Портрет сестры художника А. Г. Варнека

Владимир Варнек
Варнек А.Г. Х.м. 31х24 см., рама 53х46 см. Антикварный  салон города Симферополя.

Портрет Варнек Софии Григорьевны, находящийся ныне в антикварном салоне города Симферополя и приложенный к миниатюре, относится к числу работ  художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843), не включенных ни в один из четырех известных списков его произведений [1 - 4]. «Встретился» он мне уже несколько лет тому назад во время  интернет-поиска некоторых произведений А.Г. Варнека, причем в настоящее время местонахождением его является антикварный салон города Симферополя. Увидеть данный портрет работы А.Г. Варнека можно на сайте салона, просто набрав в поисковике полное имя запечатленной на портрете в профиль женщины средних лет – Варнек Софии Григорьевны, сестры художника. 

Замечу, что в монографии В.С. Турчина [3], посвященной творчеству А.Г. Варнека, имеются лишь два упоминания имен двух сестер художника  (Софьи и Елизаветы) -  в самом начале и в самом конце книги.  Процитирую вначале ее первый фрагмент:

«Александр Григорьевич Варнек родился 15 февраля 1782 года в Петербурге в семье мебельщика-краснодеревщика Георга Дитриха Варника (фамилия художника до 1833 года писалась «Варник»). Возможно, что семья этого мастера, в которой кроме сына Александра были еще дочери Софья и Елизавета, прибыла в Петербург из Гданьска и долго сохраняла связи с тамошней родней. Оттуда приезжал попытать счастья в российской столице «прусский подданный» художник Карл Эдуард Варник – дальний родственник осевшего в Петербурге семейства».

Во втором же фрагменте из книги, находящемся в самом ее конце, сообщается: «После смерти художника, последовавшей 19 марта 1843 года, осталась большая семья: вдова Мария Ивановна, две сестры художника, его дети – Александр (28 лет), Иван (21 год), Николай (19 лет), Константин (14 лет), Григорий (7 лет), Павел (2 года), Елена (11 лет) и Екатерина (9 лет)». Из этого фрагмента видно, что сестры Александра Григорьевича в течение длительного периода его жизни являлись членами его семьи, и в брак, по-видимому, так и не вступили.

В нашей с братом ранней небольшой книге о художнике-портретисте А.Г. Варнеке и его потомках были приведены  краткие, известные нам  сведения о детях, внуках и правнуках художника, а вот о его двух сестрах никакой информации у нас тогда не нашлось [5]. Поэтому после появления в моем поле зрения портрета Софии Григорьевне Варнек захотелось обсудить  вопрос о том, были ли сестры старше или младше своего брата Александра и где же они родились – в Гданьске или  в Петербурге? 

Поразмышляв, осознал, что имеющаяся у меня  ксерокопия «Объяснительной записки» А.Г. Варнека руководству Академии художеств от 1835 г., сделанная мне любезно сотрудницей одного из отделов ГРМ еще в 2004 году, может помочь в изучении данного вопроса. С этой целью приведу ниже немного отредактированный текст названной «Объяснительной записки», являющейся, по существу, отчетом заслуженного профессора Академии художеств за пять лет работы в Академии, с 1830 по 1835 гг.:

«Отчитываясь о произведенных мною работах с 1830-го года, сообщаю, что мои обязанности по службе в Императорской академии художеств и в Эрмитаже занимают у меня большую часть времени и не дозволяют мне принимать на себя какие-либо посторонние работы для собственного интереса. Поэтому сделаны мною, между прочим, несколько этюдов голов, два портрета моих родственников и собственных два (автопортреты). Потом занимался сочинением рисунков для царских дочерей и двух Ангелов в Церковь Академии.

Позже начал писать картину, представляющую Иоанна в пустыне в натуральную величину, которая осталась неоконченной по той причине, что в начале января 1832 года по высочайшему Его Императорского величества повелению был отправлен в город Варшаву.  Занимался приемом в «тамошней» публичной библиотеке Кабинета эстампов и провел там большую часть года. Там же в свободные часы написал портрет с натуры доктора Шардиуса. 

По прибытии в Санкт-Петербург Кабинета эстампов занимался его разбором и приведением в порядок, чем и сейчас занимаюсь. Между сим делом и обязанностями службы начаты мною были образа для царских дверей Академической церкви. 
В прошедшем же 1834 году по приказанию начальства был занят приемкой Этрусских ваз и других предметов,  пожалованных Академии, и составил им описи. По исполнению сего в свободное время от службы принялся за окончание упомянутых выше шести образов для Академии, а именно: благовещения 4-х евангелистов, которые, надеюсь, в течение сего 1835-го или в начале будущего года привести к окончанию и, с соизволения начальства, принести в дар сооружаемому при Академии художеств храму Божию.

