Проклятое озеро

Владимир Зангиев
Это случилось в самый разгар Великой Отечественной войны. Доблестные войска фашистского вермахта тогда осаждали Москву, дошли до Кавказа. Захватчики рвались к бакинским нефтяным промыслам. Славные егеря из горнострелковой дивизии «Эдельвейс» ожесточённо штурмовали вершины на территории Северной Осетии. Мой отец был в то время зелёным пацаном и проживал в тех краях, в шахтёрском посёлке Мизур Садонского района. Он не раз вспоминал о том примечательном эпизоде из своего детства. Вот послушайте, как это было.
Посёлок Мизур расположен в глубоком ущелье с одноимённым названием, по которому протекает бурная горная речка Ардон. В лихую годину по западному склону ущелья проходила передовая наших войск. Там недалеко полыхала линия фронта и шли кровопролитные бои, днём и ночью громыхала орудийная канонада.
Иногда через посёлок передвигались в направлении к переднему краю отряды пополнения, чтобы занять позиции взамен погибших товарищей. Назад же в тыл по крутым горным тропам осторожно спускали раненых. Сам населённый пункт был совсем небольшой, гражданского населения по причине грохочущей войны там почти не осталось. Да и ниже по течению Ардона другие мелкие населённые пункты стояли такие же безлюдные. Лишь редкие женщины с детьми да старики обитали в них. По-над речкой по обрывистому берегу опасным серпантином вилась узкая дорога, по которой осуществлялось движение транспорта вдоль ущелья. На всём протяжении дороги были сооружены деревянные будки со шлагбаумами, где круглосуточные дежурные из числа всё тех же стариков и женщин проверяли документы у всех проезжающих, ведь здесь проходила зона боевых действий и необходимо было проводить строгий контроль.
И вот однажды на одном из таких постов страж заметил приближающуюся легковушку. Это был роскошный немецкий «Опель», чёрный и лакированный, как концертный рояль, весь в блеске хромированной облицовки кузова. Машина уверенно двигалась вперёд и затормозила лишь перед преграждавшим дорогу шлагбаумом. Требовательно прозвучал автомобильный сигнал.
– Не иначе какое-то важное начальство пожаловало, – забеспокоился старик-дежурный и поспешил скорее наружу открывать заграждение.
Но то, что увидел он дальше, просто повергло беднягу в шок. В машине сидели три немецких офицера и с любопытством взирали на деда. Они о чём-то непринуждённо и весело переговаривались на своём языке. Не покидая кабины на контрольном посту, проехали дальше. Недоумевающий страж был настолько обескуражен неожиданностью, что какое-то время остолбеневший не двигался с места.
– Откуда эти немцы взялись здесь? – размышлял он растерянно. – Фронт ведь не прорван – канонада всё так же доносится издалека. Неужели настолько чужаки уверовали в свою победу, что уже смеют нагло разъезжать, где вздумается? А может с пьяных глаз просто сбились с дороги?
Как бы там не было, а враги реально проехали вглубь ущелья. Тут, наконец, старец пришёл в себя, бросился к телефону и стал звонить руководству с докладом о происшествии. Там быстро сориентировались в ситуации и дали распоряжение всем последующим постам беспрепятственно пропускать «Опель» с немцами.
Тем временем в Мизуре подготовили группу захвата из местного милиционера с пистолетом, нескольких старых охотников с дробовиками, пару стрелков ведомственной охраны с карабинами сняли для дела с охраняемых объектов. В общем, набралось с десяток человек в прожжённых затасканных ватниках и вылинявших шинелях, больше смахивающих своим видом на партизанское ополчение. Но в глазах каждого из них неугасимо сверкал огонь решительности и непреклонности.
Когда «Опель» достиг посёлка Мизур, его пропустили на сторожевом посту. И лишь только гитлеровцы переехали по мосту через речку, как вынуждены были остановиться перед преградившей им путь грузовой «полуторкой». В тот же миг из-за грузовика и из-под моста с оружием наперевес к попавшей в засаду машине с незваными гостями ринулось разношёрстное воинство. Грозно ощетинившись стволами дробовиков и прочего огнестрела, атакующие громко приказали приблудным германским воякам:
– Хенде хох!
Тем ничего не оставалось, кроме как послушно поднять руки и сдаться. Во всяком случае так они рассудительно для себя предпочли. Ведь кому охота погибать в самом конце победоносной войны. Войска непобедимого рейха уже стоят у стен большевистской столицы. Здесь, на Кавказе, почти добрались до бакинской нефти, столь необходимой для обеспечения горючим бронетанковой и автомобильной техники вермахта. Скоро начнут ветеранов триумфальных сражений наделять землями на востоке и надо прибрать для себя участок получше. Счастливое грядущее впереди маячит!
