С тоской вспоминаешь Бориса Николаевича

Тимур Тамирхан 2
Действительно, глядя на то, что происходит сейчас вокруг, с тоской вспоминаешь Бориса Николаевича и те времена. Да, шла чудовищная чеченская война 1994 -1996 годов, но российское общество было свободным. Сколько, помнится, было антивоенных выступлений на улицах и в СМИ, сколько было общественных организаций, пытавшихся остановить войну, при этом многие из них осуществляли свою деятельность прямо в зоне боевых действий. Тогда нам казалось, что по-другому и быть не может: налогоплательщики имеют право интересоваться и обсуждать, на что тратят их деньги нанятые ими же менеджеры. А уж критиковать действия этих менеджеров - святое дело. В обществе шли дискуссии на абсолютно любые темы. Никаких тебе законов об экстремизме и иноагентах - вместо них свободные митинги на площадях, программы "Взгляд", "600 секунд" и "Пятое колесо".

В то время активно действовал комитет солдатский матерей, чьи представители часто выступали в прессе и давали оценку происходящему. Героические усилия предпринимали и правозащитники, первый из них - Сергей Адамоич Ковалёв, бывший советский диссидент. Был на слуху случай, когда во время осады российскими войсками посёлка Бамут, командовавший отрядами сепаратистов Хайхороев обещал казнить по пять пленных после каждого обстрела посёлка со стороны российских военных. Но, под влиянием депутата Юлия Рыбакова который пробрался в осажденный Бамут с письмом С.Ковалёва и вел там переговоры с полевыми командирами, Хайхороев отказался от этих намерений. Таким образом оказались спасены человеческие жизни.

В любые политические процессы в стране, будь то даже война, было вовлечено всё общество. Сейчас себе такое можно представить?

До сих пор вспоминается курьёзный случай, когда министр обороны Павел Грачёв, слегка приняв на грудь, публично назвал депутата-миротворца Юшенкова "гадёнышем", а в адрес Ковалёва изрёк: "на нём клейма негде ставить". Но это нормально, министр обороны обязан быть "ястребом", а правозащитник - "голубем", и их позиции должны быть непримиримыми. Это всё есть признак ЗДОРОВОГО общества. Здорового. Заметьте, никакие толпы орков, никакие телеканалы с бесноватыми телеведущими "пятой колонной" и "национал-предателем" Ковалёва не клеймили. Если кто клеймил, то это отдельные группы граждан.

Словом, была полноценная, нормальная политическая жизнь. А раз нормальная, то думалось, так будет всегда - общество стало на цивилизованный, демократический путь и нет резона с него сворачивать.
Но не тут-то было. Каким-то чудом мы вдруг очнулись в стране, где над всеми и над каждым весит угроза под названием 280.3 - статья УК, которую по-человечески сформулировать-то не успели, так торопились. "За дискредитацию использования". Ты чего использование дискредитируешь, гад?
Нечто немыслимое для для демократической страны отчебучил и Роскомнадзор. "Средства массовой информации, информационные ресурсы при подготовке своих материалов и публикаций, касающихся проведения специальной операции в связи с ситуацией в Луганской народной республике и Донецкой народной республике, ОБЯЗАНЫ (выделено мной) использовать информацию и данные, полученные ими только из официальных российских источников". Ибо, как говорится далее, "именно российские официальные информационные источники располагают и распространяют достоверную и актуальную информацию".
Вот так. "Именно они". Ни больше, ни меньше.

Это, скажите, что? В какой мир Оруэлла провалились мы, в какой сюжет Кафки? Что за мрачный Мордор?
Как мы в этой трясине все незаметно для себя увязли? Как позволили случиться такому?

Больнее всего сознавать то, что создавшееся положение вещей поддерживает 70% тех, кого мы ежедневно видим вокруг, с кем здороваемся, с кем поднимаемся вместе в лифте, кто стоит с нами в очереди в кассу. Вы приходите за ребёнком в садик, а добрая миловидная мамаша, родительница друга вашего чада, пожимает плечами: "Так бандер же бомбят. А что "Эхо Москвы" закрыли, так они же вроде против России выступали, нет? Я-то сама их не смотрела, не слушала, меня в интернете кулинарные рецепты интересуют больше".

Так и живём. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.

А ведь была когда-то, повторяю, нормальная, свободная страна. Было трудно, да, было проблем выше головы, отсутствовала уверенность в завтрашнем дне, но... Свобода. Этот сладкий воздух свободы. 
Или взять времена более ранние - времена Михал Сергеича. Что-то вспомнилось лето 1987 года, позднее утро, я иду по городу, на мне футболка с большим, во всю грудь,  портретом Горбачёва. Иду, весь полный надежд - впереди свободная светлая жизнь. И светит солнышко. Думать не думал, конечно, что рухнет Совок - в конце концов, свободный горбачёвский Совок тоже неплохо... Но мог ли я помыслить тогда, что в далёком будущем, через 35 лет, уже без всякого Совка, на страну снова свалится тоталитарная ночь! Что мне будут в законодательном порядке указывать, "именно какие" источники содержат достоверную информацию и источники чьей страны я должен использовать в своих публикациях. Что меня смогут оштрафовать, а то и посадить только за то, что я, допустим, публично пересказал содержание десятиминутного видеоролика, снятого в Украине. Мне б такое не привиделось и в кошмарном бреду.
Где ты, моя свободная страна? Что вы, падали, сделали с моей страной?

В Фейсбуке есть группа с названием "Гаага ждёт". Так ждёт или нет?


Т.Тамирхан