Заметки о русском языке. Этюд 3

Владимир Куковенко
Феномен собирательных  числительных


Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда:
количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один),
дробные (одна пятая, три целых, две седьмых),
 порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый),
собирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?



Вот о последних, собирательных  числительных, мы  и поговорим в этой статье.
Собирательных числительных в русском языке крайне мало. Я считаю, что их всего семь. Некоторые лингвисты число их  увеличивают до десяти.

Единственного числа у собирательных числительных  в современном русском языке нет. Но, похоже, в древности оно  существовало. В русском языке единственное число, предположительно, имело форму ЕДИНО или ЕДИНОЕ. Подтверждением тому, что это именно собирательное числительное, служат такие слова, как ЕДИНЕНИЕ, ЕДИНООБРАЗНЫЙ, ЕДИНСТВО - то есть  объединение какого-то множества вокруг чего-то единичного (вождя, идеи, цели). Весьма примечательно, что в славянских языках (польском и сербском), так же, как и в русском,  из числительного  ЕДИН образовались слова, обозначающие множество, объединенное чем-то общим. Даже само слово ОБЪЕДИНЕНИЕ образовано от слова, обозначающего число один.   
Поэтому будем считать, что единственное число у собирательных числительных, все же, есть.
 Далее счет такой:

ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО ШЕСТЕРО, СЕМЕРО …

Если вы, читатель,  хорошо чувствуете русский язык, то  после числительного СЕМЕРО  вы ощутите  некоторую заминку, и,  уже не так уверенно, как прежде, продолжите счет:   ВОСЬМЕРО, ДЕВЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО…
Можно, конечно, подобным образом досчитать до ДЕВЯТНАДЦАТЕРО, но при этом вы будете ощущать заметное сопротивление самого языка. И уж совсем нелепой будет форма ДВАДЦАТЕРО!   Не звучат эти числительные, не вписываются в фонетический строй привычной нам речи.

Не знаю, как у вас, а у меня  собирательные числительные после СЕМЕРО   вызывают некоторое напряжение при их озвучивании. Чувствуется в них что-то неестественное. Поэтому я и считаю, что этих числительных всего семь. Язык всегда стремится к благозвучию. А поскольку этого благозвучия нет, то неблагозвучные формы со временем отторгаются.


Но попытки продолжать счет собирательным числительным после семи в русском языке были. В.Даль зафиксировал следующие слова: ТРИНАДЦАТЕРО и ЧЕТВЕР(О)НАДЦАТЬ.
В последнем случае использовался старинный русский счет - ЕДИН-НА-ДЕСЯТЬ, ДВУ-НА-ДЕСЯТЬ и т.д. Но, данные варианты так и не прижились в языке. Вскоре о них забыли.
Интересна приписка Даля к слову ЧЕТВЕР(О)НАДЦАТЬ - бабий счет. Эту приписку он не расшифровал, поэтому невольно возникают вопросы: так считали лишь женщины? А как считали мужчины? Не пояснил В. Даль и то, в какой губернии он услышал подобный счет.
Таким образом, попытки языка продолжить счет собирательных числительных оказалась неудачной. И в языке их сохранилось всего лишь семь.
 
Но и оставшиеся  числительные способны доставить много филологической головной боли, поскольку  они  ведут себя в речи довольно своенравно и капризно. 
Если мы услышим сочетания  ТРОЕ столбов, ПЯТЕРО домов, то невольно почувствуем какую-то грамматическую неправильность. Но вот ТРОЕ медведей или СЕМЕРО козлят уже воспринимается лучше. Значит, собирательные числительные предназначены, большей частью, для счета одушевленных предметов? Возможно.
 Но лучше всего, они сочетаются с человеком: ТРОЕ богатырей, СЕМЕРО разбойников. Пусть и эти словосочетания звучат не совсем правильно с точки зрения современной грамматики, но вполне допустимо.
Выявляется и другая  особенность собирательных числительных – они  противятся их употреблению с существительными других родов. Мы можем сказать ТРОЕ женщин, ПЯТЕРО морей, но это будет восприниматься как грамматическая неправильность или как просторечие. Получается, что собирательные числительные возникли в языке исключительно для счета предметов мужского рода, а точнее, для счета мужчин?

В случае с собирательными числителями  мы сталкиваемся  с какой-то уникальной лингвистической избирательностью слова. Обычно количественные числительные ведут себя нейтрально в отношении рода существительных  ТРИ мушкетера, ПЯТЬ девушек, СЕМЬ озер. Но собирательные числительные неожиданно демонстрируют особую избирательность к роду предмета.
Случай в грамматике исключительный, которому до сих не дано ни названия, ни грамматической оценки.

