В. Серов. Похищение Европы

Геннадий Мартынов
      Вот смотрю на это живописное творение художника В. Серова. И при этом вспоминаю одну из ранних его работ. ставшей едва ли не самой знаменитой за всю его жизнь. Это «Девочка с персиками». Смотрю и поражаюсь. Как будто творили два разных художника. Два абсолютно разных по стилю, по духу, по технике изображения. Совсем разные. Не в пример многим другим художникам.
 
 Да, в жизни нет ничего застывшего. Всё находится в развитии и нескончаемом  изменении. И в истории развития живописи тоже. В средневековой России долгое время главной в живописи была икона. Потом со времени Петра и даже ранее от иконы стали переходить к реальному изображению мира. Сначала неумело, а потом все лучше, набираясь мастерства. Появился академизм. А потом пришли Передвижники с критическим реализмом. А потом художники как с цепи сорвались. Измы посыпались,  как горох из мешка по нарастающей. Всё пришло  с конца 19-го века, как водится, с Запада, из западной Европы. А потом мы оказались впереди планеты всей, благодаря Кандинскому, Малевичу, Шагалу и прочим.

   Вот и в творчестве Серова мы увидим тоже движение. Упомянутая «Девочка с персиками» - это с некоторыми издержками  импрессионизм. Почти Ренуар. А «Похищение Европы» это уже Модерн. Художник внимательно и прилежно следовал току времени.
 
    Серов получили мировое признание.  Но и он не вечен в том, что творил.   Уже в завершении первой четверти двадцатого века Модерн потерял свое первоначальное значение и популярность.  Модерн прекратил свое существование. как самостоятельный стиль, распавшись на несколько других новых стилей.
 
                *****      
     Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге 19 января 1865 года в семье известного композитора Александра Серова и пианистки Валентины Серовой. Семья интеллигентная. А это очень важно, в какой среде родился и провел первые годы жизни ребёнок. Это стартовая площадка для развития души и творческих способностей.
 
    Ему было только шесть лет, когда у него умер отец.  Трагедия, которую маленький мальчик не всегда может прочувствовать душой. Это приходит позже. А дальше происходит непонятное для меня. Ребенка отправляют в
 коммуну в Смоленской области, где впервые проявился его талант к рисованию. А он не сирота. Что это была за коммуна, мне неведомо. Но она скоро распалась.
 
 После его  отправили к матери в Мюнхен, где он  познакомился с одним немецким  гравером, который и стал его первым учителем рисования.

  А потом в девять лет он оказывается в Париже. А этот город был в то время центром рождения почти всех измов в живописи. И тут судьба сталкивает его  с И.Е. Репиным. Он учит его рисованию. Учитель говорил о нём:

 «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».

    В десять лет Валя впервые попадает в Абрамцево. А это не просто усадьба. Абрамцево благодаря её владельцу Мамонтову стала без преувеличения сосредоточением всего самого лучшего в живописи, что было в России. Какие имена. И все такие известные и разные.
 
     Мальчик не просто жил в Абрамцево. Он, можно сказать, стал даже по праву членом семью Мамонтовых.    Он участвовал в домашних семейных  спектаклях. Он проводил время в кругу самых известных художников России.  Здесь же он познакомился со своей будущей женой - Ольгой Фёдоровной Трубниковой, которая после смерти матери с десятилетнего возраста воспитывалась в семье тёти Аделаиды Семёновны Симонович. Здесь в одной из комнат усадьбы он написал свою знаменитую «Девочку с персиками». И я был в этой самой комнате,   и стоял у стола, на котором лежали те самые персики. В комнате, всю наполненную светом, проникающем через широкие окна.   
                *****
  Так откуда взялся этот сюжет «Похищение Европы». И чем он так привлёк внимание художника?  Надо сказать, грубо говоря, к этому времени передвижники уже и поднадоели. Критический реализм уже не в моде, не в тренде, как скажут сегодня. Вскрывать и показывать социальные язвы – публика уже устала от этого. Сам Серов и сказал: «Захотелось отрадного». Жизнь сложна и диалектична. Ну нельзя же одну чернуху гнать, хоть и качественно живописно её исполненную. Жизнь вмещает в себя многое. Горестное. радостное и отрадное тоже.

      Пошла реакция. Реакция со стороны художественной интеллигенции. Художники стали уходить в другие миры, в другие эпохи. В мир искусств. В нем мы найдем отдохновение для души, говорили они. Золотой век остался в давние годы. В эпохе короля Людовика 14-го, как у Бенуа. Или в эпохе 18-го века в России, как у Сомова. Надо увидеть красоту древности. В этом спасение от гнетущей современности.

    А в это время как раз создавался музей, который мы знаем сегодня, как музей имени Пушкина. Изначально музей назывался так: «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете». Величественное здание было построено в виде Античного храма. Здание было построено на средства московских меценатов по инициативе профессора Цветаева.
 
