Как строилась Читинская ГРЭС - часть 3

Геннадий Жеребцов
1963 год


Основным участком работы строительного управления все же был участок «ГРЭСстрой», которым на тот период руководил Алексей Тимофеевич Долгов. Тут под руководством прорабов Ефименко и В.В. Звездова полным ходом шли работы на временных сооружениях, на базе которых и с помощью которых должен был возводиться главный корпус тепловой электростанции. Здесь же трудились рабочие субподрядной организации «Востокэнергомонтаж» (ВЭМ), участком которой несколько лет руководил Василий Никитович Марченко. Техническим обеспечением работы строительных машин и иных механизмов руководил главный механик управления В.Ф. Череповский.

Вышестоящие партийные и административные органы помогли подобрать новых опытных руководителей. Из других организаций в коллектив влились А.Ф. Голобоков, Б.В. Пынько, А.И. Скитиков, кое-кого выдвинули из показавших себя в производстве руководителей среднего звена – прорабами и начальниками участков – Б.Л. Буйницкий, Васильев, Королев, Ю.С. Яковлев. Такая практика продолжалась и дальше. Борис Васильевич Пынько, назначенный главным инженером строительства, выступая перед рабочими во время первой встречи, сказал: «Я – пятый главный инженер на стройке. Возможно, не последний. Но всё, что будет зависеть от меня, я сделаю».

К середине года в результате перестановки и замены части руководящих кадров несколько улучшилось техническое руководство стройкой. И уже в июле участок «ГРЭСстрой» (начальник – Коровкин), где прорабами наряду с опытными Деминым и Звездовым стали трудиться вновь назначенные Васильев и Скитиков, работавший по возведению временных сооружений, сдал в эксплуатацию базу оборудования, и готовящий к сдаче очистные сооружения, впервые завоевал переходящее Красное Знамя. 

Ещё несколько лет строительное управление не выполняло плана строительно-монтажных работ. Убытки составляли 698 тысяч рублей, и стройка ещё не вышла из тяжёлого финансового положения. Отставал участок «Жилстрой» (начальник – А.Ш. Адельшин), на автобазе (начальник – Н.В. Рюмкин), парк которой состоял из двух сотен автомашин, из-за постоянных поломок отмечался низкий коэффициент выхода автотранспорта. Но именно в это время было положено начало положительных сдвигов в строительстве, стало отмечаться некоторое улучшение производственных и экономических показателей. С небольшим опозданием, но всё же была сдана в эксплуатацию первая очередь Читинского завода строительных конструкций (ЧЗСК), арматурная мастерская, первая очередь склада цемента, водозаборных сооружений завода. Завод, новым директором которого был назначен А.Ф. Голобоков, а главным инженером – Королёв, начал поставлять для нужд стройки первые железобетонные изделия.

Новые руководители понимали, что построить ГРЭС одним строителям не под силу и что большая роль в этом деле отводится субподрядным организациям, для которых они предоставляли фронт работы, а это не всегда удавалось сделать. Из-за этого субподрядные организации вынуждены были искать заработки на стороне. Но летом работа появилась для всех. В это время в работу по созданию будущего гиганта Забайкалья вливались новые подразделения подрядных организаций. Был создан участок СЭСМ (начальник – А.Т. Долгов), прибыли рабочие из трестов «Спецжелезобетонстрой» и «Южуралэнергострой», и работать они стали стабильно. Вновь был создан участок «Сантехмонтаж» (начальник – В.Ф. Большаков).   

На партийных собраниях поднималась роль коммунистов и общественных формирований в укреплении трудовой дисциплины, поднятия роли социалистического соревнования и в конечном итоге – в выполнении плана строительно-монтажных работ на своих рабочих местах, в бригадах, на участках и в целом – в строительном управлении.

Черновский районный комитет партии на пост парторга управления помог подобрать достойную кандидатуру проводника партии. Им стал опытный коммунист, бывший фронтовик Никита Иванович Брылев.

На своих еженедельных заседаниях парткома поднимались острые, порой не всем приятные, но очень нужные и животрепещущие вопросы жизни стройки. В марте повестка открытого партийного собрания коллектива так и звучала: «Об авангардной роли коммунистов на производстве». На собрании выступали рабочие, бригадиры, мастера, прорабы, - всего одиннадцать человек, и каждый предлагал пути вывода стройки из сложившегося тяжёлого положения. В частности, со стороны рабочих поднимались вопросы, касающиеся контроля за действиями администрации, и они были воплощены в жизнь через создание специальной комиссии. Было принято решение в рамках единой первичной организации, которая тогда насчитывала 130 человек, создать одиннадцать цеховых парторганизаций. И такие организации были созданы на участках «Жилстрой», «Промстрой» (секретарь – Е.С. Виноградов), «ГРЭСстрой» (секретарь – М.С. Филинов), «Гидромеханизация» (секретарь – Николаев), ЧЗСК, ВЭМ (секретарь – Б.Н. Тацков, затем М.Г. Шарыпов), ОГМ, СЭСМ (секретарь – П.П. Оноша), на автобазе, в аппарате строительного управления (секретарь – Л.А. Кротков) и дирекции ГРЭС (секретарь – Козлов).   