Надменные нацисты неторопливо выбрались из автомобиля наружу, представ во всём великолепии перед затрапезным местным воинством. Пришельцы поистине выглядели блестяще. Эти щегольские мундиры с серебристыми орденами, сверкающие бляхи ремней и ослепительные пуговицы, надраенные до зеркального блеска сапоги… Одним словом, истинные арийцы, высшая раса!
А тут против них какие-то жалкие оборванцы в измызганном облачении с допотопными дробовиками. Смешно даже сравнивать. С теми – сам бог! А эти на кого рассчитывают? Тем не менее без боя сдались бравые германские воители, объективно взвесив все свои шансы. Их тут же разоружили и всех троих отконвоировали в опорный пункт милиции, где и заперли в имеющейся там единственной камере.
Затем прибыл армейский представитель из особого отдела. Он два дня допрашивал пленных. А на третий день на рассвете изрядно избитых, в изорванных окровавленных мундирах, под конвоем фашистов повели за посёлок по тропинке, ведущей к отдалённому озеру. Это был небольшой водоём со скалистыми берегами и ледяной водой. Там из-под земли били холодные ключи и туда стекала вода из расположенного выше в горах ледника. Озерцо настолько глубокое, что до дна невозможно донырнуть. Редко какой смельчак решался искупаться в его студёных водах. Однако в его окрестностях буйно росла сочная трава и местные жители гоняли туда попастись коров.
Немцев привели в это отдалённое место и расстреляли. В последний момент обречённые на смерть гневно размахивали руками и с ненавистью выкрикивали проклятия в лица конвоиров. Трупы потом сбросили в воду, чтобы долго с ними не возиться, поскольку на фронте сложилась тяжёлая обстановка и там каждый солдат был на счету. А в озере водились раки, которые живо расправлялись с любой попавшей к ним дохлятиной. Расстрелянных захватчиков ждала вот такая бесславная участь.
Потом, когда фронт покатился назад, на запад, у озера стали происходить странные явления. На рассвете, когда обычно туман ещё клубится над водой, кое-кто из жителей посёлка, оказавшихся в том месте, замечали три слоняющиеся по берегу окровавленные фигуры. До слуха даже доносилась чужая немецкая речь. Призраки гневно бранились, грозно размахивая руками и прогоняя прочь вторгшихся в их пределы пришельцев. Ясно было, что они не хотели, чтобы кто-либо нарушал их покой. После такой встречи с очевидцем её обязательно приключалось какое-нибудь несчастье. В конце концов люди опасливо начали обходить гиблое место. Больше никто не решался косить там траву на корм животным. Поговаривали, будто от такого сена у коров пропадало молоко.
И вот прошло несколько лет, завершилась война. Но недобрая слава об озере с привидениями продолжала будоражить сознание местных жителей. Ни у кого не оставалось сомнений в том, что в этом месте действует проклятие казнённых фашистских офицеров. К тому времени в Мизуре восстановили производства, шахта стала выдавать породу, беженцы вернулись в свои дома. Жизнь закипела. Население прибавилось после исхода оккупантов. Новые люди совсем не верили невероятным слухам о зловещих проявлениях на озере и относили всякие легенды и мифы местных старожилов исключительно к их дремучему суеверию. Тем более в стране проводилась политика антирелигиозного воспитания. Комсомол выковывал души под иные параметры.
Между тем, среди обитателей посёлка особенно выделялся один парень. Он был активным комсомольцем, хорош собой, атлетического телосложения, занимался спортом, зимой обливался холодной водой. Молодой человек ничего не боялся на свете, не верил ни в какие суеверия. Он ведал о слухах, распространённых среди мизурцев насчёт бродящих вблизи озера зловещих призраках. Однажды, дабы блеснуть отвагой перед своей девушкой, смельчак решил искупаться в проклятом озере. Позвал с собой нескольких ребят, которые наблюдали, как тот нырнул в воду с крутой скалы, переплыл на другую сторону и благополучно выбрался на берег. Свидетели конечно были восхищены такой его дерзостью.
Только после этого случая парень вдруг стал чахнуть, сдавать прямо на глазах. А вскоре и вовсе слёг в постель. Ему не помогали никакие медицинские препараты, выписываемые участковым лекарем. Не прошёл и год, как несчастный скончался от неведомого недуга. Мудрые старики сказывали на сей счёт, что, если бы тот юноша-комсомолец был верующим человеком, да обратился бы за помощью к знахарке, которая способна снять проклятие, то жил бы ещё долго до самой старости. Сами решайте теперь, уважаемые читатели, стоит ли пренебрегать народными приметами и всякими предостережениями, имеющими научно необоснованную сверхъестественную природу!..

Журнал "Футарк" №2.6 за сентябрь 2022 г.