Охота на пасхальных зайцев в Мюнхене

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Старая пасхальная почтовая открытка

17 апреля 2022 года Католическая и Евангелическая церкви Баварии отмечают праздник Пасхи. Читателям предлагается фрагмент из книги автора "Православный паломник в христианском Мюнхене".


Если  паломник пребывает в Мюнхене  в канун пасхальных праздников по западному календарю, то замечает, что главным  персонажем и атрибутом Пасхи в городе является заяц из шоколада или теста. Их видишь в центре города  на прилавках знаменитого Виктуалиенмаркта, расположенного недалеко от церквей Святого Духа и  Св. Петра. К пасхальным дням в местных  кондитерских из сладкого теста  выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно  оформляют на прилавках и витринах заячьи семейства с  «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками».

Популярности  пасхальному зайцу добавили кондитеры, отливая его фигурки не только в «черном», но и «белом» шоколаде. Если верить статистике, то к Пасхе немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зайцев, завернутых в разноцветную фольгу. Это любимое лакомство детей,  разыскивающих зайца  в дни Пасхи среди цветов  в комнате, на балконе или  в саду. Детская игра «охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми. Они специально прячут для своих детей шоколадных зверьков и крашеные яйца. Своими корнями эта игра восходит к  старинному народному поверью, что на праздник Пасхи  не куры, а именно зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных местах.

Заяц как культовый персонаж  и атрибут Пасхи известен у западных христиан еще в ХVI – ХVII веках. Дело в том, что в Германии Пасха является религиозным праздником, тесно переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны. Немецкое название Пасхи – Остерн – происходит, по всей вероятности, от имени англосаксонской  богини весны и плодородия Остеры (Эостре). Ее спутником был обыкновенный  заяц, отличающийся, как известно,  необыкновенной плодовитостью и поэтому символизирующий обновление и продолжение жизни.  В честь этой богини весны и плодородия  и сопровождающего ее зайца ежегодно  в сельской местности   люди устраивали весенние торжества. Из истории известно, что  германские племена особо почитали богиню весны и любимого ею зверька – зайца. В старину люди замечали,  как только солнце поворачивало на весну, из близлежащих  лесов  к деревням тянулись целые заячьи семейства. После долгой зимы корма в лесах не было, вот и выбегали косые полакомиться остатками  капустных кочерыжек и  мороженой морковкой с крестьянских полей. В народе это была примета  приближения Пасхи.

Приход весны и пробуждение жизни крестьяне связывали с длинноухим зайцем. С давних времен к празднику Пасхи сельские жители готовили коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри яйцом. Большой популярностью в  народе пользовался и так называемый «яичный заяц», выпеченный из дрожжевого теста и держащий расписное яичко. К Пасхе маленькие дети привыкли повсеместно получать в подарок от своих крестных родителей шоколадного зайца и в придачу к нему  крашеные яйца.
Впрочем, сладким атрибутом Пасхи в Германии является не только заяц. В некоторых федеральных землях можно встретить  и так называемых его «заместителей», выступающих в роли поставщиков крашеных яиц. Это могут быть лиса, петух, кукушка, тетерев, журавль и аист. Однако верх среди всех этих перечисленных  птиц и животных  взял все-таки  заяц.  Вот уже много лет в  Баварии  именно «пасхальный заяц» является  любимцем   детворы  и взрослых. И западная церковь относится снисходительно к этому давнему народному обычаю.

На прилавках Виктуалиенмаркта, в мюнхенских кондитерских и сувенирных киосках  можно встретить  зайцев из шоколада или марципана  с   человеческими лицами, напоминающих  своим одеянием   баварские народные костюмы и роскошные одежды богатых бюргеров разных времен. В витринах маленьких магазинчиков выставлены подвыпившие или «окосевшие» зайцы с большими «пивными» животами, длинной белой редиской и белыми баварскими сосисками вокруг  шеи или шляпы зайцы – футболисты, теннисисты и т.п.

В центре Мюнхена долгое время существовал единственный в мире частный  музей пасхальных зайцев, основанный Манфредом Клауде. Музей был  заслуженно занесен в книгу рекордов Гиннесса и пользовался большой  пользовавшийся популярностью среди детей и взрослых. К сожалению, он закрылся  по причине  смерти  его хозяина. Посмотреть на собрание длинноухих   зверьков  приходили  и стар и млад. У стеклянных витрин с застывшими в театральных позах игрушечных зайцев можно было встретить  немало наивных детей, верящих в то, что именно зайцы один раз в году «высиживают» на Пасху  разноцветные яйца и затем прячут их в траве среди нарциссов, называемых немцами «пасхальными колокольчиками». В этом оригинальном музее были представлены старинные фигурки зайцев баварских и австрийских мастеров, изготовленных в середине ХIХ-го века из дерева, металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша.  Привлекательно выглядели и тематические композиции: зайцы в школе, на работах в саду и в кондитерских цехах. Пасхальные зайцы отражали приметы времени. Так, в том же музее пасхальные зайцы времен  Первой  мировой войны  были одеты в    военную униформу и носили на груди ордена. Они держали военные флаги и пивные кружки,  курили трубку, даже стреляли  из пушки. В годы национал-социализма в Германии пасхальные зайцы приобрели черно-красные цвета. Один шустрый зайчик  имел пилотку и форму отряда «гитлерюгенд», а возле него – пасхальное яичко с приветствием фюреру. Вот такому черно-галстучному «пасхальному» зайцу со свастикой на рукаве так и хотелось пригрозить указательным пальцем и сказать по-русски: «Ну, заяц, погоди!»

В ХVII веке некий Георг-Франк фон Франкенау написал целый трактат «О пасхальных яйцах», где  впервые  упоминает «присутствие» зайца на празднике Пасхи в Эльзасе.  В церковных книгах ХIV  века, когда речь идет о Пасхе, можно увидеть рисунки курицы, ягненка и зайца. Последний особенно часто встречается в литографиях и на картинах ХVI столетия. В этой связи в памяти возникает известный рисунок  «Заяц» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера родом из Нюрнберга. К символике католической Пасхи в Германии издавна приобщен не только заяц, но и крашеные яйца. В ХVII-ХVIII веках большим искусством считалось изготовление так называемых «стихотворных яиц». Для этого из сырого яйца выдували содержимое, а в его отверстие вставляли деревянную палочку. Ee аккуратно обматывали полоской бумаги с начертанным на ней в стихотворной форме поздравлением. Саму скорлупу такого «поэтического» яичка покрывали витиеватым рисунком. В Баварии были популярны и так называемые «пасхальные яйца любви». Кстати, первыми вручали их своим парням в качестве подарка девушки, ожидая ответного подарка. Опытные рукодельницы  сегодня вяжут зайцев и яйца из ниток и с помощью крахмала или сахара придают им объемную форму.
И еще одна примета праздника Пасхи в Германии, тоже не свойственная православной традиции – длинными гирляндами из игрушечных пасхальных зайцев и искусственных цветных яиц украшены входы в  магазины, кафе и рестораны, но... не в церкви! Сотни разноцветных яиц, раскачиваясь под порывами ветра,  висят на зеленеющих ветках деревьев и кустарников. Кажется, сам воздух в праздничные дни напоен легким и сладковатым ароматом нарциссов,  являющихся для баварцев вместе с пасхальными зайцами символами весны, света и радости.