Председатель профкома управления Н.Е. Герасимов со своим активом занимался вопросами быта рабочих, охраной труда и организацией социалистического соревнования. В июне в бригадах был распространен положительный опыт и почин комплексной бригады Центрального стройуправления г. Читы Зимина. Среди передовиков производства по результатам полугодия на участках управления назывались имена Бродникова, Макарова, Салманова, Н. Яковлева, Калашникова, Кособокова, Лепихина, Макарьевской и других. В следующем квартале передовиками стали Кособоков, Коваль, Загвозкин, Каранчевский, Леонов, Алемасов, Шляхтин, Медведев, Хакимов, Павлов. Это были не случайные люди и передовиками себя показали не в раз, а шли к этому своим трудом целенаправленно. И их видели, им помогали. Например, ещё за год до этого директор строящегося ЧЗСК Ф.А. Ермолаев, давая рабочему Кособокову рекомендацию для вступления в партию, отзывался о нём как о зарекомендовавшем себя хорошем производственнике, в совершенстве овладевшим знаниями по своей специальности, который, после окончания вечерней школы, подал заявление в институт на заочное отделение. К тому же он был членом редколлегии «Кенонского крокодила». О Каранчевском его товарищ Тишин также отзывался положительно: «На стройке работает с 1961 года, дисциплинирован и свою работу хорошо знает».

Отлично работали электросварщик П.С. Семиненко, плотники Родионов, В. К. Лопатин и Н.Г. Кондратьев, шофер М.М. Трофимов, слесарь-сантехник В.М. Злыгостев, бульдозеристы Лозовский и Вайт, столяр К.Л. Сузанов, слесарь ОГМ Михайчук, оператор Л.И. Кочнева, штукатур М.Ф. Федорова, бригадир «Спецжелезобетонстроя» Ф.А. Вальгер. 

Оживилась работа комитета ВЛКСМ (секретарь – Г. Прокопенко), объединяющего 210 комсомольцев-строителей, женсовета (председатель – Т.П. Седова), стенной печати, особенно «Комсомольского прожектора» и «Кенонского крокодила» (ответственные – Королева, Кособоков).

Принятые меры дали ожидаемый результат. Впервые в истории строительного управления, после нескольких провальных лет, строительный план по генподряду был перевыполнен: в июле - на 106,7 %, в августе – на 102,4 %. Собственными же силами в июле строительно-монтажные работы оказались выполненными на 204,3 %, в августе – на 191,8 %. Субподрядные организации к августу 1963 года удвоили освоение средств на 200 %. Лучше стали работать и бригады спецконтингента. Для этих целей невдалеке от строящегося поселка ГРЭС по договоренности с Министерством внутренних дел была дислоцирована исправительно-трудовая колония № 6. В 1963 году благодаря принятому комплексу мер в их среде была в полтора раза улучшена производительность труда. 

Не только в строительном управлении, но и во всём Черновском районе загремела слава бригады Бродникова, трижды в 1963 году выходившая победителем в социалистическом соревновании. Весь год ей удерживался переходящий Красный вымпел Черновского райкома и райисполкома. Высокие показатели в работе были у бригады Виноградова. Хорошо работали бригады плотников Голубева и братьев Коломиец, бригада штукатуров Орловой, резко повысившей свои результаты, бригады электриков Писарева и Дужинского.

Начало развиваться движение ударников коммунистического труда. В том году этого почетного звания были удостоены первые четверо рабочих П. Кочетыгов, Самбуев, П.А. Молодых и Н.П. Михайлик. Развернулось соревнование и среди некоторых бригад за право называться бригадами коммунистического труда – бригада сантехников Сапрыкина (участок «Промстрой»), бригада Сваткова (участок «Гидромеханизация») и три смены бетонно-растворного узла ЧЗСК.

А 19 сентября 1963 года начальником строительного управления был назначен Василий Фёдорович Балихин. К тому времени ему исполнилось 50 лет, и у него за плечами был огромный опыт организатора строительного и энергетического производства. Образование он имел средне-техническое и три курса Московского вечернего металлургического института. Что такое электростанции, он знал хорошо, двадцать лет руководил их работой на Дальнем Востоке, из которых последние десять лет являлся управляющим треста «Дальэнергострой». Его главными словами при вступлении в должность были следующие: «В Чите голод с электроэнергией, нам нужно быстро строить ГРЭС. А задачи надо решать по-боевому. Мы должны работать четко, как часовой механизм».

Но, к сожалению, этот механизм не всегда срабатывал. Взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком оставались натянутыми. Канцелярии строительного управления и дирекции строящейся ГРЭС находились друг от друга на расстоянии не более одного километра, но личного общения между их руководством не получалось, и шла в основном бумажная переписка. Такое долго продолжаться не могло. В дело вмешалась партийная организация стройуправления. 25 декабря 1963 года в повестку партийного собрания был поставлен вопрос о персональном деле начальника строящейся дирекции Читинской ГРЭС Викторе Гордеевиче Мищенко. Он возглавлял её с первых дней создания и много сделал для ее строительства, но в последнее время стал противопоставлять себя строительному управлению. Делового разговора на партийном собрании не получилось. И произошло то, чего многие не ожидали. За игнорирование партийной организации строительного управления и фактический отрыв от неё, за безответственное ведение дел по строительству ГРЭС собрание проголосовало при трёх голосах против и двух воздержавшихся за радикальное решение исключить В.Г. Мищенко из партии. В то время это автоматически влекло за собой и освобождение от должности.   


(Продолжение следует)