Ребята - ястребки

Владимир Колябин
На фото: Командир 88-го ИАП Подполковник А. Г. Маркелов  ( сидит )  с группой лётчиков полка участников боёв на Кубани. Стоят слева направо: В. В. Собин, Е. А. Пылаев, В. А. Князев, В. И. Максименко, А. А. Постнов, В. Е. Потасьев, К. Л. Карданов, В. А. Колесник, А. П. Лукин.


Эх, и крепки ребята-ястребки,
С «Мессершмиттом» справится любой,
Ты согрей нас жарко, фронтовая чарка,
Завтра утром снова в бой.

                А. Штейнберг. Южный фронт. 1942 г.


  Ястребками с любовью в предвоенные годы называли в  СССР  летчиков-истребителей РККА летавших на И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый» (в просторечии — «Ишак», «Ишачок») — советском одномоторном истребителе-моноплане созданном в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова.

Первый полёт на прототипе был выполнен 30 декабря 1933 года лётчиком-испытателем Государственного авиационного завода № 39 (ГАЗ № 39) Валерием Чкаловым.

Этот самолет был любим среди летчиков, которые ласково называли его «Ишачком». Видимо, сокращенно от И-16. Тем не менее этот самолет оправдал свое прозвище. Он стал неприхотливой рабочей машиной, иногда проявлявшей свой норовистый характер. Самолет эксплуатировался вплоть до 1952 года. И-16 также иногда называли «ястребком». Военные его называли «ишаком». Чкалов сравнивал его с ласточкой. Испанцы дали ему прозвище «москас», то есть «мошка», а китайцы именовали «Ласточкой».

К началу Великой Отечественной войны И-16 был самым массовым истребителем в советских ВВС. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 Виктор Талалихин первым произвел таран в ночном воздушном бою в Великой Отечественной войне, сбив около Москвы бомбардировщик He-111.

На самолетах этого класса летом 1942 года в Ставропольском небе  воевали летчики 88-го истребительного авиационного Новороссийского полка (88-й иап.) в составе 216-й истребительной авиационной дивизии, 4-й Воздушной армии.

88-й истребительный авиационный полк сформирован 13 апреля 1940 года в Киевском Особом военном округе в Виннице на базе 4-й отдельной истребительной авиаэскадрильи в составе 32 самолётов И-16.

Перед началом Великой Отечественной войны 88-й истребительный авиационный полк базировался в Виннице, Вухониках.

К 22.06.1941 г. имел на вооружении 71 И-16 (в том числе 2 неисправных). С первых дней войны действовал на Юго-Западном фронте. С сентября 1941 года действовал на Южном фронте в составе 20-й сад. В марте-апреле 1942 года входил в состав ВВС 56-й Армии. С мая 1942 года входил в состав 216-й иад.С апреля 1943 года входил в состав 229-й иад.

С первого дня Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года летчики полка летчики полка вступили в бой с асами фашистких люфтвафе. Первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне летчиками полка была одержана 23 июня 1941 года: младший лейтенант Князев В. А. в воздушном бою в р-не г. Жмеринка сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.

Командирами полка в годы Великой Отечественной войны были  подполковник Маркелов Андрей Гаврилович  16.05.1941 — 08.08.1943. и подполковник Максименко Василий Иванович 09.08.1943 — 31.12.1945.

Командир 88-го истребительного авиационного полка - Андрей Гаврилович Маркелов, подтянутый и собранный, с орденом Красного Знамени на гимнастёрке, он с первой минуты располагал к себе.

Родился на Украине в семье рабочего в 1910 году. Отца лишился рано. И работать начал тоже рано. Зимой учился, летом зарабатывал на хлеб у кулаков - батрачил. В 1926 году окончил семилетку, тогда же вступил в комсомол. Через год пошёл на производство, получил специальность электрика. Ещё через 2 года отправился на службу в Красную Армию, а после демобилизации снова работал на одном из заводов Донбасса. В 1931 году поступил в Одесскую школу пилотов и лётную службу прошёл от "А" до "Я".

