Тоня-Антонина

Ирина Никифорова-Захарова
Глава 1.
-Тонька, стой! Да куда ты опять помчалась шебутная?
    Но она уже ноги в подшитые валенки, тулуп на плечи и фьюить- след простыл. Жизнь такая- не успел первый в валенки заскочить, так и будешь в избе целый день толкаться, да поручения старших сестер Марты и Клавы выполнять: «сделай то, подай это, прясть учись». Скукота!
    Далеко не убежишь по зиме, в соседский дом в самый раз. Там Ланины живут- сестры веселые- Лина, Александра, Арина да Мария. Ее они привечают, а главное, с удовольствием слушают все ее новости – как папка с мамкой ругались, как Марта молока пролила и на нее, на Тоньку свалить вину хотела. Смеются девки, да еще подначивают: « А чего, Тоня, как Гриша ваш?»
    Тонька сметливая, знает, что Григорий- брат самый старший на Лине- старшей ланинской сестре вечерами на гармошке играет, свататься решил. А чего? Ей Лина нравится- серьезная, но добрая. Она на Тонькой не подсмеивается никогда, как Александра.
   Но сегодня вообще есть повод из дома убежать, чтобы тятька опять за ухо не драл.
   Вечером к ним вчера пришли три мужика- говорили «комиссия». Одного Тонька знает- дядя Игнат, он к тяте недавно приходил-сапоги ему тот пошил, а другие незнакомые. Спросили у папани- самогон варит? Тот отнекался. Они по избе прошлись, да и на выход. А она тут с печки и крикнула: «Ты чего, папка, запамятовал што ли, што у тебя самогонка в подполе стоит?» Папка  побелел весь, у мамки руки затряслись. Мужики засмеялись, Игнат ему что-то на ухо сказал. Да и ушли. А уж ей потом досталось! Уж ругали ее сестры, ругали, а тятька…
«А чего такого я сделала? Сами же учат правду завсегда говорить- не ври, Тонька, ой не ври, а то нос вырастет, как у Васьки хромого, что  побирается. А нос у Васьки и правда, страшный- шишковатый да синий. Не хочется мне такого носа, а тут за правду попало- и чего говорить тогда?»
   
   В избу соседскую влетела- валенки скинула, на нее уже во все глаза смотрят.
-Что, Тоня, подвела отца вчера под монастырь?
  Смеются. Знают уже. Эх! Опоздала с новостями.
- Как же ты так? Разве можно чужим все рассказывать!

   А она и не хотела! Думала, что забыл тятька. И в чем виноватая?

- А мамка вчера на Марту ругалась…,- зашла со своими новостями с другого бока.
- А чего так?
- Военный приходил, она к нему выходила за калитку. Ну тот, который  у вас тут бывал…
- Михаил што ли? Да неужто он за вашей Мартой приударил? Слышь, Лина?
- Что мне слышать? Мне без интереса!
- А маманя што? – это Арина ее выспрашивает.
- Говорит, што сманит да и бросит потом, мало ли у таких невест. Ненадежный…
- Это точно,- Александра вступает в разговор.- Ему приказ- и поехал незнамо куда, может, у него уже и жена имеется…. Марта смелая, гляжу…
-Нечего тут сплетни собирать,- сердится Лина.- Обед готовить пора! Папка где? За водой же собирались…
- Я его у дяди Кузи во дворе видала,- Тоня встревает.- Дрова в избу тете Арине нес.
    В избе наступает тягостное молчание. Лина к выходу пошла, зазвенела ведрами в сенях.
- Опять папка за свое,- Александра сердито.- Вот бессовестная какая!
- Кто?- спрашивает Тоня.
    Но ей не отвечают, хмурятся девки.
    «Опять не то сказала».
   Дядька Алексей-  отец сестер часто в гости ходит к Арине- жене дяди Кузи- Тониного дядьки. Она красивая, веселая, в соседнем доме живет. Тоня ее любит. А сестры ланинские, похоже, что нет. Их мамка давно померла, Тоня ее и не видела сроду. Дядька Алексей строгий, а с Ариной смеется- сама видала.
   Не получается разговор. Везде она виноватая. Домой так идти не хочется, но и тут сидеть неинтересно. Одевает тулуп, плетется к выходу.
   « И что за жизнь-то такая?»
   


-