Поговори со мною, внучка

Елена Андреевна Рындина
       «О чём-нибудь поговори...» Да, именно ассоциация с известной песней про маму подарила такое название потоку моих мыслей на заданную тему: «отцов и детей», «матерей и дочерей», «конфликта поколений».
       На мой взгляд, противопоставления надуманные, возведённые в разряд аксиом талантливыми представителями пишущей братии, которые, в своё время, были потрясены «несовершенством взрослого мира» по сравнению с теми идеалами, к которым всегда склоняется чистая душа юности.
       Я сама была испугана «прозой жизни», когда в семнадцать окунулась в «трудовые будни». Настолько, что не видела смысла в продолжении своих дней на Земле, не хотела даже думать о том, как пройдёт очередной рабочий день. А одно из стихотворений тогдашних начиналось словами: «Боже! Лиши меня разума...» Мне казалось, что такая отстранённость
от реальных событий поможет не замечать их нечистоты. Ошибалась, конечно. И теперь боюсь, как бы такая конкретика просьбы не аукнулась мне в двадцать первом веке. Как правильно было замечено: «Бойтесь своих желаний...»
       Тем не менее, мне далеко не семнадцать, а семьдесят (если доживу до 25 апреля текущего года).
Давно забросила «перо» в плане прозаического изложения своего видения происходящего вокруг. Рифмы-то приходят вдруг и сами по себе. Иногда, перечитывая наспех заброшенные на бумагу строчки,
удивляюсь: это я так думаю? Ответ очевиден — почерк-то мой. На прозу просто не хватает времени: кастрюльки, сковородки, немытая посуда, проблемы поседевших и повзрослевших детей.
       Но младшей внучке я всегда уделяла особое внимание. Правнуки далече, а она, юная, красивая и, несомненно, талантливая — в метре от моей «светёлки»: шаг по коридору, и — её комната, то есть их с мамой (моей единственной дочерью) на двоих.
       Я учила её всему: забивать гвозди, чистить картошку, вязать на спицах, красить полы, рисовать карандашом и красками, рассматривать небо на рассвете (из окна их комнаты) и на закате (из кухонного окна). И всё это — с двух лет. Но только месяц назад узнала, что левой рукой она пишет и рисует так же хорошо, как и правой! И это, прожив с ней «нос к носу» почти тринадцать лет, которые настигнут её (дай Бог!) 19 апреля 2022 года. Мы не только тёзки, но и родились в одном месяце…
       А получается — едва знакомы, и каждый день общения сулит новые открытия. Иногда совсем неожиданные (как её принадлежность к амбидекстрам, которая характерна лишь 1% «детского населения» планеты). Но кое-что предсказуемо, хоть и могло затеряться в мелкой суете нашего быта... 
       Я всегда отличалась «активной жизненной позицией». Называли по-разному: кто «инициативной», кто - «выскочкой». Думаю, это регулировалось как внутренней симпатией или антипатией непосредственно к моей персоне, так и возможными последствиями для кого-либо от реализации каждой «интриги» на практике. Режиссура на бытовом уровне — одно из моих многочисленных хобби в этом направлении.
       Внучка многим удивляла меня. Любимый композитор - Бетховен. Это при том, что в непосредственной близости — ни одного человека, осилившего музыкальную грамоту или просто «болеющего классикой», а интернет-пространства, заполнены громкими криками под гул и свист, имитирующими вокал. Её рисунки отличает такая чёткость линий, которая говорит о полной гармонии мыслей и движений того, кто держит в руках карандаш и другие средства изображения увиденного. А в этом году она впервые (правда, с инструктором) прыгнула с парашютом! Фотографии и видео имеются в большом количестве. Но мне хотелось услышать от неё об испытанных эмоциях. Просила записать их — нулевой результат. «Упрямством» или «настойчивостью» она, вероятно, и в меня пошла. Выручили «организаторские способности» из прошлого. И так неожиданно.
