На пути к успеху

Олег Намаконов
Пока бушевали нешуточные страсти по укреплению православной веры,   стабильному обеспечению жителей чистой водой, по  реализации  целевой программы «Чистая вода», решению проблемы пассажирских перевозок в город и обратно,  приведению в порядок сельских улиц и  дорог,  не менее драматичная  ситуация разыгралась  в  2015 году в Рамайской средней школе, где из-за дождливой погоды в  2013-2014  годах совсем прохудилась  «мягкая» кровля над спортзалом, заливая стены и пол, вызывая массовое появление грибка и половой гнили. Еще хуже ситуация была в столовой, которую как ласточкино гнездо, в целях экономии средств   в  60-е годы,  пристроили к стенам старой школы на ее внутреннем дворе.  На кровлю столовой  с трех сторон крыши старой школы обрушивались  тонны ливневой воды, которая из-за протечек в мягкой кровле попадала на стены, колонны и пол котлопункта,  вызывая замыкания электрических сетей, появления черноты, грязных разводов и грибка на стенах и потолке.   Не лучше было состояние и третьего этажа основного учебного корпуса, где из-за протечек в мягкой кровле  от сырости стены и потолки в кабинетах химии, домоводства, математики, английского языка стали просто «убитыми» и были раскрашены грибковой чернотой  с грязными разводами. От сырости имели место частые замыкания электропроводки и перегорание приборов освещения.

В этот сложный период новым директором утвердили преподавателя школы Тетеркину Елену Николаевну, на которую проверяющие органы наложили не только административные предписания, но и судебные. Судебными предписаниями запретили эксплуатацию спортзала и столовой в связи с их аварийным состоянием. Судебным иском был установлен срок проведения работ по восстановлению объектов до 1 сентября 2015 года.   В случае неисполнения работ в указанный срок, молодому руководителю реально грозило привлечение к ответственности вплоть до уголовной, с административными выводами, а также грозило закрытие школы до выполнения всех предписаний судебных органов.  В возникшей  сложной жизненной ситуации проявились качества и действия многих ответственных лиц, поэтому на них остановимся  и расскажем более подробно, потому что такие факты и принимаемые меры в большей мере мобилизуют и сплачивают людей на успех. 

В советские времена   такие события характеризовались,  как «битва за план» и выполнение «принятых социалистических обязательств».    Естественно, что  попав в критическую ситуацию, школьный руководитель  тут же обратился в Районо, где  было сказано, что денег на ремонт школы на 2015 год  в бюджете  нет,  и  они  будут думать,  по каким школам «разбросать» учащихся  Рамзайской  школы в случае принятия окончательного решения по ее закрытию. 

Тогда  директор школы  обратился за помощью в Сельсовет к Шалимову,  который, понимая всю важность произошедшего,  собрал на совещание свою местную команду помощников: директора  «Учхоза» Кривозубова,  директора «Кристала» Чевтаеву,  Председателя Совета общественности села  Намаконова  и  директора школы Тетеркину  и  поставил на рассмотрение вопрос:   «Какие меры  предпринять, чтобы не сорвать детям села праздник первого сентября 2015 года?  Где  и как срочно изыскать средства на капитальный ремонт  пяти тысяч квадратных метров разрушенной временем кровли?  Где изыскать средства на ремонт спортзала и столовой?»      

На совещании заслушали директора школы о наложенных санкциях и принимаемых мерах педагогическим коллективом.  Директор доложила,  что  если не будут приняты экстреннее меры в 2015 году по аварийному ремонту кровли учебных корпусов, столовой и спортзала, то школа будет закрыта.  И тогда произойдет срыв учебного года,  а педагогический коллектив будет распущен и пополнит армию  безработных,  если школьников будут автобусами возить в другие школы района или города  Пензы.   Елена Николаевна также проинформировала совещание, что в школу поступила проектная документация  с  Саратовского проектного института на реконструкцию школы с общей сметной стоимостью работ 115 миллионов рублей,  где по  локальным сметам для замены кровли,  на ремонт спортзала и столовой требуется 12 миллионов рублей.

Руководители  Кривозубов, Чевтаева и Шалимов  констатировали, что на сегодняшний день таких денежных средств  в  Рамзае и районе срочно не найти.  Они смогут оказать помощь школе только материалами и частично деньгами своих предприятий в сумме не более 100 тысяч рублей. Поэтому Намаконов,  который до пенсии работал руководителем  в Проектно-строительном объединении  внес на рассмотрение коллег два предложения по возможному выходу из этой кризисной   ситуации, которые были рассмотрены. 

