Рецепты десертов из Освенцима...

Лота Кафка
(из литературного дневника)

В каждой стране свои кулинарные традиции, и они не менее интересны, нежели музыка или
живопись. Пища, к которой предрасположен тот или иной человек, многое о нём говорит –
гораздо больше и правдивее, чем его эстетические вкусы. А ещё важно, с каким настроением
любой из нас завтракает, обедает и ужинает.

В России любят печь пироги и блины. Слова  ''пирог''  и  ''пирожок'' произошли от слова ''пир'',
то есть праздник с щедрым угощением. У нас в Санкт-Петербурге закрыт «Магдональдс», зато
на смену ему открыто много блинных, столовых, кафе и кондитерских. Правда, там всё гораздо
дороже, чем дома, на уютных кухнях наших хлопотливых домохозяек.

Один злобный старик в местном магазине с ненавистью бросил мне: «А я вот гречки да пшена
купил. Пойду обжираться!» Это он мне нахамил, оценив мой диетический набор продуктов,
предписанный мне лечащим врачом. Кстати, я на свою продуктовую корзину трачу совсем мало
денег. Если что-то для меня дорого – обхожусь подходящим по цене аналогом.

Когда я пишу о традиционной еде друих стран, то это заметки не столько о самой еде, сколько о
характере людей, живущих в разных концах мира. Если же начистоту, я не склонна к деликатесам
и мне крайне важно разделить последний ломоть хлеба с человеком, который общается со мной
за одним мирным столом. Я так  бываю рада, когда есть кофе или чай, да ещё – с сахаром!..

Мне довелось ознакомиться с записями маленькой девочки времён Второй мировой войны,
узницы Освенцима. Голодные дети за колючей проволокой предавались мечтам о пирожных
и тортиках!.. Они придумывали изысканные рецепты невоображаемых десертов и рисовали их,
сопровождая подробным описанием. Разве не чудо? Когда каждую минуту их стерегла смерть…

Помню огромный фолиант «Книги о вкусной и здоровой пище", которая была популярна в советское
время. Мы с сестрой подолгу рассматривали шикарные иллюстрации и сглатывали слюнки, ибо
большинство блюд и продукты для их приготовления были нам неведомы. В нашей семье всегда
питались скромно, но сытно. На излишества средств не было.

Монахи – аскеты по своему образу жизни, у них обеты. А в миру никто не вправе поучать других,
как им питаться. Этим озабочены либо сектанты (скажем, опасная секта Виссариона), либо крайне
завистливые люди. Если вы регулярно ходите в церковь, даже ваш духовный отец не наложит
запрета на рекомендации лечащего врача. Не обращайте внимания на недоброжелателей.

(из цикла «Семейный обед»)
___________________________________

12 апреля 2022 года