Ох, уж эти жёны... По мотивам Чехова. 01. 04. 2022

Ольга Немежикова
ОХ, УЖ ЭТИ ЖЁНЫ...

Красноярский ТЮЗ. Спектакль «Ох, уж эти жёны...» (01.04.2022). Пять романсов в одном действии по юмористическим рассказам А. П. Чехова «Выигрышный билет», «Беззащитное существо», «Хористка», «Дипломат», «Невидимые миру слезы».
Алла Васильева — режиссёр-постановщик, художник, музыкальное оформление.
Ирина Ереметова — хореограф.

Привычные интонации, которые чувствуешь, читая прозу Чехова, картинки внутреннего зрения вдруг оживают на сцене. Чудо попадания в атмосферу Антона Павловича в классической постановке — изысканная роскошь сегодня. Надо видеть довольные и счастливые, можно сказать, просветлённые лица зрителей после спектакля. Ни один не ушёл обиженным: каждый унёс щедрую порцию искреннего веселья и дружелюбия. А язык... Наше полное наслаждение! Выразительный, сочный — животрепещущий, как те карасики в молоке!
Низкий поклон режиссёру-постановщику Алле Васильевой и всем создателям спектакля за камерный шедевр, который идёт в красноярском ТЮЗе с 20 марта 2009 года. Вечно живая классика: проблемы всё те же, и решаются всё так же, разве что в другом платье и среди других интерьеров.
Никогда не переведутся фантазёры, просители, растратчики, вымогатели, хамоватые любовники, поздние гости. Мотивов не счесть. Но какой комедии прок, если они не крутятся вокруг женщин, жён и семей? А крутятся они с такими оборотами, что «плакать хочется от чувств», настолько с первой минуты спектакля подкупает игра актёров, совершенная во всяком пассаже. 
Впечатлений масса, и получить их лучше воочию. Однако наиболее яркие хочется отметить.
«Выигрышный билет». Кто не мечтал о манне небесной — выигрыше в лотерею?! Но ворваться в мечту так, как это делает Иван Дмитрич (заслуженный артист России Анатолий Кобельков), летая по комнате, в упоении падая на диван, заходясь планами восхитительных путешествий, пока жена где-то там — с восторженной визуализацией ветреной незнакомки, мало кому дано — темперамента не достанет! Да и не надо: вместе с Иваном Дмитричем помечтаем, до последней секундочки смакуя видения.
«Беззащитное существо». Просительница Щукина (Светлана Кутушева), щуря хитрющие глазки, с уверенностью танка несёт такую галиматью, что хоть святых выноси. Бедные банкиры, на которых она совершила набег, ради сохранения рассудка вынуждены купить отступление фурии.
«Хористка». Благородная дама (Надежда Вонсович), увешанная драгоценностями, с коллекторской настырностью выбивает из сердобольной хористки Паши (Светлана Шикунова) вещи для покрытия долгов гулящего мужа (Максим Бутивченко). Под вещами подразумеваются украшения, за которые можно выручить деньги. «Вещи, вещи, вещи!» — это даже не навязчивый мотив, а идея-фикс, пламенная страсть «порядочной» дамы. Упорство, с которым она отжимает у хористки вещи, наводит на мысль, что это занятие ей привычно. Главное, чтобы муж подыскал подходящую жертву. С гадким презрением подлец покидает «падшую женщину» — больше ему делать здесь нечего.
«Дипломат». Так убедительно убиваться по жене, давно давшей отставку «за увлечение минуты», может только Кувалдин (Анатолий Пузиков).
«Невидимые миру слёзы». Последний романс — апофеоз идеи спектакля и неслучайно, что истории изначально проецируются на квартиру Ребротёсовых, между портретами поэта Лажечникова и генерала с вытаращенными глазами, с будуаром за портьерами. Поддатые мужи из города Червянска уморительны до колик, а Машенька не шутит. Поколотив в спальне своего Федю, она не поленилась подняться среди ночи, одеться, с радушием принять гостей и тем самым поднять авторитет мужа на недосягаемую высоту. Муж трепещет от любви. Товарищи потрясены — счастье есть! «Существо, которое тебя любит», подруга жизни, утешительница своего мужа существует не только в мечтах! Соврать на зависть или по вдохновению — дело обычное, но блаженство этой семьи товарищи мужа наблюдали воочию.
Все пять романсов покоряют экспрессивностью под выразительное музыкальное сопровождение. Отдельное удовольствие зрителей от мазурки и канкана в мужском исполнении, оригинального романтического танца женских ножек из-за портьеры.
Всё настолько хорошо, что просто удивительно, как зрители не задохнулись от восторга!
Бурные, продолжительные аплодисменты!!!