С сентября 1937 года по Июль 1938 года был в Китае: обучал китайских лётчиков полетам на И-16, а потом в течение 5 месяцев сражался с японскими захватчиками.
Великую Отечественную войну Гвардии полковник А. Г. Маркелов закончил уже заместителем командира 309-й истребительной авиационной дивизии.

Командир 88-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Василий Иванович Максименко изначально служил командиром эскадрильи полка.

Родился 12 февраля 1913 года в посёлке Харцызск Российской империи (ныне —Донецкой области Украины). В Красной Армии с 1935 года. В 1938 году окончил Оренбургское военно-авиационное училище лётчиков.

Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году.

Лейтенант Максименко — участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Был заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, штурманом полка. Командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка (216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Закавказский фронт).

 В бою 25 августа 1942 года под Моздоком был тяжело ранен, затем вернулся в строй.

К октябрю 1942 года совершил 250 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Красной Армии» от 23 ноября 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Почти год воевал штурманом 88-го истребительного авиаполка. С августа 1943 года до Победы — командир 88-го истребительного авиационного полка, был умелым и отважным командиром. Под его командованием в апреле 1944 года полк получил гвардейское звание и стал именоваться 159-м гвардейским истребительным авиационным полком, а также получил почётное наименование «Новороссийский» и был награждён орденом Красного Знамени.

 Во главе полка участвовал в Новороссийско-Таманской, Крымской, Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской наступательных операциях. К победе подполковник Максименко выполнил 516 боевых вылетов, сбил 7 самолётов лично и 9 — в группе.

В героическом 88 ИАП истребительном авиационном полку служили 10 летчиков удостоенных звания Герой Советского Союза и награжденных Золотой Звездой:

Максименко Василий Иванович, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта, старший лейтенант, 23 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 741.

Колесник Василий Артёмович, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан, Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1150.

Середа Пётр Сельверстович, капитан, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 821.

Летчикам 4-й воздушной армии приходилось действовать в крайне сложной и напряженной обстановке. Для того чтобы определить, наши это части или вражеские, разведчики, как правило, снижались до бреющего полета, а порой даже производили посадку, чтобы личным опросом узнать номера полков и дивизий.

В своих мемуарах командующий 4 ВА маршал  авиации К. А. Вершинин описал его подвиг : "Однажды Середа Пётр Сельверстович получил задание установить принадлежность воинской колонны, двигавшейся по проселочной дороге. Сев неподалеку от проселка, летчик, не выключая мотора, вылез из кабины И-16 и направился к солдатам. Едва успел сделать несколько шагов, как те начали стрелять.

 Поняв, что напоролся на фашистов, Середа побежал к машине. Две пули угодили ему в ногу и в спину. Однако летчик нашел в себе силы, чтобы добраться до самолета и сесть в кабину. Резко развернувшись в сторону вражеских автоматчиков, которые намеревались захватить его в плен, он сбил их и взлетел. Несмотря на тяжелое ранение и потерю крови, Петр довел самолет до своего аэродрома и доложил командиру о результатах разведки."

Карданов Кубати Локманович, капитан, заместитель командира эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 августа 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда

Князев Василий Александрович, старший лейтенант, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1146.

Постнов Алексей Алексеевич, старший лейтенант, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 августа 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1153.

Семенюк Иван Иванович, командир звена 88-го истребительного авиационного полка, Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 июля 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза будучи командиром эскадрильи 40-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии. Золотая Звезда № 2381.

Собина Василий Васильевич, лейтенант, командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 19 августа 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно. Навечно зачислен в списки полка.

Лукин Афанасий Петрович, капитан, командир эскадрильи 159-го гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 4484.

Пылаев Евгений Алексеевич, капитан, помощник по воздушно-стрелковой службе командира 159-го гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 4844.