Первое предложение -  подготовить  два письма:   одно письмо за подписью Шалимова В.Н, как главы администрации и Тетеркиной Е.Н, как директора школы, а  второе письмо, за подписью Тихомирова Н.Н, как главы администрации района,  и  Решетченко А.В.  как Начальника Управления образования района.  Письма подготовить на имя Председателя Правительства и Председателя Законодательного Собрания области.  К письмам   приложить  копии судебных исков, административных предписаний  и  видеоматериалы,  с убедительной просьбой  о перераспределении бюджетных средств в МАЕ  месяце текущего года,  с убедительной  просьбой и предложением  необходимую сумму снять с тех, у кого нет проектной документации и выделить 12 миллионов рублей на  капитальный  ремонт Рамзайской средней школы, учитывая, что в школе  имеется проектная документация.   

Совещание рекомендовало   руководителю  школы срочно встретиться и переговорить с Главой   района – Тихомировым  по оказанию им помощи в организации  встречи в высших эшелонах областной власти, и личной встречи с Председателем Законодательного Собрания области с просьбой о внесении в «Повестку дня» очередной сессии вопроса: «О выделении 12 миллионов рублей на капитальный ремонт школы»,  и чтобы    договорился о  выступлении директора школы перед депутатами, которым  доложить о возникших чрезвычайных обстоятельствах и проблемах в школе, а для убедительной наглядности   продемонстрировать видеоматериалы.   

Директору школы так же задали вопрос: - «Вы какими силами  собираетесь приводить в порядок классы, коридоры, электроосвещение, и за счет каких средств?»  Был получен следующий ответ: - «В августе месяце будут отозваны из отпусков все учителя,  и у нас имеется многолетний опыт по косметическому ремонту внутри школы силами учителей, учеников и их родителей. Мы должны за месяц провести ремонт теми материалами, которые родители принесут для ремонта в свои классы, а для ремонта в коридорах нам краской обещали помочь Мокшанские предприниматели». 

На совещании было высказано  опасение, что опора на старый опыт звучит неубедительно, и маловероятно, что педагогический коллектив  собственными силами и своими материалами сумеет одолеть огромный объем аварийных работ.    Было указано, что не нужно упрощать документальные факты, когда под судебными и административными санкциями находятся в «убитом» состоянии: столовая, спортзал, классы третьего этажа, а также классные кабинеты под переходами второго этажа из старой школы и из здания младших классов.    

Поэтому Председатель Совета общественности  внес второе предложение о том,  что нужно   срочно  собрать сход жителей села, на котором   доложить об аварийном состоянии  столовой,  спортзала  и учебных классов,  которые не позволят  школе  получить разрешение на прием учеников в текущем году, если не будет устранено все, что мешает учебному процессу и здоровью школьников.   На сходе жителей необходимо  срочно обратиться к людям за помощью в проведении аварийно-восстановительных работ по классам и коридорам, начиная с первого этажа, а также по оказанию материальной помощи в приобретении материалов и оборудования для этих целей. 

На это предложение  директор школы отреагировала весьма нервно и заявила:
- «Деньги у народа просить не буду, нам запрещено это делать.  Меня, как директора, сразу выгонят».

-  «А меня, уважаемая Елена Николаевна, из пенсионеров уже не выгонят, поэтому я,  как родитель  и Председатель Совета общественности, обращусь на собрании к селянам с просьбой о материальной помощи по тысячи рублей с домовладения и по поддержке своим участием в ремонте нашей школы. Нам для приобретения материалов, исходя из производственного опыта, потребуется не менее 300-500 тысяч рублей на ремонтные нужды. Думаю, что жители меня услышат и поймут, потому что пришло время всем миром спасать школу, как мы сегодня уже сообща спасаем свои водоводы, чтобы в домах иметь чистую воду. А здесь возникли проблемы и задачи еще главнее – нужно спасать храм знаний наших детей. Который в свое время был объявлен народной стройкой и возводился хозяйственным способом  в три очереди: первую строили в пятидесятые годы, вторую очередь в шестидесятые годы, а третью очередь в семидесятые годы,  и  проектная  численность учащихся была доведена до 540 человек. Поэтому не мудрено, что к 2015 году школа сильно обветшала и попала под санкции».

