Оленья упряжка

Лариса Иванова 1
Деревянная миниатюра "Оленья упряжка" лежала у меня не один год. Вернее, ее остатки мне кто- то принес. Уже и не припомню, кто именно. Год выпуска- 1978! Часто возникало желание выбросить. Рука не поднималась. Ум спрашивал:"Зачем она нужна?"  А кто- то внутри меня потирал руки в предвкушении: "Давай посмотрим, что получится?!" На днях решилась на реанимацию. Судя по всему, впереди бежали еще олени: на дощечке остались их следы. У тех оленей, что сохранились, нет рогов, у одного из них отсутствует нога. Ногу восстановила с помощью папье- маше, рога воссоздала из почек березы. А чтобы запрячь оленей правильно, пришлось изучать оленью упряжку. Я помню, как запрягают лошадей, но оленей, оказывается, запрягают совсем по- другому: каждое животное прикрепляется к нартам отдельными кожаными ремнями. Изучила, скопировала на миниатюре. Вручила оленеводу в одну руку хорей, шест для управления оленями, в другую- вожжи.
Я не только получила удовольствие от реконструкции миниатюры, но еще и узнала много интересного: как выбирают оленей для упряжки, как их обучают, как ими управляют во время поездки. В детстве я видела, как зимой через нашу деревню перегоняли стада. Это выглядело впечатляюще: бесконечный, по меркам ребенка, поток оленей. Я их тогда и увидела впервые. Мне казалось, что управлять и стадом, и оленьей упряжкой довольно легко. Но на самом деле, жители тундры этому учатся практически с детства, и далеко не каждый может стать искусным ездоком. Теперь я понимаю, почему не могла просто выкинуть эту старую сломанную статуэтку: меня ожидало столько новых открытий!
Как будто я сама выбирала из стада сильных и выносливых оленей для дальней дороги. Сама запрягла их в упряжку, постелив медвежью шкуру для тепла на нарты, пожелала им легкой дороги. Услышав громкую команду возничего, олени устремились вперед, в бескрайние просторы тундры.
11.2020 Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.