Жарким летом 1942 года судьба моей Родины страны СССР и исход Великой Отечественной войны решались в битве за Кавказ.

28 июня 1942 года 4-я танковая армия вермахта под командованием Г. Гота прорвала фронт между Курском и Харьковом и устремилась к Дону. 23 июля 1942 г. пал Ростов-на-Дону — путь на Кавказ был открыт.

Перед Гитлером открывалась реальная перспектива выхода в Закавказье к бакинской нефти, но и возможность захватить Сталинград. 

Группа армий, созданная для наступления на Кавказ, получила код «A».  Немецко-румынские войска стремились занять Кубань, Ставрополье и Северный Кавказ.

В знойном небе в августе 1942 года над хлеборобной Ставропольской землей развернулись ожесточенные воздушные бои советских летчиков ястребков из 4-й Воздушной Армии с асами Германа Геринга.

Нашим летчикам противостоял 4 воздушный флот гитлеровцев. В группе армий «А», которую он поддерживал, насчитывалось до 1 тысячи самолетов.

Немецкие полчища вырвались на степные просторы Ставрополья. Действий советских общевойсковых соединений в границах Ставрополья в августе 1942 года отличались отсутствием сплошной линии фронта. Немецкие танковые клинья рассекали отходившие части Красной армии - измотанные и обескровленные, зажимая их в тиски окружения.

Закрепиться на рубежах обороны не представлялось возможным и советские войска отступали к предгорьям Кавказа. Наступающих гитлеровцев сдерживали советские летчики, прикрывая отходившие войска.

В своих мемуарах командующий 4 ВА маршал  авиации К. А. Вершинин писал: «Летчикам 4-й воздушной армии приходилось действовать в крайне сложной и напряженной обстановке. Они наносили удары по наступающему противнику, обороняли свои наземные войска от налетов вражеской авиации, следили за направлением их движения, выполняли другие важные задачи».

Имея в своем распоряжении всего-навсего 126 самолетов, то есть почти в восемь раз меньше, чем у немцев, штаб 4-й воздушной армии принимал все меры к тому, чтобы выполнить поставленные перед авиацией задачи.

«Прикрыть отход наземных войск, бомбардировочными и штурмовыми ударами максимально задержать наступление противника и снизить темпы его продвижения, — пишет Маршал Советского Союза А. А. Гречко в своей книге «Битва за Кавказ».

Сложность обстановки для частей 4 ВА состояла в том, что базирование частей шло по оси Ставрополь, Солдато-Александровская, Советская, Моздок, то есть, на правом открытом фланге отходящих войск. В ряде случаев впереди базирования частей 4 ВА наших наземных войск не было, и авиаторы вели боевую работу до тех пор,
пока противник не приближался на угрожаемое расстояние, после чего происходило перебазирование. Даже сам штаб 4 ВА оказался в Ворошиловске под ударом передовых танковых частей вынужден поспешно сменить место дислокации.

3 августа чуть не оказался в руках врага легендарный летчик А. И. Покрышкин, приземлившийся на аэродроме в Ворошиловске. Появившиеся на окраине аэродрома немецкие мотоциклисты, заставили взлететь нашего аса на неисправном самолете и добираться к своим с неубирающимися шасси.

Смена аэродромов была обычным делом и зависела от боевой обстановки на земле. Обустройством полевых аэродромов для 4 Воздушной Армии занимались батальоны аэродромного обслуживания.

С 2 по 6 августа 1942 года на северной окраине села Благодарного выполнял боевые задачи 442  батальон аэродромного обслуживания.

442  батальон аэродромного обслуживания был сформирован 5 мая 1941 года из бывшей 141 Авиационной Базы дислоцировавшейся в г. Тирасполь (авиационный городок)под командованием командира батальона Новикова в составе 392 человек.