   Музей исключительно зарубежного искусства. Ну как Эрмитаж в Петербурге. Серову были заказаны панно на темы античных мифов. Серову понравился древнегреческий миф   о похищении красавицы Европы влюблённым Зевсом, явившимся ей в образе быка. Многие художники в Европе обращались к этому сюжету. Вот и Валентин Серов  решил представить свое живописное изображение этой истории.

 Серов был в Греции. Вернее не в Греции, а на острове Крит. Но это всё равно. Это была одна и та же древнегреческая культура. Он поехал с художником Бенуа. Поехал с тем, чтобы на месте напитать себя идеями мифов Древней Греции.
 
   А это был удивительный мир. Языческий мир. То есть мир многобожия. Какие захватывающие истории. Сколько воображения. И как детально весь этот мир описан со всеми перипетиями жизни их героев. Перечитаем Илиаду и Одиссею древнего сказителя Гомера. Все эти рассказы передавались из поколения в поколение. В эпоху очень дальнюю, когда наши познания о мире и вселенной были самыми минимальными. А для древних греков это были вовсе не мифы, события  реальной жизни.
 
     Художник ходил по  развалинам Кносского дворца, где было много античных остатков фресок, лепнины, разнообразных амфор, с изображёнными на них рисунками. Его пленила окружающая атмосфера, близость мрамора, за которым виден залив и шапки холмов.  Он погрузился воображением в этот мир. Он понял, как нужно отразить этот мир. Он выбрал сюжет о похищении Европы – греческой красавицы.
 
                *****

 Надо всё-таки ознакомится с этим мифом. Надо же всё-таки знать о чём идёт речь. При чем здесь этот бык, куда он уносит эту девушку и зачем уносит? Эти вопросы я задавал себе, когда увидел картину впервые. Уверен, что многие задают себе тот же вопрос. Итак:
 
    Однажды финикийской царевне, красавице Европе, приснился странный сон. Вот стоит она перед двумя женщинами, каждая из которых отстаивает свое право на нее, Европу. Так звали девушку.  И будто знает она, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает: — Мне Европа будет подарена самим Зевсом, и я стану называться ее именем!  Она  притягивает девушку к себе, ласково обнимает. В смятении царевна проснулась.

  А за окном весна, поют птицы и расцвели цветы. Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая — фиалки. А Европа собирала алые розы в позолоченную корзинку, изготовленную самим искусником Гефестом.

    И так хороши были цветы, что ими залюбовался сам Зевс, а затем обратил внимание и на прекрасную девушку в пурпурном одеянии. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. Ведь это она послала царевне вещий сон и теперь задумала осуществить его с помощью громовержца.

     Вспыхнуло страстью сердце Зевса. Он решил похитить юную красавицу. Но чтобы не напугать ее, а заодно избежать ярости ревнивой супруги Геры, принял он облик чудесного быка. Шерсть его отливала золотом, рога походили на молодую луну, а светлые очи блистали горячей страстью.

 Девушка подошла, чтобы получше разглядеть его и погладить. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю. Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину.

     Родной берег всё дальше.  Дрожащая от страха девушка цеплялась за рога быка, взывала о помощи. И вдруг из морских волн явился на своей колеснице брат Зевса Посейдон. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь.

      А рядом на двух тритонах, запряженных в золотую раковину, скользила по морской глади сама Афродита, осыпая царевну розами. Успокоившись, улыбнулась царевна, заслышав, как тритоны  играют на длинных трубах из раковин брачные песни.

     Всё это  напоминало девушке  веселое свадебное шествие! Забыла Европа о покинутом доме, о горюющих родителях и подругах. Наконец вдали показался берег цветущего острова Крит. Сюда, в грот, где сам Зевс рос и мужал, привез он свою возлюбленную и вновь принял человеческий образ. Подарил он молодой жене ожерелье из золота и драгоценных камней. И овладел девушкой. Она родила раз за разом троих сыновей — Миноса, Радоманта и Сарпедона. Впоследствии их усыновил критский царь. И дети Зевса стали членами правящей на острове династии.

     Вот такая история. Древние греки знали её хорошо.

                *****
    Эта картина была едва не последняя в творчестве художника. Он умер год спустя.  Серовым было создано шесть вариантов картины.
 
    Несколько вариантов картины в разных техниках. Два из них находятся в Третьяковке, один - в Русском музее, однако, по мнению специалистов, лучший и законченный вариант хранился в семье художника. В 1996 году наследники Серова обратились в Третьяковку с просьбой взять работу на хранение. Просьба была удовлетворена - с единственным условием, что шедевр будет выставлен в постоянной экспозиции. Вот его вы и видите над текстом.
 
   Я долго думал, а почему похищенную  девушку зовут Европой, как и весь наш  континент? Оказывается, всё просто.  Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. А позднее именем принцессы стали называть весь материк. Вот ведь как получается. Вот почему мы все называемся европейцами, благодаря этой девушке на спине быка с золотыми рогами.