А. Иванов. Есения. 06. 04. 2022

Ольга Немежикова
ПОРВУ ЗА РОДИНУ!

Спектакль студентов 4-го курса СГИИ «Есения» (06.04.2022) по пьесе А. Иванова.
Режиссёр-педагог — преподаватель А. А. КУЗНЕЦОВ.

Здесь когда-то шла федеральная трасса, и придорожное кафе процветало. Есения (Мария Бабина), владелица, вспоминает: в ту пору девчонки в две смены работали, весело было, шумно, постоянно кто-то подъезжал-уезжал.
Теперь остались только Есения в ожидании вахтовиков, да преданный Ваня (Илья Бураков) из родной деревни, что в километре отсюда.
Ваня — поэт, свои стихи он посвящает Есении, которую любит со школы. Любит безумно в полном смысле этого слова. И что с таким делать? Мифологическое существо — бабка Шелиха (Мирон Слюсарь) давала ему отсушку любовную — отринул. Есения просит: отпусти, Христа ради, выкинь ты дурь из головы — не слушает.
Похоже, это надолго: тайга без шёлкового пути, Ваня, вахтовики. «Там, где клён шумит» — любимая композиция Есении. Оно и понятно: муж успел по-стахановски спиться. Сколько молодых, крепких, весёлых мужиков мимо прошло, а бабьего счастья нет как нет.
Вдруг в эту дремучую сказку, сбившись с дороги, из тридесятого государства на японской машине заезжает Георгий (Антон Уилер) — молодой экспедитор, воспитанный, образованный, в костюме и туфлях, с огромным чемоданом диковинных, в лесной глуши недоступных игрушек.
Вновь появляется бабка Шелиха, теперь с присушкой, но Георгий не прост и зелье хлебать не спешит, хотя Есения ему нравится. А уж он ей как нравится!
Есения чарует, задерживает путника, узнаёт его и отпускает.
Потому что Георгий, он всё о море. Каком?! Шут его знает. Лишь бы тёплое было. Пальмы, песок. Лежать и не двигаться… (Есения чувствует: что-то не то...)
Она любит работать, любит дикую природу,  таёжное озеро, что неподалёку…
А для Вани Есения  — всё: тайга, золотая осень, поэзия, жизнь — он её ни за что не отдаст! Перед реальной угрозой потери всего Ваня из телка на верёвочке неожиданно для Есении превращается в бодливого бычка, которого с места не сдвинуть. Есения словно видит Ваню впервые и делает выбор.
Так что придётся ей теперь всю жизнь слушать его стихи о ней, любимой. А Ваня читает из сердца, страстно и неподражаемо. Декламация для него — отрешённое от суеты состояние. Непременная исходная поза — благоговейно лирическая. В манере перфоманса жест разворачивается вместе с содержанием. Интонация — потаённый родничковый лепет — от строки к строке набирает силу, раскаты, чтобы низвергнуться водопадом или влиться, не менее, в океан! А ещё Ваня мастер на все руки, и даже спать готов стоя, как конь, если потребуется. Не факт, что он болен на голову, но то, что ни на кого не похож, это точно. Опрощённый снаружи до телогрейки, он внутри — тайна тайн! Возможно, Ваня нешуточно потряс призывную комиссию поэтическим накалом, и его «отпустили» — Родине необходимы художники, а он из породы «настоящих буйных», если достать как следует. У него и дедова берданка ухожена и припрятана (мало ли, лишней не будет), хотя охота — не Ванина ипостась, всякую божью тварь он любит и никогда не обидит. Если Ваню отмыть и нарядить, то получится настоящий Иван-царевич.
Шутки шутками (на радость зрителям, их, со вкусом приправленных психологическим хоррором, в спектакле немало), но за банальной историей молодой одинокой женщины проглядывается патриотическая аллюзия.
С Ваней всё ясно — No pasar;n!  Ваня порвёт за Родину, никому не отдаст! А Есения никогда не бросит пострадавшего в бою — Георгий в очередной драке нечаянно сломал Ване руку. Или Ваня, чтобы избежать дальнейшего мордобоя, схитрил да прикинулся?