За годы Великой  Отечественной войны 442 БАО прошел боевой путь протяженностью 10165 км. от города Тирасполя до года Махачкалы и обратно от  города  Махачкалы до города Надлак в Румынии на своем автотранспорте, оборудуя аэродромы и подвозя боеприпасы и материально-технические средства.

Согласно боевого донесения 442  батальон аэродромного обслуживания ускоренными темпами  построил в селе Благодарном аэродром для 88 истребительного авиационного полка с материальной частью 18 самолетов И-16.

Для строительства аэродрома командованием был выбран местный ипподром на северной окраине села за железной дорогой. Рядом находился железнодорожный вокзал, что позволяло доставить технику и ГСМ.

На территории аэродрома было отрыто  6 открытых щелей для укрытия самолетов.

На этом аэродроме в селе Благодарном 4 августа 1942 года находился штаб 216-й истребительной авиационной дивизии в состав которой входил 88-й ИАП.

По информации из донесения ОБД МЕМОРИАЛ о безвозвратных потерях 6 августа 1942 года при перебазировании  из села Благодарного пропали без вести военнослужащие 4 Воздушной Армии,  442  батальона аэродромного обслуживания (442 обао):Архангорлиский Моисей Григорьевич Моисей Григорьевич 1894 г., Землянов Степан Иванович 1910 г., Мельников Алексей Ефимович 1907 г.

При перебазировании с аэродрома  442 бао подвергся бомбардировке немецкой авиации и раненых доставили в село Благодарное в эвакогоспиталь.

Обратился я к поисковику Вячеславу Градобоеву в г. Константиновск, Ростовской области с просьбой уточнить судьбу воинов. Вячеслав отозвался и написал: "Постараемся помочь. Всю информацию отправил своему товарищу Недайводину Владимиру."

 Спустя некоторое время в январе 2022 года я получил следующий ответ из Ростовской области: " Недайводин Владимир прислал подтверждение и по его данным двое воинов из числа пропавших без вести оказались выжившими после ранений:

ЗЕМЛЯНОВ Степан Иванович, 1910г.р., родился ст. Константиновская.  Ростовская обл., призван Константиновским РВК, Ростовской обл., 4 ВА 442 БАО, красноармеец, 06.08.1942г. пропал без вести в районе с. Благодарное, Александровский р-н, Орджоникидзевский край (по данным ГРАДОБОЕВА Вячеслава, он остался жив и умер в 1989 году в г. Константиновске.

ЗЕМЛЯНОВ С. И. – уроженец станицы Богоявленской, Константиновского района. Родился 15 декабря 1910 года. До войны проживал в поселке Константиновском по адресу ул. Калинина, 62. В 1938 году в семье родилась дочь Вера, дальнейший её жизненный путь теряется. Нет сведений и о его супруге ЗЕМЛЯНОВОЙ Валентине Григорьевне. После войны ЗЕМЛЯНОВ Степан Иванович работал механиком на элеваторе. Умер в 1989 году в г. Константиновске.

МЕЛЬНИКОВ Алексей Ефимович, 1907г.р. прошел всю войну. Награжден:  медаль «За отвагу» 20.04.1944г.; орден Красной Звезды 27.11.1944г.; орден Славы III степени 23.12.1944г.; медаль «За отвагу» 03.05.1945г.; медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

МЕЛЬНИКОВ Алексей Ефимович, 1907г.р., не пропал без вести, а продолжил службу в Красной Армии. За годы войны награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Красной Звезды и орденом Славы 3 степени. К 9 мая 1945 года гвардии сержант А. Е. Мельников состоял в должности командира отделения минометной роты 2-го стрелкового батальона, 105-го гв. стрелкового полка, 34-й гвардейской стрелковой Енакиевской Краснознаменной дивизии. МЕЛЬНИКОВ А. Е. прошел всю войну, вернулся домой.

Он рассказывал, что когда получил ранение, привезли его в село, где должен быть госпиталь, а госпиталь уже эвакуировался, его повезли дальше. Потом он служил в пехоте. Похоронен в станице Николаевской Ростовской области.