Заслуженный профессор Александр Варнек.  18 февраля 1835 года». 

Вернувшись к первой части Объяснительной записки, обращу внимание на то, что в самом начале ее говорится о написании художником  в 1830-1831 гг. двух портретов родственников и двух собственных автопортретов. Что касается автопортретов, то о них речь уже шла в моей миниатюре [6].

А о двух портретах родственников поговорим сейчас.  В указанные годы это могли бы быть, по моему мнению,  портреты двух сестер художника, либо  портреты одной из сестер и  художника Карла Эдуарда Варника, приезжавшего в Петербург и бывшего в приятельских отношениях с Карлом Брюлловым [3].  При этом очевидно, что с большой вероятностью одним из двух портретов мог быть приложенный к миниатюре сохранившийся портрет старшей из сестер Александра – Софьи, названный на обороте  портрета Софией.

Нужно сказать, прежде всего, что это единственный портрет Александра Варнека, на котором  он изобразил свою модель в профиль. Можно предположить, что подобный ракурс избрала сама модель, пожелавшая увидеть, как выглядит на портрете ее высокая прическа. Изобразил художник свою сестру  на портрете на темно-зеленом фоне в несколько напряженном состоянии со сжатыми пальцами рук, и создается впечатление, что она общается в это время с находящимся перед ней собеседником.

Следует отметить, что белое старинное платье сестры художника довольно эффектно контрастирует с темно-зеленым фоном стены мастерской, а полосатый цветастый шарфик, плотно охватывающий шею модели, оживляет цветовую гамму портрета. Обращает на себя внимание и скромность «обстановки» комнаты с одним лишь стулом, на котором присела модель.

Замечу, что так же, «скромно» сидящим на стуле, художник А.Г. Варнек изобразил на своем портрете и знаменитого архитектора Санкт-Петербурга Василия Петровича Стасова (1769 – 1848), с которым был близко знаком [7].

Предполагая, что художник А.Г. Варнек запечатлел  на одном из двух выполненных им  портретов 1830-1831 гг. сестру Софью  в возрасте примерно сорока лет, можно прийти к заключению, что родилась она ориентировочно в 1790-м  году, когда ее семья уже проживала в Санкт-Петербурге, а брату Александру было примерно восемь лет. При этом очевидно, что младшая сестра Елизавета родилась еще позже. 

Таким образом, можно заключить, что отец семейства, мастер-краснодеревщик Георг Дитрих Варник, прибыл в Петербург только с женой до 1780 года, а его сын и две дочери родились уже здесь. К такому выводу я пришел, определив с хорошей точностью датировку приложенного к миниатюре портрета (1830-й год) и оценив возраст запечатленной на портрете Софьи Григорьевны Варнек, сестры художника.

Из адресной книге Санкт-Петербурга за 1809 г. известно, что столярный мастер Варник Христиан (с другим написанием имени) проживал в это время в Литейной части СПб в Грязном переулке №247.  Здесь, как видно у него и родились сын и две дочери.

В более поздние времена, когда Александр уже вернулся из Рима в Петербург и стал в 1810-м году академиком, а несколько позже женился,  он с семьей стал проживать в деревянном розовом  директорском  доме рядом с Академией художеств. Две сестры Александра стали при этом членами уже его семьи. 

Примерно в 1840-ом году все большое семейство профессора А.Г. Варнека переехало на Третью линию в каменный одноэтажный особняк (дом №22). Здесь семья художника проживала до начала 1860-х, после чего у него дважды менялись владельцы, а в 1884 году дом был надстроен вторым и третьим этажами. Без больших изменений он сохранился до нашего времени [8].

Таким образом, благодаря портрету Софии Григорьевны Варнек, находящемуся в антикварном салоне города Симферополя,  автору миниатюры удалось воссоздать страничку истории семьи художника-портретиста  Александра Григорьевича Варнека, покоящегося в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Приношу признательность руководителю антикварного салона г. Симферополя А.В. Крылову, общение с которым поспособствовало появлению настоящей миниатюры.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– 168 с.
4. Варнек В.А. О собственном списке художника А.Г. Варнека. Невский библиофил. 2014. Вып. 19. С. 191 – 198.
5. Варнек В.А., Варнек А.А. Художник-портретист А.Г. Варнек и его потомки. Издательство СО РАН, 2004.148 с..
6. Владимир Варнек. Последние три автопортрета Александра Варнека. Проза.ру. 15.03.2002.
7.  Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 114.
8. Никитенко Г.Ю. ,Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. Издательство «Белое и черное». 1999 г., С. 175.

13.04.2002.