Плавание на край света

Владимир Швец 3
Клайв Стейплз Льюис «Покоритель Зари», или Плавание на край света»


Впервые на борт «Покорителя Зари» я попал в шестом классе. Случилось это благодаря моему однокласснику и на тот момент закадычному другу Толику Емельянову. Несколько недель подряд он интриговал меня каким-то своим рассказом, который он записывал в школьной тетрадке. Рассказ был о подростках с английскими именами, которые открыли какую-то дверь и попали в неведомый сказочный мир. Толик писал его со множеством ошибок самого разного рода, поэтому читать этот его опус было весьма затруднительно. Через какое-то время до меня начало доходить, что мой приятель прочитал что-то такое, что его очень сильно поразило, и он под впечатлением прочитанного что-то пишет нечто подобное. Немного погодя Толик раскололся и показал мне книжку. Это было харьковское издание 1993 года, в одном томе объединившее «Покоритель Зари» и «Серебряное кресло».

Вот так я попал на борт «Покорителя Зари» и вместе с персонажами этой замечательной повести пустился в долгое путешествие, полное приключений и опасностей. И ещё я тогда влюбился. Сразу же, с первых страниц. Влюбился в Нарнию. Она, правда, была совсем не похожа на другой мой любимый волшебный мир — Средиземье проф. Толкиена — но тем было лучше. Мне повезло в том смысле, что моё знакомство с Нарнией началось именно с этой повести. Любая другая из этого цикла не вызвала бы интерес с моей стороны в ту пору моего жизненного и читательского пути.

В этой повести Льюис остаётся верен своим методам, а именно: погрузив персонажей и читателей в пучину приключений, он ненавязчиво вкладывает в сюжет и морализаторский подтекст. Например, история Юстаса, маленького капризного мальчика, который под влиянием некоторых происшествий заметно меняется в лучшую сторону. Впрочем, Люси, Эдмунда и Каспиана автор «не забыл», так сказать. Им тоже в чём-то пришлось пересмотреть свои взгляды и перебороть в себе плохие черты характера.

«Покоритель Зари» очень заметно выделяется на фоне других книг о Нарнии. Мне она кажется наиболее динамичной и приключенческой. Где-то когда-то я прочитал в одной рецензии, что определенное количество поклонников Льюиса считают её самой лучшей частью нарнийского цикла. Я с этим спорить не стану, но что-то в этом утверждении есть.