Критический обзор Грустный стишок Вашей Лены

Правдина Натали
Критический обзор Грустный стишок Вашей Лены

Грустный стишок. - литература для детей, 23.02.2021 18:27
( Ваша Лена)

"Жила-была собачка, сварливая - беда!
Любила гадко пачкать в лесочке у пруда.
Поднимет резво ножку - - и жуткое амбре.
Лесочек понемножку поник и захирел.
Лютует злая лайка, грозится: "Всех порву!
Цветущие лужайки, зелёную траву!"
Блохастая собачка, лохматый колобок
Сумела вдрызг запачкать приятнейший лесок.
Лежат повсюду кучки унылого...сырья,
Собачку дико пучит, её жалею я.
Лекарства нет от злости, собачке не помочь,
Грызёт бедняга кости. И гадит день и ночь."


Неожиданно для меня, как для читателя, я хочу поднять очень важную тему для разговора о проблемах детской поэзии, прочитав не детское стихотворение автора Вашей Лены под названием: "Грустный стишок" в рубрике детские стихи на Проза ру.

Попытаюсь с позиции читателя провести критический анализ этого стихотворения, так как не считаю этот "Грустный стишок" детскими стихами.

Разговор пойдёт не о самой технике стихосложении, не о рифмах и качестве ритма данного стихотворения, а самом банальном... является ли на самом деле этот стих детской поэзией или его нужно было публиковать под другой рубрикой взрослых, а не детских стихов.

Единственное, что радостного "детского" меня зацепило в этом стихотворении автора Вашей Лены, так это сравнение "блохастой собачки" с "лохматым колобком". Очень хорошее сравнение)! И, пожалуй, это всё что напоминало бы мне о детстве.

Почему же я считаю эти стихи не детской поэзией?

Попробую аргументировать и разложить, как говорится свой анализ по  полочкам.

Во-первых, детские стихи должны быть увлекательными для ребенка, радовать его жизни, ребенок должен испытывать яркие положительные эмоции, открытия, а не показывать ему низменные животные инстинкты такие как "гадко пачкают собаки под кустом, "поднимает резво ножку", хотя как известно всем поэтам у собак не ножки, а лапы.

Автор видно не знает таких тонкостей строения тела у животных и детей вводит в заблуждение, если, конечно, он не имел в виду то, что собака это есть человек. Для справки..."Ноги — это нижние конечности, которые есть только у высших приматов и людей. Лапой люди привыкли называть конечность, у которой на нижней стороне есть мягкие кожистые образования — подушечки. Благодаря ним, например, кошки и собаки ходят мягко, почти бесшумно."

Во -вторых детские стихи должны быть понятны для детей. Как дети, например, должны расшифровать подноготную фразы " кучки унылого ... сырья" у этого детского в кавычках поэта?

Дети, читая этот стих, вряд ли поймут, что это такое? Мало того, какого такого сырья, имел в виду этот самый автор детского стиха, даже, взрослый читатель не сразу поймет, что есть в его понимание "унылое сырье", оно что, не унылое еще бывает?

Или, например, словосочетания из двух слов "жуткое амбре", "вдрызг запачкать" которые автор Ваша Лена использовала для детских стихов, разве они пригодны для понимания "оного" в детском возрасте?

В-третьих, дети - большие фантазеры, и, прочитав этот стих, где главной темой проходит то, как "лютует злая лайка", при этом она еще и "сварливая, как человек, да еще человеческим языком грозится " Всех порву", и то как она "поднимает резво ножку", где её "дико пучет", а потом она почему-то после поноса грызёт кости... вряд ли после этого всего у детей возникнет интерес и импульс к чудесной фантазии, разве что разбудит воображение низменного и агрессивного порядка?

Наверное, не ошибусь, если выскажу предположение, что автор Ваша Лена, сочиняла свой стих не для детей, а для взрослых, но поместила его в рубрику стихи для детей.
Автор даже не проанализировал свой опус, с точки зрения того, что поэт хотел донести до детского сознания и детской психики. Если автор Ваша Лена хотела показать в своем стихе, что собачки гадят в лесу и это плохо, то дети ей наверняка бы задали каверзные вопросы:

"А где собачкам тогда справлять свою нужду? В парке и на улицах города точно нельзя, это даже дети знают... Значит, в лесу можно.... А разве другие звери в лесу не гадят на травку? А разве некоторые некультурные взрослые не захламляют наши леса и парки, порой, даже, гадят хуже зверей?"

Поэтому, эти детские в кавычках стихи вряд ли попадают под категорию детские, они очень, даже, взрослые, если их внимательно прочитать... и наверняка, имеют, "взрослый" подтекст.

И вряд ли собаки лютуют в лесу, как волки, крича человеческим голосом :" Всех порву!" разве, что в сказках. Они, как правило, лают или скулят.

Хорошие детские стихи не должны походить на взрослые со злыми, пошлыми, неточными, определениями – дескать, ребенку и так сойдет! По отношению к ребенку поэт, пишущий детские стихи по- моему мнению, должен быть гуманен и ответственен, и в то же время совершенно отойти от взрослости и проникнуться счастливым миром детства, чтобы говорить с детьми на понятном для них языке, чему- то доброму научить ребенка, подарить ему радость и светлые чувства от чтения своих стихов.

Давно известно, что все стихи поэты пишут для себя, но только на большом взлете они получаются для других.

Грустно осознавать, что детские стихи могут быть такими "грустными", такими "гадкими" в смысле непотребства " гадкого сырья", такими непонятными и безрадостными в редакции автора, именно, для самих детей.

Если автор писал свой стих исключительно для детей и только для них, чтоб заинтересовать их и поразить их детское воображение и, чтобы детям стихотворение понравилось,то этот стих дети непременно бы захотели выучили наизусть, и, даже, рассказали о нем в школе или своим родителям. 

Поэтому, надо было с самого начала задать автору Вашей Лене  самой себе вопрос: "А как к этой "кучке унылого...сырья" и "жуткому амбре", относится она сама?

Ведь, детям наверняка известно, что и собаки, и кошечки, и, даже, люди этим "не хитрым делом" занимаются регулярно.

Если бы автор детских стихов Ваша Лена приняла бы это к сведению, то, думаю, что она наверняка бы нашла приемлемые эстетические и более точные словосочетания в рифмах и форму их подачи, именно, для детей, а не для искушенных взрослых читателей, чтобы донести до их незрелого детского ума ту простую истину, что братьев наших меньших, надо всегда любить, как самих себя? Этому нас учили  сызмальства в школе и в семье наши родители.

Тогда бы я точно, как читатель поверила в то, что автору "Грустного" стиха, действительно, жаль этого бедного, бездомного, голодного, больного пса, аборигенной породы под названием лайка, которая является отличной охотничей собакой и незаменимым помощником, другом человека издревле. Злобными такие псы становятся, разве что только из-за того, что у них был злой и безответственный хозяин, который собак совсем не любил.

Вопрос хотелось бы задать автору не "детских" стихов гражданке Израиля Вашей Лене:

"Присутствует ли тогда в её детском стихотворении " Грустный стишок" кроме, конечно, рифмованного и ритмического текста какая-либо весомая поэтическая детская суть, вследствие чего, все российские дети, читая его, ощущали бы не только грусть и злобную мерзопакость, представленного ею художественного образа, но и эстетическую радость и чувство любви к животным и природе?  И получили ли дети какую-нибудь пользу и положительную эмоцию от прочтения её, якобы, детского в кавычках стихотворения?