Ты мне в душу... 47

Эм Филатова
                «И прости долги наши….»

   Закончив рабочие дела, Алексей Иванович обменял в знакомом обменнике свои разрозненные доллары на  стодолларовые купюры и положил их в новый конверт.
   В городе, несмотря на различные бытовые неприятности, было ощущение скорого праздника. Везде, в основном в витринах, стояли елочки и мигали волшебными огоньками, люди-афиши с рупорами зазывали горожан зайти в магазины и запастись подарками.
- Что же подарить моим дорогим девочкам?-
думал Алексей Иванович.
- Без подарка нельзя, это же Новый год.
Он проходил мимо Пушкинской площади. Около Александра Сергеевича была импровизированная барахолка, продавали всё, что ещё оставалось в закромах. На картонных коробках были разложены книги, кофемолки, люстры, лампочки, электробритвы, покрывала, вязаные носки и шали. Поодаль стояла легковушка с налепленным объявлением от руки: «Куплю иконы, ордена и медали, золото. Дорого».
  Алексей Иванович остановился около импровизированного прилавка, его внимание привлекла большая книжка с чудесными иллюстрациями «Щелкунчик» Гофмана,-
- Вот и подарок Маринке! Чудесная новогодняя сказка, книжка в отличном состоянии.
Он аккуратно пролистал страницы. Пожилая женщина настороженно следила за ним,-
- Возьмёт? Не возьмёт?
   Стоять было холодно, губы у неё посинели. От пронизывающего ветра не спасала ни шаль, завязанная поверх пальто, ни валенки, и ещё скоро должен был прийти «смотрящий» собирать мзду, а у неё пусто, промёрзнув полдня, ничего не продала. Устала Бога молить, чтоб послал ей покупателя, чтоб хотя бы на кусок хлеба хватило. Всю жизнь проработала, а пенсию дали – кошкины слёзы, даже кота не прокормить.
- Сколько?-
спросил Алексей Иванович.
- Сто.
Он с сожалением положил книгу обратно и хотел отойти.
- Молодой человек, только для Вас- восемьдесят! Я вижу, Вы интеллигентный человек, любите книги и знаете в них толк. Это очень хорошее издание, состояние прекрасное, год издания 1956, великолепные иллюстрации. А бумага? А печать? Сейчас такое не напечатают. Возьмите, не пожалеете! Это практически антикварное издание.
Алексей Иванович, выслушав горячий монолог, вздохнул,-
- Я вижу. И книга мне понравилась, дочке хотел подарок сделать. Только…,-
он замялся,-
-С деньгами у меня не густо.
Стал шарить по карманам, вытряхнул из кошелька всю мелочь. Набралось семьдесят пять рублей восемьдесят копеек.
 Пожилая дама решительно их сгребла замёрзшими пальцами,-
- Берите!-
Завернула книжку в коричневую плотную бумагу, заклеила кусочком пластыря.
- С наступающим!
- Вас также! Пусть новый год будет лучше и радостней!
- Главное, чтоб не хуже!

      Довольный Алексей Иванович принёс книжку к себе и стал готовиться к визиту. Настроение у него было самое радужное,-
- Для Маринки подарок есть, ещё возьму с собой рулет с кремом- купил его на «Динамо» в прошлую субботу по сходной цене. А что подарить Светлане? Нужно что-то особенное, чтоб она поняла, как я её люблю.
  Он задумался, сел перед слуховым  окошечком. Сгущались сумерки, заснеженные деревья загадочно простирали ветви к освещённым окнам. Там была жизнь, семьи, любовь. Алексей Иванович остро ощутил одиночество,-
- Боже мой, у меня была семья, как я был богат! Никакие дворцы, никакие деньги никогда не дают того, что было у меня! А почему – было? Нужно самому пойти и всё исправить!
  Он ощутил прилив сил и какое-то всемогущество над своей жизнью и жизнью вообще, он чувствовал, что как Архимед, может перевернуть всё, дайте только точку опоры,-
- Моя точка опоры – семья, Светлана и дочь. Ради них я горы сверну! Завтра же вечером пойду к ним, вернусь домой. Выясняться все недоразумения, мы помиримся, всё у нас будет хорошо.
 После принятия решения ему стало радостно и спокойно, он улыбнулся. Вдруг до него донёсся аромат яблока, и он явно  услышал громкий хруст. Он обернулся и заметил неясную женскую фигуру, включил настольную лампу. Около двери стояла Эвтерпа и грызла красивое розовое яблоко.
- Аа, это ты?-
протянул Алексей Иванович.
- Ты что, не рад?
  Он промолчал и отвернулся к окну. Она отложила яблоко, подошла к нему, положила  руки ему на плечи. Он давно не был с женщиной и внутри взорвался животным позывом, Эвтерпа была не прочь разделить с ним его страсть, но мысли Алексея Ивановича занимала жена, Светлана. Он глубоко вздохнул, сбросил руки Эвтерпы, схватил ручку и случайный листок бумаги и лихорадочно стал записывать неровные строки,-
- Я тебя люблю, люблю!
 Я не могу без тебя, ни ночи, ни дня,
 Светлана!

