Виталий Николаевич

Михаил Цебусов
Светлой памяти Кольценко Виталия Николаевича (12.04.1944 – 28.11.2020)

Говорят «Не место красит человека, а человек красит место» - вот это о Виталии Николаевиче Кольценко.
Познакомился я с ним в июле 2002, когда приехал на отдых на турбазу от Министерства Обороны РФ «Красная Поляна». Мне тогда было 26 лет, я служил офицером в московском военном округе и взял путёвку на отдых на эту турбазу.
Виталий Николаевич был инструктором в моей группе – высокий, стройный, энергичный в свои тогда 58 лет. Горный воздух и постоянные долгие походы с группами туристом позволяли ему быть в хорошей форме. За окладистую бороду его и инструктора, и туристы звали «Борода».
Он был очень позитивным человеком, показал много интересных мест Красной Поляны, рассказал много интересных историй, мы много сидели с гитарой. Ему нравилось, как я пою. Помню, когда мы были три дня на турбазе «Приют Ачишхо», я спел под гитару песню группы «Машина Времени», «Поворот», Виталий Николаевич сказал: «Ты не поверишь, но вот, за этим же столом, где ты сидишь, Андрей Макаревич в конце 70-ых написал песню «Поворот».
Отдых закончился через неделю, наша группа поехала на море на турбазу «Кудепста». Перед отъездом я взял телефон и адрес Виталия Николаевича.
После того отдыха летом 2002 я приезжал ещё на турбазу «Красная Поляна» летом 2005 и летом 2012, и каждый раз виделся с Виталием Николаевичем. Мы снова много общались, не смотря на то, что он в 2005 году был инструктором в другой группе, а в 2012 уже не работал на турбазе, заезжал за туристами, желающими поехать на канатно-кресельную дорогу.
Я полюбил это место, Красную Поляну, благодаря Виталию Николаевичу. В разных горах бывал – на Домбае, на Алтае, в Португалии, но Красная Поляна – самое любимое место и Виталий Николаевич был самым лучшим инструктором.
Потом был долгий перерыв – после лета 2012 я снова увиделся с Виталием Николаевичем только летом 2018. На турбазу «Красная Поляна» достать путёвку уже было проблематично, если ты не действующий военнослужащий, и если нет показаний по здоровью для лечения, потому я отдыхал рядом – на «Роза Хутор». От «Роза Хутор» ходил автобус до подъёма к посёлку Красная Поляна, я брал коньяк, закуску и мы сидели с Виталием Николаевичем в беседке рядом с его домом. Иногда подходили его друзья – инструктора, присоединялись к нам. Виталий Николаевич после травмы ноги ходил с трудом, уже группы туристов не водил.
Он мне тогда сказал:
-Ничего, вот нога в норму придёт – попрошу сына, Виталия Витальевича, сводить нас на метеостанцию, на горное озеро… Знаешь, какие ощущения? Идёшь по льду замёрзшего озера, все за верёвку держатся, если лёд треснет, то так громко, что кровь из ушей пойдёт, и от страха в штаны наложишь… - Он с хитрой улыбкой посмотрел на меня, рассмеялся и слегка ткнул меня локтем в бок.
Летом 2019 я снова приехал на «Роза Хутор» и также заехал в Красную Поляну к Виталию Николаевичу, посидели в беседке.
Тогда он мне рассказал про турбазу «Красная Поляна» времён СССР.
-Ты же помнишь, ваша группа была человек 50 – 60?
Я кивнул.
-Думаешь, большая группа?
-Ну, да…
-А вот до этого группы были… Больше 100 человек! Выше нормы!
-И иностранцы ездили?
-А то! Америка, Европа, Азия, Африка!.. Шейхи арабские со слугами отдыхали и со слугами наравне в штормовках ходили и рюкзаки носили, не просили им прислуживать и за них рюкзаки носить. Вот так то! А драки какие были – негры с арабами что-то не поделили – и в кровь бились, еле разнимали! Американцы с европейцами тоже конфликтовать могли… Да, много чего весёлого было…
Когда я приехал летом 2020, я заметил, что Виталий Николаевич, прежде ходивший с прямой спиной с гордо поднятой головой, вдруг стал сутулиться, и во взгляде появилась грусть, которая не исчезала, даже когда он улыбался и смеялся.
И когда после того, как мы посидели в беседке под коньяк, Владимир Евгеньевич Локтев, который был инструктором моей группы в 2005 году, вёл Виталия Николаевича к дому, я смотрел ему в спину и внутренний голос мне сказал, что я вижу его в последний раз.
Естественно, я прогнал от себя эти мысли, сказав себе, что на чистом горном воздухе Виталий Николаевич ещё несколько лет спокойно проживёт. Но внутренний голос меня, увы, не обманул – 28 ноября 2020 Виталия Николаевича не стало. Тромб…
На следующий день, 29 ноября, я вылетел самолётом в Адлер.
30 ноября были похороны.
Я давно начал писать роман «Девушка из Екатеринбурга (Встреча в Красной Поляне)» и никак его не мог закончить. Но в карантин весной 2020 из-за коронавируса, когда сидел дома, я сел и закончил роман к концу апреля. Роман был частично основан на реальных событиях, и я решил не придумывать инструктора для группы, в которой был главный герой, а просто написал, что инструктором был Виталий Николаевич и многие ситуации с ним там были те же, что и на самом деле в ходе нашего общения. В кино это называется «камео», когда человек играет самого себя. И, кстати, после того, как я закончил писать роман, я сел писать сценарий к фильму, который закончил спустя более чем год – в августе 2021.
Закончив роман в конце апреля 2020, я выслал его Виталию Николаевичу. Он прочитал и, когда я приехал летом, он улыбнулся и сказал: «Хорошее ты дело сделал, Цебусов. Спасибо, что про меня написал…»
Я словно чувствовал, что должен закончить роман весной 2020, чтобы Виталий Николаевич успел его прочитать…
Я, надеюсь, что фильм по моему сценарию снимут. Я надеялся, что, когда фильм выйдет, то приглашу Виталия Николаевича на премьеру. Но не судьба.
До сих пор не верится, что этого замечательного человека я больше на этой Земле не увижу. Надеюсь, что, когда придёт моё время уйти, то там, на небесах, я его увижу, и мы сядем в беседке, нальём по рюмочке коньяка, будем смотреть на горы и облака, которые там есть, улыбаться и говорить, говорить, говорить…

12.04.2022