Из искры возгорится пламя

Валерия Беленко 2
«Наперснику богов не страшны бури злые;
Над ним их промысел высокий и святой…»
Вдохновенная и легкая строка Пушкина, отразившая, как в зеркале, суть внутреннего мира русского человека…Суть, жаждущую смелых подвигов и полную искренних стремлений творить добро с помощью божьего провидения…
Строка, посвященная лицейскому другу, могла стать обращением ко многим его соплеменникам, очень многим…
В этих словах и ментальная удовлетворенность широтою сознания, и некий пафос, и намек на то, что на благоприятной почве феномен русской культуры всходит чудесными плодами…
И все, будто бы, так, между прочим…
Но сквозь строки имеющий глаза да увидит некую избранность. Избранность  судьбы быть русским. Ее созидательную  миссию.
В свое время этот кудрявый мальчик, баловник, выскочка, пересмешник, повеса, легкомысленный птенец, получивший в раннем детстве бесценный клад духовного наследия от безграмотной крепостной крестьянки своего деда Арины Яковлевой, не ведал, предаваясь привычным детским шалостям своего сословия, что, вобрав в себя вместе с рассказами няни дух народного творчества, ему суждено стать со временем лицом целого поколения России.
Поколения людей достойных, гордых, фанатичных и несгибаемых.Готовых быть нужными Отечеству до конца.
Позже, во времена лицейской юности, обуреваемый безудержным вдохновением  и жаждой открывать новое, Пушкин воскликнет: « Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Немудрено, что этому союзу предстояло стать вольным ветром своего времени! Времени людей одаренных и просвещенных, усилиям которых не устаем удивляться по сей день.
Ведь, если проследить судьбы первого выпуска Царскосельского лицея, все они по-граждански значимы и достойны.
Александру предстояло стать основоположником русской современной литературы и обрести мировую славу и необъятную любовь своего народа.
Кюхельбекер и Пущин за участие в восстании на Сенатской площади сосланы в каторгу   наравне с  лучшим, прогрессивно мыслящим офицерством императорской армии.
Это им впоследствии Пушкин посвятит полные солидарности и мужества строки: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…»
Константин Данзас, близкий друг и свидетель гибели Пушкина на дуэли,-блестящий кавалер ордена равноапостольного Святого князя Владимира.
Дельвиг-известный редактор и книгоиздатель своего времени.
Александр Горчаков-канцлер Российской империи, человек, перекроивший карту Европы в национальных интересах, посланник, изменивший структуру мировой дипломатической службы.

И куда бы не заносил жребий русских скитальцев, в заморские ли державы по долгу службы, в забытые богом местности, в каторгу,- их единение в течение всей жизни Пушкин выразил в строке «Куда бы нас не бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы…».
И пусть помыслы и строки его обращены в самую сладкую пору жизни-юность, здесь звучат слова не мальчика, но мужа. Отвечающего честью за каждую выпорхнувшую из-под пера в порыве страсти мысль.
Честолюбие ли  двигало ими всеми? Вероятно, да…
Стремление к перфекционизму? Конечно!
Боязнь выпасть из обоймы времени? Может быть…
Страх никогда не стать первыми среди лучших и лучшими среди первых?
Скорее всего, так…
Но, ох, как трудно, судить человеческую натуру однозначно!
Так, кто же они? Любимцы удачи, которым достались великие времена или просто люди, сделавшие свои времена великими?
Парадигма их бытия равноценна жизни целого поколения. Потому, что они стали осью, на которой вращается весь сонм современников и соплеменников.
Отнюдь, далеко не каждый был благодарен пророкам своего отечества за свежий ветер перемен. Но так уж повелось на необъятных просторах земли русской-любая прогрессивная идея в мгновение ока подхватывалась людьми, жадными до нового, интересного, непознанного; людьми, сторонящимися косности и невежества; людьми, боящимися не успеть в ногу со временем.
Именно их самоотверженность была мощным стимулом и великим подспорьем для буревестников.Которые были, есть и будут на Руси всегда.
Пушкин…Лермонтов…Горький…Есенин…Маяковский…Предтечи революции.
Ведь не затем герои нашего и не нашего времени всходили на эшафот, складывали головы на плаху, горели в пламени костров, чахли в темницах и казематах, чтобы поколения потомков просто досыта ели, всласть спали и нипочем не мечтали о великом.
Не стремились бы исполнить свой гражданский ратный долг, не вступали бы в браки ради продолжения жизни и поддержания искры того огня, из которого должно было со временем возгореться пламя, как мечтали наши предшественники.
«Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя
И просвещенный наш народ сберется под святое знамя!»
Народ, действительно, должен быть просвещенным. Только тогда это НАРОД, а не толпа.
Стремление к познанию истин, справедливость и божье провидение-вот предназначение русской нации на этой земле.
Чтобы и сегодня, и завтра любому из нас, возросших на почве национальных традиций, не приходилось бы напоминать пророческие слова:«Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья!»
Будем помнить-взойдет обязательно.