Несомненно, что именно третий  воин Архангорлиский Моисей Григорьевич 1894, Место рождения Ворошиловградская обл., Ворошиловский р-н, п. Ворошиловский, ул. Ворошшилова Дата и место призыва Ворошиловский ГВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Ворошиловск, Последнее место службы 4 ВА 442 бао, Воинское звание рядовой Причина выбытия пропал без вести, Дата выбытия 06.08.1942, Место выбытия Орджоникидзевский край, Александровский р-н (ТАК В ДОНЕСЕНИИ) , с. Благодарное по  донесению ЦАМО и был тем самым солдатом умершим и погребенным в могиле на территории СШ 1 села Благодарного при спешной эвакуации госпиталя.

В марте 2022 года имя  Архангорлиского Моисея Григорьевича мы  добавили на мемориальную доску, установленную на обелиске на братской могиле на территории СШ № 1 в г.Благодарном. Светлое имя героя вернулось из небытия.

По воспоминаниям одного из летчиков 16 гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП) В. П. Карповича 8 августа 1942 года  216-я истребительная авиационная дивизия располагала девятью самолетами И-16 88-го ИАП, 21 самолетом Як-1  45-го ИАП и тремя Ил-2 103-го ШАП.

Но, несмотря на потери и нехватку летной техники, полки дивизии не прекращали своей боевой деятельности и уничтожали колонны войск противника, выдвигающиеся от Петровского на Благодарное и от Петровского на Саблинское.

На сайте ОБД "Подвиг народа" в результате поиска нашел копию журнала боевых донесений 88-го истребительного авиационного полка.  За скупыми строками документа читается описание событий тех героических времен и тяжелые будни Войны:

29.7.42  полк боевых действий не вел, личный состав полка перебазировался с аэродрома Терновской на аэродром Ворошиловска

1.8.42   полк боевой работы не вел,  личный состав полка ремонтировал материальную часть и перебазировался с аэродрома Ворошиловска на аэродром  Спицевка

2.8.42 полк боевой работы не вел,  личный состав полка ремонтировал материальную часть  на аэродроме  Спицевка

3.8.42   полк боевой работы не вел,  личный состав полка ремонтировал материальную часть и перебазировался с аэродром  на аэродром  Покровское

4 августа полк совершил 9 самолетовылетов в течении дня и уничтожил 2 автомашины противника и 12 солдат. Полк производил вылеты на разведку и сопровождение СУ 2 в район Московского, Н-Александровского и Ворошиловска

5 августа полк совершил  27 самолетовылетов в течении дня и уничтожил 2 автомашины противника и 8 солдат. Полк производил вылеты на разведку и сопровождение СУ 2 в район Московского, Н-Александровского и Ворошиловска

6 августа  полк совершил  18 самолетовылетов в течении дня и уничтожил 13 автомашин противника и 30 солдат. Полк производил вылеты на разведку в район  Александрия, Петровское , Ореховка, Кугульта. На штурмовку войск противника в районе западнее Петровского. К исходу дня полк перебазировался на аэродром в Архангельское.

7.8.42 полк в течении дня  15 самолетовылетов патрулировал в воздухе и прикрывал жд Георгиевска

8.8.42 полк в течении дня  19 самолетовылетов патрулировал в воздухе и прикрывал жд Георгиевска и вел разведку в районе Благодарного. Полк перебазировался с аэродрома Архангельского на аэродром Советское.

10.8.42 полк в течении дня  10 самолетовылетов патрулировал в воздухе и штурмовал войска противника   в районе Минвод.  Унижтожено 7 автомашин, убито и ранено до 25 солдат. Полк перебазировался с аэродрома Архангельского на аэродром Орджоникидзевская

14.8.42 районе  село Куба  в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Унижтожено 15 автомашин, убито и ранено до 70 солдат.