Но так  было не всегда.  У Ломоносова, в его  подготовительных материалах к  "Грамматике", содержится запись, которая свидетельствует о том, что еще в его время собирательные числительные имели род:  ЧЕТВЕРЫ  - мужской род,  ЧЕТВЕРА - женский, ЧЕТВЕРО - средний.
Через сто лет В.Даль в своем "Словаре" зафиксировал лишь мужской род и средний у собирательных числительных:
ЧЕТВЕРО саней и ЧЕТВЫРЫ сани, вороты, возжи (так у Даля). СЕМЕРЫ одного не ждут. Женский род, похоже, к тому времени  уже ушел из разговорной речи.
Через сто лет ситуация снова изменилась М. Фасмер в своем "Этимологическом словаре русского языка" уже приводит один вариант собирательных числительных: ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО, ШЕСТЕРО, СЕМЕРО. Таким образом, в середине 20 века собирательные числители сократились до семи, сохранив лишь один средний род.  Иные варианты и рода ушли из русского языка окончательно.
Это говорит о том, что процесс словотворчества и выработка языковых норм закончился в России довольно поздно. И форма ЧЕТВЕРО, в которой  средний род употребляется как мужской и женский, утвердилась относительно недавно.          


И здесь невозможно не задаться вопросом – с чем же мы столкнулись в этом странном случае?
Какая-то незавершенная  форма развития  части речи? Какой-то  грамматический тупик?..   Но, если это не продуктивные формы речи, почему они удержались в  языке? Какие функции они  выполняли в древности и выполняют сейчас?

Чтобы понять место собирательных числительных в русском языке, давайте снова вспомним  народную поговорку, но уже в современном звучании:

СЕМЕРО ОДНОГО не ждут.

Теперь сосредоточимся и  мысленно  представим   ситуацию и  действующих лиц, которые  упоминаются в этой поговорке.  Представили?
Итак, кто такие СЕМЕРО  и кто такой ОДИН? Это одушевленные создания или неодушевленные?
Думаю, на этот вопрос все ответят одинаково. СЕМЕРО  и  ОДИН – это одушевленные создания.
Причем, все мы где-то на подсознании понимаем, что СЕМЕРО и ОДИН это – люди.
Теперь зададимся и следующим вопросом – а кто  эти СЕМЕРО и ОДИН? Мужчины ли это или женщины? 
Думаю, что и здесь ответ будет  одинаковым – это мужчины.   За подтверждением этого вывода обратимся к другой поговорке –СЕМЕРО на ОДНОГО.  Конечно же, эти СЕМЕРО исключительно мужчины.
Подтверждается это и вариантом  поговорки, зафиксированной Далем: СЕМЕРЫ одного не ждут. Как уже упоминалось, окончание на -Ы было свойственно мужскому роду собирательных числительных.

На том же подсознательном уровне мы можем  в общих чертах представить и ситуацию этой поговорки:  семеро мужчин  собираются совершить какое-то  действие или начать какую-либо работу,  и не могут ее откладывать и ждать  опаздывающего.    
Получается, что  числительные СЕМЕРО и ОДНОГО  здесь выступают в значении указательных местоимений ОНИ и ОН.  Для проверки  изменим эту поговорку, вставив указательные местоимения:
ОНИ ЕГО не ждут. 
Семантика   фразы  несколько утратилась, но  все же  общий смысл   улавливается.
Таким образом,  в данной поговорке собирательные числительные выполняют  множество функций и доносят  до слушателя несколько многокомпонентных информативных пластов:


1. Называют количество действующих лиц
2. Являются указательными местоимениями
3. Указывают на одушевленность
4. Указывают на род  действующих лиц


Как примеры того, что собирательные числительные употребляются исключительно с существительными мужского рода,  можно  привести  название  книги  «Трое в лодке,  не считая собаки» Джерома, или название фильма «Трое вышли из леса».   Числительное ТРОЕ  вызывает у нас одни и те же ассоциации -  мы подсознательно ожидаем, что  мы будем читать книгу или смотреть фильм о трех мужчинах. Хотя в фильме «Трое вышли из леса» один из персонажей – женщина, но, мужчин, все же, подавляющее большинство.  Поэтому употребление числительного  ТРОЕ  здесь, видимо,   оправдано  какими-то особыми законами  нашего восприятия речи.


Теперь обратимся к другой стороне этих  многозначных числительных.
В лингвистике есть закон речевой  экономии,  обозначенный еще в работах русского лингвиста Потебня А.А (1835-1891), но  более полно разработанный западными лингвистами в середине двадцатого века.  Его  формулируют  по-разному, но  упрощенно  его можно выразить так:   стремление языка к  краткости  речи и простоте произношения слов,   при более полной насыщенности  фразы информацией. 
Удивительно, но   собирательные числительные  являются  самым  удачным примером действия этого закона!  Мало того - это просто некий лингвистический шедевр, созданный    языком,  по умению донести малыми лингвистическими средствами  огромный объем информации.    Без всякого преувеличения можно сказать, что создатели  этой грамматической формы  были  наделены удивительными природными способностями чувствовать живую речь. Другого такого примера в русском языке я не знаю.