Нас снова услышали, спасибо Тихомирову,  когда директор Рамзайской школы  выступила на сессии Законодательного Собрания области  и депутаты  поддержали  нашу просьбу по перераспределению бюджетных средств на капитальный ремонт школы в объеме 12 миллионов рублей (были сняты деньги с объекта, у которого еще не была готова проектная документация и перераспределили  эту сумму Мокшанскому району для ремонта школы в Рамзае).

Так же на деловом и позитивном уровне прошла  встреча с жителями.  Особенно обрадовала новость, что Областным Правительством будут выделены из бюджета 12 миллионов рублей на капитальный ремонт кровли, столовой  и спортзала.  На сходе жители поддержали предложение общественного совета о сборе средств  для обеспечения ремонтных работ внутри школы.  Я доложил односельчанам, что меня попросил  глава района Тихомиров  Н.Н.  быть представителем от народа, как члена строительного штаба и обеспечить общественный  технический надзор за ходом всех строительных ремонтных работ.   Селяне, так же  предложили  не только контролировать, но и влиять на ремонтные процессы по  их ускорению. Поэтому доверие власти и народа нужно было оправдывать!

Рамзайский сельсовет активно поддержал инициативу жителей по  срочному  формированию  бригад  для обхода домов и улиц в составе: депутата, учителя и родителя, а в кабинете председателя сельсовета  Шалимова  организовать постоянно действующий пост для приема и сбора денег. Решением собрания инициативные бригады  и постоянно действующий пост были узаконены в составе: Овчинниковой А.И,  Намаконовой Л.А. и  Бардачевой Н.Н.  -  для сбора денежных средств от жителей и организаций непосредственно в здании администрации.  Жители села активно откликнулись на призыв Совета общественности оказать материальную помощь школе и до 10 августа 2015 года внесли в общественный фонд  528 тысяч рублей.

Поэтому, как только прозвенел последний звонок, так сразу школу закрыли на ремонт. Районная администрация под председательством  Кривенкова С.В. оперативно провела конкурсные мероприятия, и тендер выиграла фирма, которая обязалась выполнить все проектные работы за стоимость почти на 20%  ниже стоимости работ обозначенных в локальных сметах и выделенной суммы из бюджета. Честно говоря,  это меня насторожило и через два месяца  эти опасения подтвердились.  И пришлось разочаровать  некоторых жителей, которые весьма наивно  восприняли весть о помощи области по выделению из бюджета 12 миллионов рублей,  как вопрос полностью решенный.  Многие это восприняли  и считали, что выделенные деньги в полном объеме уже «завтра»  переедут в школьный сейф для оперативных расчетов за выполненные объемы по ремонту школы.  А на самом деле их не было, их необходимо было подтвердить собранными налогами, ручеек которых в области сильно оскудел по разным причинам. Проще говоря,  полной наличности в бюджете района не было, поэтому с подрядчиком, выигравшим тендер, были согласованы условия расчетов по выполненным работам, что в 2015 году за весь выполненный объем ему будет выплачена сумма не более 5-и миллионов рублей, а оставшаяся сумма будет оплачена в  2016 году.  Исходя из логики  властей, подрядчик должен был обеспечить проведение работ за счет собственных оборотных средств или за счет кредитных средств,  взятых в долг у банка. Условия, прямо говоря, напряженные и рискованные, но таковы были реалии пост советского периода.

 Для обеспечения оперативного руководства  и  контроля  над  ходом работ по капитальному ремонту  школы,  главой  района Тихомировым Николай Николаевичем  была создана комиссия по надзору (строительный штаб) в составе: председателя Кривенкова Сергея Владимировича -  Первого заместителя главы района, членов комиссии: Дружининой Валентины Геннадиевны – Заместителя главы района, Решетченко Алевтины Викторовны  – Начальника Управления образования администрации района, Шалимова Владимира Николаевича – Председателя сельсовета,  Намаконова  Олега Александровича – представителя общественности села, Тетеркиной Елены Николаевны – директора школы,  Козырева Максима Александровича – главного специалиста ООО «Элстрой» по строительному надзору и контролю.

