Голуби

Лариса Иванова 1
Это было давно, когда мои дети были маленькими. Как – то старшая дочь принесла домой с прогулки голубя. Я, конечно, была против. Она упрашивала меня со слезами на глазах. Убеждала, что ему не выжить с подбитым крылом. К ее мольбе присоединилась и младшая. Я уступила. Целый день они его кормили, меняли воду и газетки в ящике. А вечером старшую дочь увезли на скорой: сальмонеллез. Я со психу выкинула голубя на улицу и ни разу о нем не вспомнила.
Прошел не один десяток лет. С тех пор голубей я видела только на расстоянии. Фотографировала их, когда они грелись стаей в морозные дни на канализационном люке, когда ворковали на площади в теплые летние дни, когда купались в луже, когда слетались на протянутую руку с едой. Во время прогулки я отмечала необычный окрас перьев. Встречались очень интересные и редкие экземпляры. В общем, любовалась ими издалека. Но как- то год назад голуби стали появляться в моей жизни уже в другом варианте.
Первого голубя я нашла весной на свалке. Подумала, что крыса копошится среди ящиков. Потом сжатый комочек я приняла за вороненка. Остатки хвоста и отсутствие оперения на большом участке тела говорили о том, что он вырвался из лап собаки или кошки. Я взяла его домой. Сначала он прятался и отказывался есть. Через день, когда отогрелся и успокоился, вышел из - под кухонного стола. Сжатый комочек расправился и выглядел в два раза больше. Только тогда я увидела, что это был голубь. Я назвала его Графом. Несколько дней он восстанавливал силы: много ел и сидел на одном месте. Затем начались короткие полеты в ванной. В один из дней я поняла, что он окреп и места для полетов ему явно мало: он стукался о стенки. Когда взмах крыльев стал сильным, это было понятно по звукам, я открыла окно, и он улетел.
 Вторую птицу я увидела издалека и приняла за маленький черный пакет, который валялся на дороге. Стояла осень, лежал снег, начались морозы. Сильный ветер трепал пакет, как будто пытался сдуть его с дороги. Прохожие перешагивали через него и шли по своим делам дальше. Думаю, дай- ка я донесу пакет до мусорки, пока ветер не вытряхнул содержимое. Благо контейнеры были в двух шагах. Это был голубь. Он валялся на спине, но еще пытался перевернуться, встать на лапки. Я забрала его с собой. Он был очень слаб. Сутки он лежал в ящике, не ел, не пил. Слабая надежда, что он все- таки отогреется и придет в себя, таяла с каждым часом. Я пыталась хотя бы напоить его из пипетки. Понимая, что он умирает, я  сделала так, чтобы он умирал в тепле и не в одиночестве. Он умер у меня на руках.

19.11.21. И снова осень на календаре. А на улице зима. Я гуляла, когда увидела мужчину около дверей магазина. С виду далеко не старый и не немощный, он просил подаяние. Подумала, что могло его привести к такому положению? Я редко подаю мужчинам. Вообще редко подаю из- за принципа: если есть руки и ноги, всегда можно заработать. Это не голословное утверждение, я исхожу из своего опыта. Но речь не о мужчине. За ним в углу я увидела голубя. Здоровый голубь не будет загонять себя в угол. Поймать его оказалось легко. Он не мог летать. Лишь перебирал лапками, пытаясь убежать. Я взяла его с собой, уверенная, что проблема с крылом. При осмотре оказалось, что у него больна одна лапка.  На ощупь очень горячая, она опухла так, что выглядела как культяшка. В ветлечебнице птиц не принимают. Остается интернет.
Сама по рисункам поставила диагноз. Их пять: обморожение, ожог, чесотка стопы ног, подагра конечностей, артрит. Симптомы практически одинаковые, поэтому остановиться на чем- то конкретном не смогла. В общем- то, это и не имеет значения, я все равно не знаю, как лечить. Но что- то надо делать. Пока раздумывала и присматривалась, голубь – подросток согрелся и аппетитно поел, попил. Это хороший знак. Почему из угла не выходит, понятно, наступать больно. Решила наложить мазь, сделать повязку на лапку. Одной сделать это проблематично. Завернула в пеленку, повесила кулек на крючок, чтобы мои руки были свободны. Через дырку вытащила лапку, наложила повязку. Через сутки проверила. Вижу улучшения- когти появились. Выпустила из коробки, чтобы походил. Походил. Кушает хорошо. Главное для меня то, что он уже не пытается вырваться от страха. Значит, доверяет. Не знаю, сколько времени уйдет на лечение. Намерена сделать все, что от меня зависит.
 
20.11. Голубь живет у меня уже 10 дней. Назвала Граф 2. Первый Граф выздоровел и улетел. Хочу, чтобы история повторилась. За десять дней наблюдений могу сказать, что улучшения есть. Больная лапка, которая была сжата, как культя, выпрямляется. Но в них пока нет цепкости. Передвигается мало, вообще не летает, хотя с крыльями проблем нет. Когда его беру для процедур, он активно ими машет. Стараюсь в ванную заходить реже, чтобы не привыкал: ему жить на воле. Не хочу, чтобы он доверчиво шел в руки. Этот угол пока его любимое место. Захожу в ванную и первым делом вижу его хвост. Так дети играют в прятки: закроют глазки ручками и верят, что их не видно. Ест один раз день. Пьет много. Стал выглядеть крепче. Видно, что голубь подросткового возраста, если можно так сказать.
 
3.04.  Голубь прожил в ванной полгода. Я подобрала его в морозы с улицы: он не мог летать. Долго приходил в себя. Кроме больной лапки, я думала, что он и летать не может. Все это время он не совершал таких попыток. Его практически не было слышно. Но неделю назад он начал ворковать и совершать мини- полеты. Я слышала звуки от взмахов крыльев. Пару дней назад, наконец- то, он оторвался от пола и нашел место повыше. Сегодня его отпустила в свободный полет. Я видела, что места в ванной для полетов уже мало: он постоянно натыкался на стены. Открыла окно, поставила голубя на подоконник. Он даже не раздумывал: улетел мгновенно в дом напротив. На крыше этого дома есть круглое окошко без стекла. Там он и остановился. К нему прилетел голубь побольше. Они мирно "беседовали". Мне кое- кто сказал, что домашнего голубя стая может и не принять. Поэтому я наблюдала за ними из окна. В период зимовки в тепле он окреп, поменял перья. Стал гладеньким, ухоженным. Все, что я могла- сделала. А дальше о нем позаботится жизнь.

Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.