Есть еще одна область употребления собирательных числительных -  это их употребление с парными предметами. Мы можем сказать: ДВОЕ САПОГ и ДВА САПОГА, ДВОЕ ЛАПТЕЙ и ДВА ЛАПТЯ. Но, будет ошибкой говорить ДВОЕ ЩЕК, ДВОЕ ГЛАЗ и т.д., поскольку современная грамматическая норма признает исключительно ДВЕ ЩЕКИ и ДВА ГЛАЗА.
Но вот парная форма ОЧИ допускает иной счет очам -лишь в пределах множественного малого числа:

Одни ОЧИ.
Двое  ОЧЕЙ,
Трое  ОЧЕЙ,
Четверо ОЧЕЙ.

Далее следует смешенный счет, в котором допустимо употребление
 и собирательных, и порядковых числительных:

Пятеро (пять)      ОЧЕЙ
Шестеро (шесть)   ОЧЕЙ
Семеро  (семь)     ОЧЕЙ



Более интересен следующий  пример, относящийся к предметам  со скрытой парностью.  Слово САНИ   по своей форме имеет признак множественного числа – окончание -И.  Но с таким же окончанием оно употребляется  и в единственном числе.  И иной формы просто не имеют.   Похоже,  что  в древности это слово   относили к парным предметам. 
Читатель задастся недоуменным  вопросом:  а где же  здесь пара?  Можно предположить, что наши пращуры считали в САНЯХ…   полозья!    Два полоза служили   ярким отличительным признаком данного  средства передвижения.    Два полоза – вот   вам и пара!    Возможно, существовала некогда и форма единственного числа  САНЯ-САНА, которая впоследствии исчезла. Но в  слове ЛЫЖИ, которое так же обозначает  парные предметы,   единственное число благополучно сохранилось – ЛЫЖА.


 К подобным словам со скрытой парностью относятся и ДРОВНИ, РОЗВАЛЬНИ, ВОЖЖИ, ШТАНЫ,  ПОРТКИ  (замечу, что эта категория так же не выделена в русской грамматике).  Со  временем единственное число (если оно было!)  у подобных слов вышло из употребления и заменилось двойственным числом.
 Одни САНИ, РОЗВАЛЬНИ, ПОРТКИ,
Двое  САНЕЙ, РОЗВАЛЬНЕЙ, ПОРТОК,
ТРОЕ  САНЕЙ, РОЗВАЛЬНЕЙ, ПОРТОК,
Четверо САНЕЙ, РОЗВАЛЬНЕЙ, ПОРТОК,
...

Семеро  САНЕЙ, РОЗВАЛЬНЕЙ, ПОРТОК...

Слов со скрытой парность в русском языке осталось немного. К уже перечисленным можно добавить такие древние слова, как ЛАНИТЫ, ПЕРСИ, ГУЖИ... Но счет этих предметов ведется до сих пор исключительно собирательными числительными. В древности появилась некая устойчивая грамматическая форма, которая до сих пор упорно и весьма успешно сопротивляется каким-либо изменениям.

Собирательные числительные с помощью приставок и флексий с легкостью образуют новые жизнеспособные формы:

В-ДВОЕ, В-ТРОЕ, В-ЧЕТВЕРО
Эту форму можно назвать сравнительными числительными. Они показывают, во сколько раз тот или иной предмет или явление больше (тяжелее, длиннее, шире) другого.

В-ДВОЕ-М, В-ТРОЕ-М, В-ЧЕТВЕРО-М.
Обычно эту форму относят к наречиям, но уместней выделить ее в особый вид наречий - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НАРЕЧИЯ,

ДВОЙ-НОЙ, ТРОЙ-НОЙ.


ДВО-ИЧНЫЙ, ТРО-ИЧНЫЙ.

ДВОЙ-СТВЕННЫЙ, ТРОЙ-СТВЕННЫЙ...
Как видим, древние формы собирательных числительных оказались весьма удобными для продолжения словотворчества и в наши дни.


Но почему остановился на числе семь этот замечательный    лингвистический процесс? Исчерпал себя?  Иссяк творческий порыв русского  этноса, который так удачно начал свою созидательную лингвистическую работу?  Вопросы, вопросы...

***


Остается и другие, не менее важные, вопросы  по поводу собирательных  числительных и  способов их  употребления.   Интересным видится и поиск аналогов в других языках.  Но на все это надо время. Возможно, со временем  я  и допишу эту работу. Пока же скажу, что было бы разумным выделить эти числительные в особый вид  -  ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ, поскольку именно эту функцию они и выполняют в речи.