Кентеберийское аббатство или Дежавю

Эгрант
               
              Только одно было странно: продолжать думать, как раньше, знать.
              Понять — это означало в первый момент почувствовать леденящий
              ужас человека, который просыпается, и видит, что похоронен заживо.
.
              Хулио Кортасар (1914–1984) — аргентинский писатель и поэт.

Почему я вспомнил этот случай именно сегодня?

Путешествуя с женой по Англии в составе петербургской туристической группы, мы приехали в маленький старинный городок Кентербери. В программе поездки было посещение главной достопримечательностью городка, собора Кентеберийского аббатства.

Но в этот день, как нам пояснил экскурсовод, в соборе проходил конгресс рыцарей ордена аббатства. Нам предлагалось погулять во внутреннем дворике и полюбоваться снаружи воздушной архитектурой собора.

На площади, перед главным входом, сидел уличный музыкант и играл на «колёсной лире», старинном музыкальном инструменте. Мы с женой остановились около него, слушая необычные звуки, которые издавала эта машинка, управляемая музыкантом. Правой рукой тот крутил ручку, похожую на ручку старой железной мясорубки, пальцами же левой руки, он нажимал на клавиши, похожие на клавиши рояля. Я положил в стоящий у ног музыканта, раскрытый футляр от его лиры, какую-то купюру, сказав на своём школьном английском, что мне очень нравиться как он играет.
Человек ответил мне, стараясь говорить медленно:
- Господин, как жаль, что вы не увидите того, что сегодня происходит внутри собора. Но вы всё же попробуйте туда пройти. Если войти в боковую дверь, то внутри вас встретят добрые монахини.

Мы вошли внутрь собора, в его боковой предел. Проход в дальнейшие помещения нам преградили две, не очень молодые, монашки, возмущённо указывая нам на выход. Тут я начинаю мычать, словно немой человек, делая пальцами всякие знаки и корча лицо, так мне казалось должны говорить немые люди между собой. При этом я показывал на свои уши, что, мол, глух я ещё к тому же. Было заметно, что моё поведение, как минимум, вызвало замешательство среди монашек, и искорка сочувствия в мой адрес промелькнула в глазах этих сестёр Божьих. Я, не давая времени им опомниться, двинулся вперёд, не оглядываясь, надеясь, что жена следует за мной.
В общем, так оно и случилось. Монахини далее не стали препятствовать нам, убогим, общению с Всевышним, в стенах этой Божьей обители.

Мы прошли по широкой галереи и оказались перед входом в огромный зал центральной части костёла. И тут я действительно онемел от открывшейся передо мной картины.

Представляете высокий зал с арочным потолком, опирающимся на множество колонн. Посреди зала свободное пространство, а по его сторонам ярусами поднимаются кресла, на которых сидели люди одетые в старинные камзолы. Среди рыцарей ордена были и старики, и очень молодые люди.
Ощущение у меня было такое, словно я попал на королевский бал в советский фильм сказку «Золушка».
Те же воротники жабо, те же бархатные одеяния с золотыми позументами. Лица этих людей светились радостью общения с Богом.
А воздушное пространство заполнял голос священника. Он читал проповедь, а люди вторили ему.
Я хотел сделать снимок, но страх того, что меня за это могут выставить вон, пересилил желание фотографировать и я полностью  растворился в этой сказочной атмосфере.

Не знаю точно, сколько длилась моё такое состояние, но жена прервала его, показав мне на часы, шепнув, что мы уже должны возвращаться в автобус, чтобы продолжить экскурсию.

Выйдя из собора, мы подошли к музыканту, чтобы поблагодарить его за подаренную идею проникновения в сказку. В ответ он спросил, откуда мы? Узнав, что мы из России, он показав большой палец на руке, произнёс:
- Русский - Very good! Путин  - Very good!

И было это в 2013 году.

Почему я вдруг вспомнил об этой поездке в сказку именно сегодня, в апреле 2022 года?

Теперь всё эти воспоминания о прошлых путешествиях по миру, создают странные настроения, проявляющиеся во вспышках дежавю*.
Мы, россияне, теперь живём, словно на двух планах, как персонажи многих рассказов Достоевского - на том, что мы знаем, и в какой-то другой реальности, в которую нас не пустят.



* Дежавю; — «уже; виденное» — психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте.