Как строилась Читинская ГРЭС - часть 2

Геннадий Жеребцов
1961 год


В феврале 1961 года в Читу приехал начальник управления «Гидромеханизация» Братской ГЭС Олег Митрофанович Винивитинов, чтобы оценить работу участка на строительстве Читинской ГРЭС и подготовку земснаряда к работе в летний сезон. В принципе, работой коллектива он остался доволен, хотя некоторые технологические проблемы имелись, о чем серьёзно спорили начальник участка Иосиф Александрович Антюфеев со своим заместителем Черных. По плану работы на 1961 год земснаряду предстояло под основание будущей станции намыть 300 тысяч кубометров грунта.

Участок «Дальэнергомонтаж» (начальник – В.П. Бутаков) сдал в эксплуатацию бетонно-растворный узел с галереей и бункером подогрева и занимался монтажом фундаментов и каркаса главного корпуса ЧЗСК. На промбазе к этому времени комплектовалось оборудование для монтажа в БРУ (бетонно-растворный узел).

Главный механик Череповский готовил для сдачи в эксплуатацию котельную, которая бы выдавала пар на объекты для БРУ и полигона. «Монтажный участок» (начальник – Иван Данилович Козлов) в марте в этой котельной смонтировал 2 котла и подготовил теплотрассу для двух строящихся домов.

Но в целом строительное управление не справилось с выполнением плана. По этому поводу руководство управления (начальник Ярослав Михайлович Шатунов, его заместитель Изюмин, главный инженер Анатолий Иванович Жильцов и Зиновий Филиппович Бурцев) были заслушаны на партийно-хозяйственном активе областного комитета партии. Тем более, в те дни ЦК КПСС и Совет Министров СССР обратился с письмом «Об ускорении строительства новых, расширении и реконструкции действующих тепловых электрических станций и сетей», а в центральной прессе появилась критическая статья о неудовлетворительном строительстве Читинской ГРЭС. Было принято решение провести кадровую перестановку в руководящем звене строительного управления. Начальник стройуправления Я.М. Шатунов был переведен на должность главного инженера, а на его место был назначен Анатолий Иванович Жильцов, награжденный к тому времени орденом «Знак Почёта» и двумя медалями. В это время участком «Жилстрой» руководил Белкин, затем – Борис Леонтьевич Буйницкий; участком «ГРЭСстрой» – Крылов, затем – С.Н. Пинчук, Михаил Сергеевич Филинов; участком «Промстрой» – Алексей Владимирович Шуваев; участком «Гидромеханизация», где работал земснаряд, - Черных. В конце года главным инженером строительства был назначен А.А. Липинский, человек интеллигентный, в котором не было той струнки командования, которую проводил начальник управления.   

А на строительстве действительно были свои трудности. Например, сложилась непростая обстановка на автобазе (начальник – Егоров). Парк автомашин был большой – 170 машин, но из-за их чрезмерной эксплуатации он постепенно изнашивался. В отдельные дни на линию выходили до 72 машин. Чтобы отремонтировать одни машины приходилось разукомплектовывать другие. Из-за неудовлетворительной организации диспетчерской службы появилась тенденция к припискам в путевых листах.  Особенно критическая ситуация сложилась по эксплуатации большегрузных машин, в основном МАЗов. Зимой для них был возведен кирпичный гараж, но в результате невыполнения технических норм при строительстве, весной его пришлось признать аварийным и переделывать вновь. С начальника автобазы Егорова, ст. механика Кириллова и других инженерно-технических работников (на тот период в автобазе работало 8 механиков) потребовали навести порядок, чтобы в летний период обеспечить максимальный выход машин на линию. Но и в последующее время руководство строительного управления наказывало Егорова за списание автомашин. В июне на ремонте стояло 20 ЗИЛов, 11 МАЗов и 9 бортовых машин.

На Читинском заводе строительных конструкций (директор – Редько) первый железобетон начал выходить с перебоями. Еще не была отработана технология изготовления железобетонных изделий, и рабочие, из-за отсутствия в первое время технической учебы, с браком (например, допускали пропарку изделий при низкой температуре). В первом полугодии 1961 года план удалось выполнить только на 59 %, а себестоимость кубометра выпускаемой продукции с 55 рублей возросла до 95 рублей. В связи с этим был намечен ряд мер организационного, кадрового и технического характера.

В июне 1961 года Читинский обком КПСС принял постановление «О ходе строительства Читинской ГРЭС». В нем констатировалось, что ход строительства электростанции идет крайне неудовлетворительно, хотя управление имеет достаточное количество материальных ресурсов и рабочей силы. На стройке слабая организация труда, плохая подготовка квалифицированных специалистов, медленно создается производственная база, рабочие плохо обеспечены жильем – от этого большая текучесть кадров. 

Но и эта перестановка желаемого результата не дала. Новый начальник стройуправления, желая выправить положение, попытался руководить строительством административным путем, часто выезжал в командировки в Москву, посещал главки. В аппарате самого стройуправления сложилась такая обстановка, что руководители участков и аппарата управления по неделе не могли собраться на совещания по решению стоящих перед ними задач. Рабочий земснаряда Шильников выразил сложившуюся ситуацию такими словами: «Надо бросить стиль наказания, а больше доходить до людей, знать душу рабочего. Если рабочих заинтересовать, они будут работать день и ночь. С нами рядом участок Черновского строительного управления, там дома готовят к сдаче, а у нас до этого еще далеко». Вместо организации воспитательной работы с людьми новый начальник стройуправления Анатолий Иванович Жильцов сделал ставку на использование рабочих по линии МВД – заключенных из специально построенной исправительно-трудовой колонии № 6. Выработка на одного рабочего в строительном управлении Читинской ГРЭС в тот период стала самой низкой среди всех строительных организаций города Читы.

1962 год

1962 год начался с заслушивания комиссии по проверке завышения объемов, нарушения технологии и брака по вине бывшего начальника управления Ярослава Михайловича Шатунова. В представленном прокуратурой акте называлась сумма в размере 305 тысяч рублей. И что интересно, рабочие стройуправления на открытом партийном собрании, повестка которого была посвящена этому вопросу, единогласно стали высказываться в защиту своего бывшего начальника, который к тому времени уже не работал и главным инженером. В их выступлениях приводились факты бесхозяйственности и брака в работе, на исправление которых уходили большие суммы денег и которые сейчас пытались повесить на Я.М. Шатунова. Например, когда из-за отсутствия складов на стройплощадке прибывающие чугунные трубы сваливали поверх круглого леса, или когда фундаменты, заложенные в зимних условиях под жилой дом № 10 на участке «Жилстрой», весной оказались непригодными для монтажа стен, или когда земляные работы вместо механизированного труда проводились вручную. Всего этого не отрицал никто, ни сам Шатунов, ни работники управления. Но вместе сложенные убытки за 1959 и 1960 годы, то есть за те годы, когда управление возглавлял Я.М. Шатунов, были значительно меньше тех, которые дал 1961 год – время руководства Анатолия Ивановича Жильцова. Поэтому ни у кого из обсуждавших этот вопрос не поднялась рука при голосовании за исключение Шатунова из партии, большинство участников собрания проголосовали за выговор без занесения в личное дело.      

Действительно, 1962 год для стройки был трудным. Но именно в этот год завершилась работа по намыву грунта под будущее основание главного корпуса Читинской ГРЭС. На участке «Гидромеханизация» приступили к новому виду работы – уплотнению намытого грунта. Это давало фронт работ строителям участка «ГРЭСстрой» (начальник – С.Н. Пинчук). Они начали поэтапную закладку фундаментов под главный корпус ГРЭС, вторую дымовую трубу и другие объекты. 

На участке «Промстрой» (начальник Алексей Владимирович Шуваев) шло завершение работ по сдаче первой очереди завода железобетонных конструкций, в которую входили главный корпус, арматурная мастерская, склады готовой продукции, цемента и водонапорная башня.

На участке «Жилстрой» (начальник – Белкин) в 1962 году были сданы два жилых дома, два общежития, детские ясли, баня, столовая.

Своим чередом шла и общественная жизнь большого коллектива строителей. Одной из лучших в Черновском районе считалась добровольная народная дружина строительного управления Читинской ГРЭС, которой руководили Моисей Вульфович Ботвинник, Г.К. Грузнов и Лев Александрович Кротков.

(продолжение следует)