        Я видела, что девочка  умеет взглянуть на взрослые проблемы или вещи с неожиданного ракурса. И желая поддержать в ней творческий потенциал (который, в принципе, не заметить и «угробить» в подростках очень легко), предложила игру: берём любой предмет и записываем всё, что нам придёт в голову, глядя на него. Безо всякой задней (и передней - тоже) мысли я взяла коробок со спичками, то есть первое, что подвернулось под руку, и отнесла его внучке. Сама села в кресло и вяло подумала: «Что делать?» В коробке мне виделся только маленький гробик, а в нём - истощённые тела без одежды. Даже записывать такое не стала. Решила - доживу до чего-нибудь повеселее в голове. А шестиклассница моя? Когда я заглянула к ней минут через десять-пятнадцать, она с неуверенной улыбкой протянула мне листок из школьной тетрадки, исписанный, на мой взгляд, слишком мелким почерком, но так удививший содержанием. Судите сами:
       «Передо мной лежит коробок спичек. Когда я смотрю на него, сразу вспоминаю свой первый прыжок с парашютом.  Ко мне приходят такие мысли, потому что на упаковке  нарисован маленький самолётик «Аннушка». Почти на таком же я в первый раз полетела. А в небе так просторно и спокойно. Мне очень хочется туда. Облака из иллюминатора похожи на какой-то таинственный океан без границ. Причал у ангелов. Такое складывалось впечатление, что там нет времени. Когда мы стали подходить к обрезу, я про себя стала молиться. А к кофте у меня была пришита маленькая иконка Николая Чудотворца.  И у меня появилась надежда.  До падения оставались секунды,   у меня самопроизвольно закрылись глаза.  И вдруг — ощущение, что я тону. Сначала я не поняла, что мы вышли из самолёта. И мне захотелось кричать, что я больше не хочу, но от счастливого шока не получилось. А потом увидела тот самый самолёт, из которого я упала прямо в небо. Когда я летела вниз со скоростью разгоняющегося самолёта,  мне казалось, что это сон.  А в какой-то момент — перегрузка: парашют открылся, и нас с инструктором подбросило.  Мы останавливаемся, мне в этот момент так захотелось жить! Такое было чувство, что крылья  за спиной выросли.  А внизу всё такое крохотное. Машинки маленькие, а люди  песчинки.  Я махала маме рукой. Но, наверно, я была для неё тоже песчинкой, поэтому она не увидела.  А потом постепенно становится видно каждую мелочь — Земля уже очень близко. И в один прекрасный момент моя нога касается снега.  Я села и поняла, что именно там, в небе, мне хорошо.»
9.04.2022.
       Я-то на этикетку с рисунком никакого внимания не обратила! А она… Наконец-то, пусть и невольно, поведала мне о том, что испытала в своём первом полёте. И каким слогом прекрасным...
       Не успела ещё отойти от этого приятного потрясения, а уже настигла новость о двух девочках-подростках, ушедших под подтаявший этой весной лёд одной из российских рек. Тоже потрясение. Другого порядка. Задним числом вздрогнула от мысли: их надо было задержать дома! Чем? Как? Не знаю. Но они просто шли по городу. Потом «просто» ступили на лёд, записывая эту преступную по отношению к себе «смелость» на модные стекляшки с вездесущим интернетом. Им нужно было хоть чьё-то внимание! Значит, где-то его очень не хватило.
        Девочки ( и мальчики — тоже)! Не верьте вы ни в какие деления поколений на «продвинутые» и «задвинутые». Все мы — жители планеты Земля. Только разного возраста. У всех свои заботы и проблемы. Но нельзя оставаться с ними наедине. Иногда, чтобы не совершить непоправимую ошибку, нужно просто поговорить с тем, кто рядом. Обязательно поговорить! Ведь «Вначале было Слово»…
13.04.2022.