Кормилица

Любовь Ханова
...вспоминая наше детство…



"Корову- то встретили? Дома Звезка-то" - с такой фразы каждый вечер после работы звучали мамины слова, когда она переступала порог дома.
Это было для нас, как "ОТЧЕ НАШ" - каждый вечер в 18.00 мы должны были встречать нашу корову у конюшни. И совсем не важно, где бы не был ты - на речке, у подруги, в кино, в Молочном, да хоть на Луне.
Это было из разряда " место встречи изменить нельзя", именно туда пригоняли из-под Мягрина стадо деревенских коров с пастбища! Раньше многие в деревне держали своих коров, поэтому стадо было большое - штук 60-80.

Такое шествие животных всегда впечатляло! Обычно хозяева приходили намного раньше, чтоб поговорить - «потороватиться», обсудить последние нехитрые деревенские новости, но такие важные для каждой семьи - об урожае, о сенокосе, о детях…

Люди собирались" кучками" по возрастным интересам - вот там" стайка" девчонок - юных, загорелых, задорных и одновременно скромных и застенчивых, игриво поглядывающих на группу взрослеющих парней, которым, может быть уже и стыдно было " ходить за коровой" и дома в сарае-"гараже" их с нетерпением ждал мопед или " макака", но наказ матери выполняли все!

А ближе всех из встречающих были женщины и мужчины. Мне почему - то запомнились их лица, такие добрые и светлые, хоть и уставшие от деревенских забот "все успеть и во время".

В руках у всех были небольшие вички, которыми они потом хоть и подгоняли своих коровушек, но делали это, скорее, с особой лаской и нежностью, хоть и на первый взгляд грубовато.

И у всех в руках была краюшка чёрного пахучего хлеба, чтоб " побаловать" при встрече свою корову. Правда, мы дети успевали иногда половину съедать, ведь на свежем воздухе аппетит был "будь здоров".

Взрослые же этого себе не позволяли и их краюхи полностью доставались своей коровушке.

И вот стадо выплывает из - под горы, шумное, большое, из-под копыт вздымается пыль, наводя небольшой ужас на малышню, которая напросилась со старшими поучаствовать а этом мероприятии.

Всё смешивается в один гул и мычанье коров, которые бурно заявляют о своём приходе и о хорошо выполненной «работе», неся целое «ведро - вымя " молока , и жёсткий хлопок кнута пастуха, который уже не ударял бока буренушек , а скорее для "острастки" и показать перед всеми умение владеть этим нехитрым "орудием труда."

В общий гул вплетались многочисленные голоса односельчан, взрослых и юных, зовущих своих коров домой:" Звезка, Буренка, Бусинка, Пестрая, Марта..."

Большое стадо потихоньку "растекалось" по дорожкам и улочкам нашего Ильинского, каждый ко своему двору в сопровождении своих хозяев.

Это была особая связь животного с человеком, основанная на заботе, внимании, большом и кропотливом труде и большой любви и благодарности, без громких слов, но с уважительным отношением к своей коровушке - по-настоящему самой главной кормилице в больших семьях в деревенской жизни. И мы это все понимали и взрослые и дети...

"Корову-то встретили с пастбища, Звезка-то дома с теленком?" - слышится мамин голос из далёкого детства...

"Встретили, встретили, не волнуйся, мама!"