Речники

Анатолий Бызовской
В один из периодов освоения крайнего Севера - геологоразведка глубокого бурения уходит на побережье Баренцева моря. Суда Печорского речного пароходства, начали осваивать районы бассейна реки Печоры, граничащих с морским побережьем.
 
"Коровинская" губа, ширина около двадцати километров. На той стороне уже ближе к побережью Баренцева моря, будут стоять буровые вышки геологов. И вот для этих сооружений нужно твердое основание - фундамент, а завезенная песчано-гравийная смесь, будет служить еще природоохранным фильтром для природы.

И суда Печорского речного пароходства осваивая новые водные пространства начинают завозить с Печоры - песчано-гравийную смесь.  Это расстояние около тысячи километров, а завозится это буксирными судами с двумя тысячетонными баржами.
 
От устья Печоры до Нарьян-Мара сто километров, это есть основной судовой ход, где работают уже морские суда. А геологи уходят далеко от основного русла реки.
И речники малыми протоками, которых в пойме реки Печоры великое множество, с помощью службы (Басейнового управления пути) находят нужные «водные дороги.»

В протоках вождение составов осложняется их узкостью и часто отсутствием глубин. А осенью еще особенностью - отливами и приливами, что сильно влияют на глубины в протоках.

"Коровинская" губа – ширина около двадцати километров. В хорошую погоду, чуть-чуть в дымке виден противоположный берег. Не смотря на ширину и больших глубин, очень много мелей и каменистых гряд. Они ограждены плавучими знаками и вехами, но все эти места надо знать точно.

И за проводку судов в этом районе назначается – ответственный, опытный специалист – капитан – наставник, Печорского пароходства.

Так в последние дни июля я, был в командировке, находился в порту Нарьян – Мар и сопровождал составы, идущие в те районы.
 
Следующий состав с буксиром –«Ухта» и двумя тысячетонными баржами должны прийти через двое суток. В порту стоит обстановочный теплоход Басейнового управления пути, который занимался установкой, плавучей обстановки для наших судов.
 
Просмотрев карту водных проток, я пришел к ним с предложением проверить несколько мест, возможно с лучшими условиями вождения составов. Так на данном этапе, в одном узком месте, приходилось состав расформирововать и проводить по одной барже. Они согласились.

Предупредив диспетчера, что я состав буксира «Ухта» буду ждать для сопровождения на заходе в "Коровинскую" губу – мы вышли в этот рейс.

К нашему сожалению все протоки, как две капли похожи друг на друга. Особых преимуществ не было. И мы по протокам движемся к месту встречи с буксиром «Ухта».
Все берега этих водных путей покрыты сплошными зарослями ивняка. Это Заполярье, тут практически вечная мерзлота и кроме этих зарослей ничего тут уже не растет.

 И вот в одном месте, в кустах, метрах в десяти от берега лежит, белея большая рыбина.
 
Решили узнать, что и в чем дело? Тихонько подошли к берегу, скинули трап и я, одев «бродни» сошел на берег. Хорошо сказано сошел… тотчас ушел почти по колени в ил, глину. Кое-как выдирая ноги из этой липкой смеси дополз до рыбины. Это оказалась рыба- щука, не менее десяти килограммов.

Рыба живая, еще шевелит жабрами – дышит. Щука зажата двумя крупными ветками ивы, возле головы (за шею). В прилив там было все под водой. Видимо в погоне за рыбой она на скорости влетела в этот капкан, он защелкнулся и выбраться уже не смогла, а вода… отлив - ушла. Приполз с ней на теплоход. Команда довольна – свежая рыба на ужин.
 
Кое-как отмыв сапоги от грязи смог их снять. Прошло с этой операцией – «Щука», минут тридцать- сорок. Дали команду вахтенному отходить. Но не тут-то было.
 Воды под корпусом теплохода, чтобы отойти от берега уже нет. На небольшой скорости подошли к берегу, а там глина и сплошной ил и как по маслу теплоход «вышел» на берег.

 А за это время еще упала в отлив и вода, винту уже не хватало воды, чтобы сдвинуть теплоход с мели. И через час возле теплохода было «сухо».
 
И мы, как и щука остались в капкане. Делать нечего, на сто километров в округе ни одного теплохода, чтобы звать на помощь. Остается одно ждать – прилива, а это двенадцать часов ожидания. Щука на ужин была приготовлена, но особого аппетита уже не вызывала.

К утру прилив, вода начала прибывать, мы слезли с мели и пошли к месту встречи. Пока мы шли протоками ветер, волна не ощущались. Но когда мы вышли к заходу в губу увидели: сплошные белые гребни двухметровых волн и штормит так, что волны на этом мелководье, оголяют всю донную поверхность.

Вдали от берега волны еще больше, ветер еще сильнее. А самое главное в километре от берега среди этих волн с двумя тысячетонными баржами стоял наш буксир. Он стоял учаленный для толкания - две баржи были впереди.

По рации связались, спросили – Как обстановка? Сказали, что пока нормально. Предпринять и оказать помощь при такой волне, наш небольшой теплоход не мог. А им оставалось только держать состав против волны, двигаться к берегу подставляя борт таким волнам было нельзя.

 А волны прокатывались по баржам, песчано - гравийная смесь, нагруженная кучами высотой до пяти метров, после каждого удара волн, уменьшалась в размерах, а волны докатывались до буксира уже уменьшались в размерах, но еще перекатывались через рубку судна.

Эта свистопляска волн, ветра и каких-то темных туч, мечущихся по небу, продолжалась в течении часа, затем постепенно ветер начал стихать, а за ним и волны, все стало успокаиваться. Через час с небольшим буксир с баржами был у нашего берега.

Команда конечно пережила неприятные минуты в своей жизни. Но хорошо, что все хорошо кончилось. Буксир и баржи были вымыты до лоска и блестели своей чистотой.

 Баржи были выдраены песчано- гравийной смесью до блеска метала. На палубе не было ни одной песчинки. Две тысячи тонн груза, волны смахнули с палубы барж, в течении часа. А плавучему крану для выгрузки надо четыре часа.

Но, а так, как груз у нас не принимали, мы решили, что баржи разгружены законным способом и буксир «Ухта» с баржами ушел в Печору. А, что случилось перед этим?
 
Буксир пришел в нужную точку, никого нет и решил самостоятельно продолжить путь, так-как у них это был уже не первый рейс в эти места.
 
Но они успели отойти только на километр, как налетел мощный – ураганный ветер и буквально за пятнадцать минут все закружилось в сплошном вихре: ветра и волн. Предпринять они уже ничего не смогли, осталось только стойко держаться против волны. Решение было правильным. Подставь борт – троса на счалах не выдержат и их раскидает по этой огромной водной поверхности.

Аналогичный случай был и с моим буксиром, где я был капитаном. На нижней Печоре в светлый день. Резко потемнело, поднялся штормовой ветер, огромные волны и буксир с двумя (правда порожними) тысячетонными баржами, просто выбросило на берег. Через сорок минут все стихло, прекратилось – светило солнце.
 
Так-что речникам того времени пришлось испытать каверзы природы, осваивать новые водные пространства, овладевать мастерством - судовождения на современных судах, управления сложной техникой и выполнять государственные планы перевозки - народнохозяйственных грузов.