Три встречи с Валентином Распутиным

Ирина Никифорова-Захарова
               
      С чего следует начать свое эссе?
      Наверное, с уточнения, что это -воспоминания моей свекрови Марии Александровне Никифоровой и записаны они мной несколько лет назад по просьбе директора Музея Валентина Распутина.

*****

- Я тогда по распределению из училища фельдшером в  Подволочную  поехала. Ну, я уже тебе рассказывала- одна на три деревни, так и моталась. Однажды мужчину деревом придавило- переломанный весь, и понимаю, что не выживет, а жалко так его было- молодой, дети маленькие. Попросила машину, да повезла его в райцентр в Усть- Уду.
    Обратно возвращаться- шофер мне говорит: « Не возражаете, если мы земляка с собой возьмем? Домой едет». Я не против была. Подсел в кабину молодой такой парень- веселый чернявый. Познакомились. Вот то первая встреча и была!
    Я тогда, помню, еду, настроение плохое, да еще дорога такая- прямо вдоль обрыва, а внизу река. А они видят, что побаиваюсь- и давай меня пугать- мол, как сейчас свалимся с машиной прямо в речку! Им смешно, а я рассердилась…
     А уж после, когда книги появились, увидела фотографию- вспомнила то знакомство.

     Молчит. Вспоминает.

 - Второй раз встретились…это я уж разошлась и меня просватала моя знакомая за родственника своего  вдового Дмитрия, он в Аталанке    жил, другом был  Валентина, но это я уже позже узнала.
     А тогда думаю: « Почему не поехать, трудно одной с двумя мальчишками». Правда, только Игоря-младшего с собой только взяла. Ну, вот,   поехала в Аталанку эту. Там еще как раз фельдшер на пенсию должен был пойти, думала- работа будет, не хотелось дома-то сидеть, да только хозяйством заниматься.
     Мужчина вроде неплохой, двое ребятишек у него. Ребятишки хорошие, я с ними поладила, Игорь тоже.  Стали жить.  А в доме напротив-через дорогу,   жила мать Распутина- Нина Ивановна. Одна жила. Мне иной раз скучно,  ей, видно, тоже. Вот по-соседски  и стали общаться. Часто вечером я к ней заходила- чай гоняли, в праздники, бывало и покрепче чего выпьем. разговаривали…

- А дом у нее какой был?

- Дом какой? Да обыкновенная изба- скромно она жила, и сама женщина скромная. Сыном гордилась, но редко о нем говорили- мне неудобно было расспрашивать.

    Как-то раз говорит, что, мол, сын приехать должен в отпуск ненадолго. И правда, через пару дней вижу- в огороде Валентин Григорьевич стоит. Я его сразу узнала. Поздоровались. А на другой день вечером, вышла во двор- дома одна чего-то была, не помню- где Дмитрий был…Слушай! Ты про него не пиши! Не сложилось у нас – чего его упоминать?
- А как объяснить, почему Вы в этой деревне оказались? Нет, из «песни слова не выкинешь»!
- Не о моей же жизни речь, про писателя рассказываю, ну ладно, пиши как знаешь….Ну и вот, вечером вышла, смотрю и Валентин Григорьич во дворе, разговорились. Он и говорит: «Давайте пройдемся, погуляем до реки!» Я и пошла, мне  интересно было. Мне его книжки нравились. Мы тогда много говорили про затопление деревень. Это такая тема больная была. Я ему историю рассказала- случай из своей жизни.

    Дед с бабкой переезжать должны были- всё собрано, вот уже машина подъехать должна, а дед на печку залез и умер. Меня тогда вызвали, а что я? Не болел, не жаловался ни на что, а вот так вышло. И знаешь?! Я когда потом прочитала «Прощание с Матерой». Там, помнишь, эпизод похожий есть? Так вот думаю: « А, может, это моя история пригодилась?». Уж очень похоже! Может, и нет, конечно, но мне так приятно думать!

    Смеется.

- Я сначала как-то его стеснялась, а вот ведь- писатель уже известный, а никакого гонору! Расспрашивает о жизни запросто, смеется. Я  тогда спросила, помнится: « А где вы сюжеты берете?». А он говорит: «Да они повсюду». Рассказал историю, как в деревне нашей мужик полез в подпол бражку потихоньку налить, а теща закрыла крышку, да сверху села-несколько часов его оттуда не выпускала. Да так он это интересно рассказывал, я, помню, смеялась. Долго у реки сидели, разговаривали о жизни. Вот такая встреча случилась.
- А больше не встречались?

- Ну это и встречей-то не назовешь!  Я решила в Мегет вернуться.  Ничего как-то не сложилось с Дмитрием этим, год прошел, я всё без работы- фельдшер на пенсию вышел, но работает. Перспективы никакой! Работать хочу, а одно по одному на хозяйстве этом….  В Мегете старший Олежка без меня у подруги год почти прожил-начал от рук отбиваться…собралась, а тут как раз Нина Ивановна  сына навестить поехала. Вот и полетели вместе. Валентин Григорьевич встретил нас в аэропорту. Дело к вечеру, предложил мне у них остаться переночевать, да мне неудобно было, отнекалась, с Игорем на вокзал поехали, да и в Мегет на электричке- чего тут езды-то… Вот вроде и всё, все мои воспоминания.
     Ты же знаешь, я его книжки часто перечитываю. Всё мне невдомек- как можно так было понимать психологию стариков- сам ведь молодой был, а чувствовал всё до тонкости…

     Молчим.

- Божий дар! –говорю я.- Что же Вы автограф не взяли у писателя? Вон, сколько у Вас его книг!
- Да как-то и не подумала!

   Почему-то вспомнилась своя история из давнего прошлого. Я тогда на Студии кинохроники работала администратором , а еще диплом писала по роману Виктора Астафьева «Царь-рыба». В одни из дней был на студии закрытый показ документальных японских фильмов. Решила я паузу в работе сделать- фильм посмотреть. Выхожу в коридор, а по нему –оживленно беседуя идут… Валентин Распутин и Виктор Астафьев. Для меня тогда они были… небожителями ! Даже в голову не пришло- автограф попросить, а ведь книга у меня в сумке была!