Литературный обзор - 5

Андрей Иванов 22
13. 04. 2022 г.
Вот ещё несколько авторов, творчество которых тем, кому интересно, стоит изучить по-подробнее.


Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) "Дух, Душа и тело"

Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда формирование закончено, или вполне определилось его направление. Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание её соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обречённые на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит всё то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжаеть жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценные, чем дольше оно живёт, - и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души...

Карлос Кастанеда "Учение Дона Хуана" Книга 1

Человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну, – полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила – роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до того дня, когда горько пожалеет об этом. ...только выполняющий эти условия застрахован от ошибок, за которые придётся платить; лишь при этих условиях он не будет действовать наугад. Если такой человек и терпит поражение, то он проигрывает только битву, а об этом не стоит слишком сожалеть. Человек знания – это тот, кто добросовестно и с верой переносит лишения и тяготы обучения. Тот, кто без спешки, но и без промедления отправился в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько это ему удастся, тайны знания и силы. Стать человеком знания может пытаться любой, хотя очень немногие преуспевают в этом, но это естественно. Враги, которых встречает человек на пути к знанию, – в самом деле грозные враги. Большинство людей перед ними отступает и сда;тся...

Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

Иван Антонович Ефремов "Лезвие бритвы"

Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее, как и вообще всё в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует как объективная реальность, а не создаётся в мыслях и чувствах человека. Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений - с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное Природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя.
Нетрудно, зная материальную диалектику, увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, ...наилучшее, мера, чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти её, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и другая красота - это уже личные вкусы каждого.

Витаркананда сделал отстраняющий жест:
- Не зови меня лебедем неба - это неприятно мне. И не только потому, что я не заслуживаю такого высокого звания. Люди, остановившиеся на пути, чувствуют довольство достигнутым. Тогда неизбежно родится ощущение, что ты выше других, а оно ведёт к жажде поклонения. Идущий же должен всегда видеть себя со стороны, взвешивать, понимать всё ничтожество достигнутого, всю необъятность мира и прошедших времён. Из этого возникает не детская застенчивость, а неизбежная скромность.
Даярам хотел что-то сказать, но профессор продолжал:
- Ты не должен возвеличивать меня ещё потому, что возвышение одного неотвратимо рождает принижение другого. А принижение, особенно добровольное, ещё опаснее, оно рождает привычку быть руководимым, снимает ответственность за свои поступки, за свой путь. Тогда в расплату за облегчение жизни прекращается воспитание души, её совершенствование. Путь есть путь, и никто не может его избежать, если не хочет стоять на месте. Только путь можно удлинить или укоротить.
- Но короткий, наверное, труднее, как в горах, - тихо заметил художник.
- Это верно понято тобой. Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила - там и слабость, где слабость - сила, радость - горе, лёгкость - трудность, и так без конца.
- Всё так глубоко запрятано в сложности религиозных обрядов и туманности определений, что эта мудрость стала доступна лишь немногим, - добавил Рамамурти.

Алексей Меняйлов "Подноготная Любви"

...когда женщине за тридцать, а взгляд по-прежнему доверчиво-детский — это… Это… Словом, за этим стоит что-то особенное… Это — душа.

...слова женщины в прямом смысле почти ничего не означают, даже если она, рассказывая о своей жизни, пытается быть предельно искренней.

Самое слабое у мужчин место — женщины. Вернее, проблема — не женщины, проблема — найти одну единственную женщину. Проблема состоит в том, как на этой планете обыденности, искорёженной старыми руслами рек разочарований, найти ту единственную, которая только и может подарить то, что в силах подарить лишь сказочная принцесса. Как найти, а главное, каким или какой надо быть, чтобы найти свою половинку? Человечество никогда полностью не утрачивало истины о том, что здоровому мужчине наилучшим образом может подойти только одна женщина. Забытое древнее знание о существовании Единственной (половинки) слышится в «любовном» шёпоте двоих, в его признании ей, что она — единственная. Слова, которые она уже не раз слышала от других; да и он, если сейчас и искренен, то позднее, непременно, то же самое повторит ещё нескольким. Да и поэт, чувствуется, воспевает совсем не ту, которая сейчас с ним. Знание о половинке действительно древнее, и уходит оно ко временам сотворения мира.

...это ещё вопрос, которое из состояний сознания следует считать изменённым, — то, в котором мы находимся постоянно и не можем верно оценить происходящее вокруг, или то особенное, творческое, в котором создаются «выдуманные» произведения, подобные «Войне и миру», и передвигаются, если на то есть воля Божья, горы. То, в котором ищущий в состоянии максимально близко приблизиться к пониманию, что же с ним происходит реально, и какая из женщин на самом деле его.

Боль — состояние неестественное, от которого можно освободиться правильным усилием ума, поэтому сознание, стремящееся к своему здоровью и к здоровью тела, всячески напоминает человеку об этой болезни непрерывным на боли сосредоточением. Это очень верное поведение организма, но люди естественное течение дел выучились извращать. В большинстве случаев, а правильней сказать, практически во всех, люди не освобождают себя от неврозов, а к ним приспосабливаются.

Александр Русалов "Путь к Истине" Книга 1" Напутствие"

Педагог, по мысли Льва Николаевича, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы «соскабливать лишнее», «налепливает», «раздувает, залепляет кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает». «Если ученик в школе, — указывал Толстой, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

В самом развитии нет ничего плохого. Это интересная игра – развитие. Опасность здесь в том, что, развиваясь можно забыть дорогу домой, к цельности. Единственный разумный способ выживания в современных условиях разъединённости – это восстановление собственной цельности и честности. И это возможно только при правильном образовании.

### (не помню автора)

...всякий корень даёт два противоположных значения. В идеале учитель должен преподавать истину, но на практике системы образования финансируются для формирования из наших детей рабов. Рабство более утончённое, чем тысячи лет назад при рабовладельческом строе: прежде надсмотрщик с бичом располагался вне тела раба, а ныне - внутри. И бич называется теперь не бичом, а образованием.