Примером храбрости и отваги летчиков 4 ВА стал воздушный бой, произошедший 25 августа 1942 года.

Восемь экипажей И-153 84 «А» полка в сопровождении девяти истребителей И-16 88 ИАП при налете на вражеский аэродром Дортуй (на юге Ставропольского края) встретили в воздухе двадцать «мессершмиттов» Ме-109. В результате воздушного боя было уничтожено десять самолетов. На земле был сожжен один Ю-52.
Свои потери составили два И-153 и один И-16.

В этом бою вновь отличился младший лейтенант В. Н. Макутин. При подходе к объекту штурмовки - аэродрому Дортуй - в 15 км от цели он был встречен огнем Ме-109, в результате чего получил два тяжелых ранения и значительное повреждение самолета.

Превозмогая сильную боль, летчик продолжал выполнять поставленную задачу. Противник пытался добить самолет Макутина, но тот, отражая атаку, сбил Ме-109,
нанес удар по аэродрому и, уходя от цели, снова был атакован истребителями врага, в результате чего самолет Макутина загорелся, а летчик выбросился на парашюте в полутора километрах от вражеского аэродрома. Невзирая на сильные боли, Макутин 18 километров пробирался ползком на свою территорию.

В том же бою, видя угрозу командиру полка майору Я. И. Антонову со стороны атакующих его Ме-109, пилот младший лейтенант Г. Н. Павлов, пренебрегая своей жизнью, принял неравный бой, отразил атаки и сбил один Ме-109. Однако самому майору Антонову в тот день вернуться с задания не удалось. Яков Иванович был участником советско-финской войны и был удостоен звания Героя Советского Союза в 1940 году. Несмотря на опеку со стороны ведомого, немцам все же удалось сбить самолет командира.

Группу самолетов из восьми И-16, выделенных от 88 ИАП, в бою 25 августа возглавлял капитан В. И. Максименко. Несмотря на численное и качественное превосходство противника, наши самолеты решительно вступили в бой. Шесть из
десяти сбитых «мессершмиттов» и Ю-52, уничтоженный на аэродроме противника на земле, были на счету 88 полка. Своих потерь группа не имела. Раненый в бою капитан Максименко благополучно довел и посадил самолет на своем аэродроме, а личный состав направлен в 6 ОУТАП.

Август 1942 г. по интенсивности боевых действий авиации 4 ВА стал одним из самых напряженных периодов битвы за Кавказ.

Впереди еще были Моздок-Малгобекская операция, Нальчикско-Орджоникидзевская операция, Воздушные сражения на Кубани, Новороссийская операция, Керченско-Эльтигенская десантная операция, Крымская, Белорусская, Восточно-Прусская, Восточно-Померанская наступательные операции с участием "ребят - ястребков", летчиков 88-го истребительного авиационного полка.

Но никогда они не забудут бои в знойном небе в августе 1942 года, бескрайние степные просторы Ставрополья и своих погибших боевых товарищей.

 В Ставропольском небе летчики 88-го истребительного авиационного полка похоронили гитлеровские планы по захвату Кавказа и заложили основы будущей ПОБЕДЫ.

88-му истребительному авиационному полку 16 сентября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками по освобождению города Новороссийск и проявленные при этом мужество и доблесть приказом ВГК присвоено почётное наименование «Новороссийский».
 
88-й Новороссийский истребительный авиационный полк 14 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм на основании Приказа НКО СССР переименован в 159-й гвардейский Новороссийский истребительный авиационный полк.

За годы войны летчики полка совершили 18193 боевых вылета, провели 506 воздушных боев, сбили 268 самолетов противника, уничтожили на земле 48 самолетов, 158 орудий, 69 танков, 2775 автомашин.


Они выбрали небо и стали его солдатами. В боях теряли  друзей и сами горели в самолетах. Но герои не отдали фашистским извергам ни пяди неба Родины. Вечная Слава Вам ! Сыны Отечества!