Там русский дух...

Валерия Беленко 2
О значении просвещения размышлять не просто…Хотя, вроде бы ясно и понятно, что это процесс необходимый и неиссякаемый. И, наверно, каждый должен решить для себя сам, хочет ли он быть просвещенным, т.е. грамотным, развитым, интересным, или все это совсем не нужно.
Но суть-то в том, что сам по себе, пусть и самостоятельно принимая решения, человек особо никому не интересен… Нужен, значим и необходим он, лишь как член общества, которое его породило. А общество нуждается в людях, способных двигать прогресс вперед, принося пользу социуму.
Если в обществе будут рождаться только потребители, общество деградирует в самые короткие сроки.
Значит, напрашивается вывод:образование-путь к личностному развитию; развитие-путь к просвещению. Просвещение-путь к успешному, развитому, образованному обществу. Круг замкнулся. Обществу нравятся закаленные, успешные, реализованные. И, конечно, не нравятся неудачники…
Однако, не во всех социальных слоях и не во все времена у людей, даже жаждущих развития, случались такие возможности.
В России непросто было в прежние времена получить образование и реализовать свой потенциал; только богатые сословия-дворяне и часть купечества могли обучать своих детей.Люди же простые, зачастую, богато одаренные от природы разумом и талантами, не имели возможности даже прикоснуться к образованию.
Да и сейчас, что уж греха таить, часто что-либо мешает развитию талантов-то ли вечный бюрократический аппарат, то ли завистничество менее одаренных природой, то ли слишком неравномерное распределение бюджетных средств огромной нашей страны…
Зная, как Россия богата выдумками да талантами, необходимо развивать идею всеобщего народного образования и дух просветительства. Для этого нужна модель государственного института образования, где бы русский человек получал возможность не только реализовать свою богатую от природы натуру, получив грамотный образовательный вектор, но и, получив его, мог бы иметь безоговорочную возможность воплощать полученные навыки в жизнь, в свое дело. И, безусловно, чтобы от этого дела была польза Родине.
Ведь стоит только вспомнить тульского умельца оружейника Левшу-персонаж отнюдь не выдуманный фантазией и пером автора, а вполне достоверное историческое лицо!
 Но прижизненное невнимание к огромному таланту, граничившему с гениальностью, не дало возможности потомкам даже узнать подлинное имя человека, который удивил своим мастерством пресыщенную Европу, которую вообще трудно чем-либо удивить. Тем паче, поразить, как это сделал Левша!
 Увы, собственная держава не проявляла интереса к таким самородкам, не помогала им пробиваться, не поддерживала материально, не лелеяла.
А сколько их прыгало вниз с колоколен, привязав к спине конструкцию крыльев! Ведь душа человека всегда могла взмыть на просторы, в то время , как пытливому уму не хватало элементарных знаний, чтоб рассчитать формулу для успешного полета летательного аппарата…
И все равно человек не падал духом. Менялись времена. А жадный  интерес к новому и неизведанному оставался!
Можайский изобрел первый в мире самолет.
Сикорский-первый в мире вертолет.
Григорович-первый в мире гидросамолет.
Кибальчич-первую схему ракетного летательного аппарата.
Королев-первый в мире космический корабль, искусственный спутник земли и первую баллистическую ракету.
А скромный парень из деревни под Гжатском, умевший улыбаться самой чудесной в мире улыбкой, просто сказал в ляринги всему миру: «Поехали!»-и воплотил многовековую мечту человечества о небе.
И все эти имена-гордость русских открытий, которыми и по сей день пользуется человечество.
И это только о небе…
А сколько имен можно припомнить, говоря про испытателей и первооткрывателей морских глубин, земных недр!
А радио? А телевидение? А препараты для лечения болезней? В любой отрасли науки и производства, к какой ни обратись, русские имена составляют литерный ряд.
И все это генетически передаваемо русскому человеку из поколения в поколение от талантливых предков-от Левшей и Василис премудрых, от знахарей и лекарей, от умельцев и летописцев, от сказочников и выдумщиков, от фантазеров и фанатиков, от чародеев и алхимиков, от верующих и неверующих, но, при этом, верящих безгранично в человеческий разум на этой земле!
Феномен русского разума-вот главное открытие, явившееся миру со времен Ильи Муромца, Владимира Мономаха, Сергия Радонежского…
Там, где быль переплелась навечно со сказкой, фантазия с реальностью, гениальность с одержимостью-«там русский дух, там Русью пахнет…»
И именно «русский дух» тянет совершать подвиги и головокружительные опыты; творить чудеса; находить все новое и новое в казалось бы, давно известном, и заставлять весь мир разводить руками, удивляться, негодовать или досадовать, но безоговорочно признавать  мощь, силу, волю и огромный талант русского человека.