 Ты моя радость, ты моё счастье
Только с тобой я рядом живу.
 Наша размолвка словно ненастье,
Но выглянет солнце, я верю и жду.

 Наша любовь никогда не остынет,
Наша любовь снова нас позвала
Солнце на небе скорее померкнет,
Если вдруг я откажусь от тебя.

Я тебя люблю, люблю!
Я не могу без тебя, ни ночи, ни дня,
Светлана!

Излив душевный порыв на бумаге, он, радостный, повернулся к Эвтерпе,-
- Спасибо, спасибо тебе! Это то, что мне нужно. Я подарю стихи Светлане на Новый год. Она поймёт, нам нельзя друг без друга!
 Он ещё что-то бормотал ошарашенной нимфе и тряс её руку, как на партийном собрании, пока она не исчезла. Недоеденное яблоко благоухало на столе. Расчувствовавшийся Алексей Иванович догрыз его, мечтая о встрече с любимой.
   Утром, закончив рабочие дела, он выпросил у секретарши поздравительную открытку, которые она рассылала от Литературного института. Открытка была так себе, полиграфическое исполнение хромало, но на ней были заснеженные деревья, тянущиеся ветвями к освещённым окнам.
   Он тщательно переписал стихотворение на разворот открытки, взял книжку и рулет, принарядился, переложил конверты во внутренний карман пиджака, попытался себя оглядеть в небольшое зеркало,-
- Плохо, что костюм висит, ну ничего, жена откормит,-
побежал навстречу  своей судьбе.
  Он позвонил в свою дверь и замер. За дверью послышались лёгкие шаги и приветливый Светланин голос,-
- Иду, иду!
- Она почувствовала! Она ждала!-
возликовал Алексей Иванович. Дверь распахнулась, он рванулся вперёд, увидев  жену. Она была в том самом платье, с причёской, с ослепительной улыбкой. Он крепко обнял её и поцеловал, вложив в поцелуй истосковавшуюся душу.
 Светлана вырвалась из его объятий, улыбка сползла с лица, она была недовольна и заметно нервничала,-
-Ты!? Что тебе нужно?-
она наступала на него, выдавливая из прихожей.
-Я деньги принёс, подарки тебе и Маринке. Можно я войду?
- Маринки нет дома, она у подружки.
- Жаль, хотел её увидеть. Как она учиться?
- Как все, на тройки.
- Света, я хотел сказать..
- Говори, только побыстрее!
- Вот деньги.-
он протянул ей конверт с долларами,-
- Правда, здесь только половина, но я отдам. Всё обязательно отдам.
-Хорошо. Тебе расписку дать?
- Нет, что ты!
-Извини, мне некогда!
Она вытолкнула его из квартиры, закрыла дверь.
-А книжка-то?-
Он не успел сказать,-
-Светлана, давай забудем все недоразумения и начнём сначала. У нас растёт дочь, я тебя люблю.
Алексей Иванович был расстроен и растерян,-
- Почему Светлана его выгнала? Куда она торопиться в бальном платье? О дочери ничего не рассказала, чаю не предложила, на деньги, добытые тяжким трудом и аскезой, даже не посмотрела.
Его обожгла страшная догадка,-
- У неё есть другой!
Заболело сердце, рука привычно потянулась  к валидолу в кармане. Подъехал лифт. Почему-то вместо первого этажа, Алексей Иванович поднялся на четвёртый и стал наблюдать за дверью бывшей квартиры.
   Хлопнула подъездная дверь, он напрягся. Лифт поехал вниз, но по лестнице кто-то поднимался, не дождавшись.
  На площадке появилась Маринка с тортом, позвонила в дверь,-
- Мам, открой, это я! Мам, с безе не было, я с розочками взяла.
- Маринка! Доченька!-
Алексей Иванович не смог совладать с чувствами и бросился к родной двери, обнял дочку, стал целовать.
- Папа!-
Маринка обхватила его шею, чуть не выронила торт.
Дверь открылась, Светлана увидела мужа, нахмурилась,-
- Опять ты?
- Я Маринку увидел, решил вернуться.
- Послушай, не сейчас, я прошу!
- Марина, как ты выросла! Это тебе,-
он протянул книжку дочери и рулет Светлане, Марина тоже вручила матери торт.
Марина вошла в прихожую, потеснив мать, за ней Алексей Иванович.
Он волновался, не знал, куда деть руки, стал помогать Марине снять пальто. В поведении дочери что-то неуловимо  переменилось, он хотел её обнять, но она отстранилась.
- Марина, ты меня узнала? Я твой папа.
Она кивнула,-
- Да, Вы мой старый папа, а теперь у меня будет другой,-
она посмотрела на мать, ища одобрения.
Алексей Иванович посмотрел на жену.
- Я тебе сейчас всё объясню! Мы расстались, ты ушёл…
- Ты же сама меня выгнала…
- Я попросила тебя найти работу и содержать семью!
- Я заработал и пришёл, деньги принёс.
- Тебя сколько не было! Я тебе что, Пенелопа, сидеть и ждать у моря погоды? Пропадал где-то и нате вам, здрасьте, пришёл! Появился!