Как уже отмечено выше, «наш» подрядчик,  идя на этот конкурс, снизил до «безобразия» сумму подряда,  за которую сумеет полностью выполнить контрактный договор.  Он полагал,  что выиграв тендер  и работая на важном социальном объекте,  администрация района поможет ему востребовать около четырех миллионов рублей с должников за уже выполненные работы на других объектах и эти средства он вложит в школьный объект.  Но по факту  это  быстро сделать не получилось.  «Подрядчик»  так же решил, что  сможет уменьшать перечень плановых работ и начнет безнаказанно «косячить»,  а школьный «Заказчик»   этого не заметит и этим обеспечит себе «доходные условия».   Но это ему не помогло и  в первых числах августа произошла  негативная ситуация, когда «подрядчик»  заявил, что его фирма фактически банкрот и не может из-за отсутствия оборотных средств производить оплату за материалы  и  продолжать  строительные работы на объекте.

«Подрядчик» в создавшейся негативной угрозе  стал обвинять  район,  как Заказчика, который  отказывается  оплачивать промежуточную  «процентовку»  за уже выполненные работы в сумме одного миллиона рублей, чтобы срочно рассчитаться за материалы и далее продолжать ремонтные работы.  Согласно договорных условий был предусмотрен только полный  расчет после исполнения контрактного договора.  Начался откровенный шантаж с требованием пересмотра договоренностей. Бывает…

Все строительные работы остановились в разгар лета и школьных каникул, в условиях,  когда вся старая кровля была полностью разобрана и снята, а новая была выполнена только на две трети и стропилами  шатровой системы подпирала небо  и ждала покрытия черепицей из металлопрофиля.  Такое  состояние объекта представляло жутковатую картину. Не дай бог,  случилась бы дождливая погода.  Это была бы настоящая трагедия для всей школы, где с раннего утра директор школы  лично ежедневно организовывал работу учителей, родителей и школьников на всех школьных этажах и дворовой территории, и сама работала с ними.  Где  штукатурили, шпаклевали, белили, красили, протравливали купоросом грибковые образования, бетонировали, меняли электрическую проводку, световые приборы, прочищали канализационные трубы и трапы.  Я также старался прикрыть тылы школьных педагогов  на участках, где требовались мужские усилия и всемерно подбадривал работающих, чтобы  не переживали,  и убеждал, что мы все успеем и справимся с поставленными задачами.  Помогал «подрядчику»  и  руководству школы  в организации вторых смен с использованием   прожекторов и привлекал узких специалистов из «Учхоза». 

Поэтому, когда в августе  начались системные  простои строителей,  многие  привлеченные родители и учителя  были возмущены, видя реальную угрозу срыва «подрядчиком»  обязательств по ремонту школы из-за  его беспечности и беспомощности.    «Подрядчик»  действительно остановил  работы, когда выработал все свои денежные ресурсы и все материалы, а  нас поставил перед фактом «вынужденного простоя». 
 
«Подрядчик», в целях экономии денежных средств, стал допускать грубейшие нарушения при производстве ремонтных работ (стал уменьшать их перечень).  Он  не стал демонтировать старую мягкую кровлю на крыше спортзала и на главном учебном корпусе и расширять парапет кирпичной кладкой с  ширины 250 до 640 миллиметров  и бетонировать анкера, а взял и уложил мауэрлат (подстропильные брусья) прямо сверху на узкий парапет  и просверлил через брусья отверстия, в которые   забивал  металлические   стержни вместо анкеров. Не подумал, что тяжелая шатровая крыша «раздавит» узкий парапет и обрушит строение на головы школьникам при сильном ветре или снеговых нагрузках. Пришлось решением штаба беспощадно актировать подрядчику  эти работы.

В этой непростой возникшей ситуации,  как член штаба и представитель от народа  предложил ряд предложений для ускорения работ, памятуя «железный принцип», что «коней на переправе не меняют", не расторгать договор с нерадивым подрядчиком.  В протокол решений штаба были   внесены  предложения  для оперативного ускорения ремонтных работ, а именно:

1. Руководству Мокшанского района  обратиться в Областное Министерство Финансов по оказанию помощи району в оплате  процентовки  «подрядчику»  за уже выполненные строительные объемы в сумме один миллион рублей и оказанию ему помощи  по взысканию долгов с должников, чтобы эти денежные средства срочно направить на ремонт Рамзайской школы;
2. Руководству Мокшанского района срочно дополнительно направить в помощь «подрядчику»   две строительные организации на условиях субподряда или выделить в отдельный договор, которым поручить ремонт кровли над столовой и ремонт обеденного зала;
3. Руководству Мокшанского района  направить в рамзайскую школу организацию дорожников для восстановления разрушенного тяжелой техникой асфальтового покрытия на школьной площади и восстановить  отмостку по периметру всей школы, чтобы под фундамент не попадали дождевые воды.


После этого вечернего совещания, на котором откровенно  сквозила атмосфера  беспомощности и даже растерянности за уже допущенные дни простоев строителей,  во дворе школы члены штаба обратились ко мне с неожиданной просьбой. Попросили воспользоваться  своими прежними производственными и деловыми связями  и помочь  «притянуть» на нашу стройку чиновников областного уровня, вплоть до исполняющего обязанности губернатора, у которого до пенсии работал в подчинении около 10 лет в Городской Думе. Было откровенно  заявлено  и  сказано: - «Если мы простои  не остановим и допустим срыв сроков ремонта школы, то нас просто с позором всех разгонят».   

Вот и получается, что из-за нерадивого подрядчика   все мы попали в трагический цейтнот  непредсказуемых событий,  где  пригодился  жизненный опыт   пенсионера-общественника, чтобы «вызвать огонь на себя» и попытаться стабилизировать  ситуацию.   Не просто стабилизировать ситуацию, а увидеть в действии всю силу, возможности и мощь центральной региональной власти и ее мобилизующие возможности, а так же и ответственность...

Что из этого получилось, приведу ниже,  почти стенографическую последовательность событий, часов, дней,  усилий руководителей разного уровня, трудовых коллективов и возможностей общественного влияния на общую ситуацию, которая характеризуется, как наша  «Битва в пути», которая  сплачивает и объединяет усилия  жителей села…

Не секрет, что многие руководители «зажаты» в своих действиях  пресловутой «субординацией». Спрашиваю Тетеркину: - «Почему не выходишь на Тихомирова, когда подрядчик игнорирует твои требования? – не могу, мне категорически запретил руководитель Районо  - только через него»?!    И так везде, поэтому оперативная инициатива зачастую глушится на корню, мешая делу.

Горький опыт и у меня имел место быть  и  лично я не стал дальше работать с таким руководителем, который находился в заграничной командировке и по возвращению вызвал меня и отчитал как мальчишку за то, что я  обратился напрямую к Бочкареву и таким образом грубо нарушил субординацию.  Белозерцев заявил: - «Я твой работодатель,  как Глава города, а ты мой подчиненный, и минуя меня на губернатора выходить недопустимо, поэтому  мы с тобой не сработаемся», -  хотя дело тогда требовало принятия срочных и неотложных мер (вместо благодарности заработал оплеуху).  Бывает.
 
И вот сейчас, по иронии судьбы он на месте Бочкарева, а у нас  случилась подобная ситуация, когда требуется принятие «срочных и неотложных мер».  Поэтому без нарушения субординации в такой ситуации  снова никак не обойтись...

Члены штаба разъехались в район, а я пошел к Кривозубову – директору Учхоза, благо, что он допоздна засиживался в кабинете, и сказал, что нужна его помощь по школе, а чтобы лучше представлять, в чем состоит конкретная помощь, пригласил его на экскурсию по строительному объекту. Когда вместе осмотрели всю школу, в которой,  когда-то  он  вместе с Тетеркиной учился, и поднялись на верхнее перекрытие с недостроенной стропильной системой, Кривозубов сказал:
 - «Олег Александрович, а разве это все можно построить и все восстановить по всем этажам школы за три недели?

Я,  исходя,  из жизненного и профессионального опыта ответил:
- «Алексей Алексеевич, трудно, но можно, если через два дня на счету у «подрядчика» будет,  хотя бы около двух миллионов рублей.  Это может сделать только один человек – Министр Финансов Пензенской области Финагеева Любовь Ивановна, которая прислушается только к доводам  Председателя Правительства Пензенской области  Савинова Валерия Александровича.  А на него оперативно могут выйти только депутаты Законодательного Собрания области  по Мокшанскому району Разуманова Любовь Ивановна и Петров Дмитрий Иванович, а также Тихомиров Николай Николаевич, которых вы хорошо знаете и поддерживаете дружеские отношения. Поговорите с ними и попросите срочного содействия в этом важном вопросе».   Тут же при Кривозубове, с крыши школы по телефону связался  с Тихомировым  (и включил громкую связь), чтобы директор «Учхоза» еще больше прочувствовал всю критичность возникшей ситуации. Главе района доложил, что отставание от графика  ремонтных работ уже семь дней из-за отсутствия материалов, попросил лично встретиться с Финагеевой по вопросу срочной помощи по оплате  процентовки, а если возникнут проблемы идти к  Савинову и просить помощи, потому что дальше у нас нет сроков для отступления.   Тихомиров обещал подумать...

