Волшебная сила бани

Ираида Букетова-Алвий
 Издавна баня  в жизни марийцев играла огромное значение. Польза бани передавалась из поколения в поколение.
  Сестра Лара часто приглашала в гости  к свекрови в деревню.  Женщина, которую звали Прасковья Игнатьевна, предстала передо мной высокой, худощавой, с  острым носом, узкими глазами,  морщинистым лицом и   сгорбленной спиной. Особое внимание  меня привлекло марийское льняное платье с необычным орнаментом вокруг шеи и на подоле, вышитое  крестиком из красного цвета  мулине. Поверх платья надет  темно-синий фартук, голова и волосы прикрыты ярким платком, на ногах – черные галоши с шерстяными носками.  Она показала себя набожной женщиной. Как вошли в дом, спереди  виднелся  уголок с иконами, в середине дощечки   стояла   восковая свеча. Прасковья Игнатьевна шагнула к углу и при нас стала  молиться.
 Свекровь сестры лечила людей в бане от разных болезней. К ней приезжали  отчаявшиеся женщины, которые не могли забеременеть. Много их было, и у каждого своя болячка. У нее было обыкновенное чутье рук, смогла, поглаживая тело, узнать место болезни. Прасковья  ставила на место  блуждающую почку , обращались с  малолетними детьми, которые ночами мочились в постель и не держали кал. Врачи не могли излечивать, а она с первого раза в бане ставила больной орган на место. Могла свекровь позвонки ставить  на место. Денег за работу не брала, но ее благодарили. От благодарности не отказывалась. Она любила рассказывать истории об обычаях марийцев, связанное с баней.
 Баня находилась в конце огорода, в десяти метрах за оврагом -родник. С улицы она незаметная, сруб изготовлен из осины. Внутри  бани невысокий  потолок, со всех сторон  стены покрыты толстым слоем сажи, при входе с левой стороны стояла печка,намазанная глиной, и большой  котел. Прасковья послала  нас с сестрой  за водой в родник, отдав обоим по коромыслу и ведра. Мы натаскали воды в котел. Потом попросила из сарая принести сухие дрова из осины и три   березовых полена. В бане завела разговор:
–  Для топки готовят березовые и осиновые дрова, а  смолистую ель нельзя. От него больше копоти и тепла меньше. Марийцы считают баню благим местом. Теплая баня  укрепляет здоровье. С потом выходит грязь и очищается от пыли, уставшее тело разминается, вонь из дыхания  прогоняется. В черной бане копоть  убирает  любой запах и  защищает людей от болезни. Этим хороша такая баня. При топке черной бани  мало дров уходит, поэтому в любой день можно растопить баню. Марийский народ предпочитает в субботу мыться.
  Прасковья Игнатьевна внезапно замолкла. Встав с лавки,сходила за лучиной и начала растапливать печь.Бросив несколько полениц,все вышли на улицу.По дороге в дом она продолжила рассказ:
– Баня – это волшебный мир. Народ верил в существование в бане духов.У марийцев – монча оза*, монча кува** и  монча кугыза***. В баню без веника не ходят, чаще используют березовые. В начале июля народ срывал ветки березы. Петров день считался самым  удачным днем. Листья березы  считались целебными, обладали колдовскими чарами. Для каждой бани использовали новый веник.Они верили:из старого веника переходит болезнь.
 Большое место уделяли рождению малыша. В марийской семье  в бане повитуха  принимала роды.  После рождения ребенка в баню приглашали  добрую  женщину  с мягким характером. Ей предлагали  мыть тело малыша.«Кто моет, такой  ребенок  будет», – марийцы думали. Когда мыли дите, приговаривали: «ИМЯ,будь  высоким, здоровым и красивым. В армию  будь пригодным, жениться  будь пригодным и в доме будь хозяином. Повзрослев, шагая по улице, «чей умный и красивый сын шагает», соседи думали».
После бани ребенка  уносили в дом, ложили на скамейку перед печкой. Чтоб  у малыша жизнь была легкой и счастливой, старшая в семье женщина или бабушка приговаривала: «Черная печка, как сажа стоит спокойно, пусть дите будет  спокойно спать. Когда на  печную сажу глаз положат, пусть тогда  сглазят».
Новорожденному на лоб  ставили отметину. На месте, где  спала мать малыша, из подушки вынимали перо и пускали по ветру: «Пусть будет жизнь легкой, как пух».
Во время мытья в бане вели разговор с  духами: «Монча ава, монча ача, монча оза! Принесите пользу, берегите от нечистот, болезни, грязи, сделайте тело бодрым и здоровым и пусть    отдыхает. От преград, ранений и злости нас оградите».
Когда кидали  в печку воду, приговаривали: «В честь тебя, ИМЯ, пар».
При  битье веником: «Спину бью  листом, прутиком, всю болезнь, зло, сглаз выведу. Будь, как лиса хитра, как волк шустрым, умным и толковым». При мытье ребенка: « Вюд ава****, Вюд оза*****! Пусть темная вода  будет светлым, грязь в чистоту  преврати. Отмой, Вюд ава, темное светлым сделай, грязное  - чистым. Из,ИМЯ, всю грязь, болезни смой».
Деревенская женщина Прасковья, соблюдающая марийские обычаи, до конца жизни носила марийский наряд.
Перед каждой едой молилась перед иконой, на стол ставила марийские блюда,это команмелна******, перемеч, салмамуно. После еды Прасковья Игнатьевна  попросила нас зайти в кладовку, где стоял  старинный сундук. Она  открыла замок ключом и подарила мне льняное платье,вышитое  марийским узором, и два ярких платка. Затем зашли в дом, с талии  сняла льняной поясок с марийским орнаментом, померила  длину пояса по  своей руке и сказала: «В январе месяце умру». Лишних вопросов я не стала задавать, но в душе огорчилась. Так и случилось.
- - - -
*Монча оза – хозяин бани
**Монча кува – бабушка    бани
***Монча кугыза – дедушка бани
****Вюд ава – мать воды
*****Вюд оза – хозяин воды
******Команмелна – блины пекут в печке,сверху намазывается каша ячневая или пшеничная
8.04.2022