- Я звонил.
- Не нужны мне твои звонки, и твои деньги не нужны! Уходи!
Он взялся за ручку двери, постарался улыбнуться,-
- До свидания!
На пороге, в сопровождении двух амбалов, стоял маленький кругленький человечек с гладко выбритой из-за лысины головой. Над лбом проступало тёмное пятно сбритых волос, что придавало ему сходство с целлулоидным пупсом.
 Алексей Иванович хотел выйти, но ему не дали.
- Это кто? –
задал вопрос лысый и кругленький.
- Здравствуйте, Игорь!-
Светлана попыталась вернуть улыбку, ей это плохо удалось.
- Это мой бывший муж,-
сказала она сухо,-
- Деньги принёс дочери.
- Это хорошо, что ребёнка не забываешь! А чего ж мы стоим в прихожей? Давайте пройдём, выпьем за знакомство,-
он протянул руку,-
- Игорь!
- Алексей!-
пожал протянутую руку.
У Светланы дёргались губы. Присутствие бывшего мужа рушило её планы.
  Амбалы скромно сели на диван в прихожей, остальные прошли к накрытому столу.
Алексей Иванович сел рядом с дочерью, Светлана рядом с Игорем.
-Что-то везёт мне на Игорей в последнее время, вернее- не везёт,-
мрачно подумал Алексей Иванович.
За столом повисло молчание.
Светлана улыбалась Игорю и бросала сердитые взгляды на бывшего мужа, Маринка притихла.
- Что молчим?-
попытался завязать разговор Игорь.
- Не о чем говорить,-
ответил Алексей Иванович.
- Чем занимаешься?
- Раньше метро строил, сейчас на вольных хлебах.
- Папа-поэт,-
встряла Маринка, прижимаясь к отцу под гневным взглядом матери.
- Даа?-
удивился Игорь,-
- Вот и расскажи, как вам, поэтам, живётся?
- Да по всякому, то густо, то пусто. Муза придёт – от счастья не дышишь, уйдёт- горе горькое.
- А как насчёт этого?-
Игорь щёлкнул себя по шее.
- Я не пью.
- Вообще ни-ни?
- Очень редко рюмочку.
- Давай тогда по рюмочке за знакомство.
- Может быть за хозяйку дома?
- Потом и за неё.
Выпили, стали закусывать. Игорь подцепил маринованный грибочек, положил в рот, сощурился от удовольствия.
- А ведь эти грибы мы летом втроём собирали, а потом в банки закатывали. И огурцы, и помидоры с перцами. Была семья, и не было никакого Игоря,-
грустно подумал Алексей Иванович.
Игорь не унимался,-
- Прочти что-нибудь своё!
- Чтож прочитать-то?
-Что хочешь!
- Хорошо, прочту любимое, «Моей музе».
Алексей Иванович, глядя в окно, стал читать стихотворение. Он чувствовал на себе взгляд бывшей жены. Это стихотворение уносило их в счастливое прошлое, где они любили друг друга.
Светлана заволновалась, ей не хотелось путешествовать «по волнам памяти», не хотелось оглядываться назад,-
- Нужно жить настоящим, планировать будущее и идти к своей цели.
Алексей  разбудил её прошлое, он сам был её прекрасным прошлым.
- Что ты со мной делаешь? Зачем ты напомнил о нашей любви? Я долго ковала броню, не давая чувствам вырываться наружу, я подчинила себя одной цели – быть богатой, взять от жизни всё и дать нашей дочери всё, а ты пришёл, разбередил душу. Как я боюсь отступить, боюсь смалодушничать! Думаешь, мне нравиться этот Игорь? Нет, он неприятен, груб, невоспитан, он физически мне противен, но я заставляю себя быть с ним ради моей цели, ради блага дочери. Если бы не сменился строй и мы остались бы в социализме, я бы никогда не променяла тебя ни на Игоря, ни на кого другого, но мы живём в жёсткую эпоху, вернулись в капитализм, и здесь все средства хороши. Как мне было выжить с тобой? Ты сам погубил наши отношения,-
и всё же в её душе что-то дрогнуло, она закрыла глаза,-
- Сейчас прозвучит моё имя! Я готова простить ему всё, броситься на шею, в койку! Но как выжить с поэтом? В шалаше?
- Эвтерпа, Эвтерпа!
Светлана открыла глаза. Она была неприятно поражена,-
- Вот они, поэты! С глаз долой, из сердца вон!-
подумала с горечью.
- Я вас покину на минутку,-
вышла из-за стола, прошла в комнату дочери, взяла книжку, раскрыла,-
- Может ошиблась? Нет, вот её имя «Светлана», а не Эвтерпа какая-то.
Игорь задумчиво сказал,-
- Хорошо! Но где-то я уже это слышал.
- У Эллинов, они папину песню поют,-
разошлась Маринка.
Алексей Иванович грустно улыбнулся и погладил дочь по голове,-
- Пойду, пора мне. Спасибо за угощенье. Рад знакомству.
- Хороший ты мужик, Алексей! И стихи у тебя хорошие. И дочка,-
он тоже погладил Маринку по голове.

 

-












 

 
 
 
 
-