после чего её стали транспортировать обратно. И тут  при установке статуи в нишу на алтаре, рабочие случайно отломили безымянный палец поднятой  правой руки. 
    Все газеты подняли шум, запестрели фотографиями «поврежденной» статуи и церкви Святой Бибьяны. По счастью,   палец  при этом нисколько не повредился, и через несколько дней специалисты по Охране культурных ценностей благополучно  вернули его на место.