- Алексей Алексеевич,  утром будешь на совещании в Мокшане переговори с депутатами Заксобрания от Мокшанского района, а  я переговорю с Председателем Комитета Заксобрания по государственному строительству и вопросам самоуправления  Супиковым Вадимом Николаевичем,  у которого был общественным помощником, буду просить, чтобы он переговорил с губернатором  и, чтобы вместе посетили нашу стройку.  А если у него не получится привезти главу региона к нам, то сам попробую к нему пробиться, как Председатель Общественного Совета села Рамзай.   

Видишь,  Алексей Алексеевич, у нас здесь прямо-таки фронтовая ситуация, мы не имеем право сорвать праздник детям,  и школьный учебный процесс  в 2015 году.  И не приведи Господи  допустить ситуации, чтобы около  300   школьников автобусами развозить по другим школам, и чтобы родители тряслись за их жизни на наших дорогах …

В тот момент в душе бушевала буря от не ясности, как по-другому повлиять на ситуацию, чтобы ускорить ремонт школьных объектов. В сердцах направил свой мысленный посыл Всевышнему, чтобы услышал крик души и помог нашей школе.   Поверьте, у строителей и такое случается, мы верим в чудеса, потому что всю жизнь и творим прекрасное чудо, - строим животноводческие комплексы, заводы и города. Вернулся домой почти за полночь и жена напомнила: - «Батенька, пора не только себя, а всех строителей переводить на казарменное положение до ввода школы в эксплуатацию». В советские времена так бы и поступали, а сейчас лето в разгаре и световой день до 22 часов вечера, а мы простаиваем без материалов. Хотя по бумагам все хорошо – деньги бюджетные выделены, но все это на бумаге, а по жизни, как в песне о «прекрасной маркизе»…

На следующий день в шесть утра,  как обычно встретил подъехавшего  Тихомирова Николай Николаевича, который был сумрачен и неразговорчив.  Молча,  поднялись на перекрытие третьего этажа, где как ребра рядами торчала недостроенная  стропильная система, а в спортзале стояли не облицованные плиткой сантехкабины и недостроенное новое половое покрытие, в столовой то же самое. Кругом  была картина грустными красками.

В это утро я предложил главе района ехать не в Мокшан, а прямиком в Областное Правительство  и  Министров подключать к ремонтному процессу: 
– «Прокрути  ситуацию в мозгах, если этого сейчас не сделать, то не пройдет и трех недель, как вас с позором снимут с работы».
 – «Умеешь ободрить и поддержать, Олег Александрович.
– «А кому сейчас легко? Для всех нас наступил «момент истины», как на фронте, нужно срочно с поклоном идти к Савинову и просить помощи. Поверь на слово,  будет финансирование,  мы сделаем все возможное и даже невозможное, чтобы школа была принята в эксплуатацию. Время еще есть»…

Во второй половине  рабочего дня в школьный двор въехали две  правительственные машины. Из машин вышли  Министр Финансов Пензенской области Финагеева Любовь Ивановна и Министр Образования Воронков Александр Геннадиевич.  Я был на строительной площадке рядом со спортзалом, и мы быстро нашли директора школы, которая вместе с родителями и учениками красила окна в коридоре первого этажа.
 
Высоким гостям показали ход работы по классам, этажам, на спортзале, в столовой и поднялись на перекрытие третьего этажа, с высоты которого предстала жутковатая для восприятия картина разрушенной, недостроенной и не покрытой металлом кровли по всей школе.

 - «Да здесь развалины Рейхстага»?- нервно констатировала Любовь Ивановна. «Разве можно все это за три недели построить и выполнить такой огромный объем работы»?
 - «Трудно, но можно» - сказал я, «если работать согласно сетевого графика весь световой день, включая все субботние и воскресные дни. Генеральный подрядчик до первого сентября еще успеет сделать все необходимое, если будут средства для приобретения недостающего бруса, досок и металла на покрытие кровли в объеме до пяти тысяч квадратных метров».
– «Олег Александрович, вы действительно верите, что за оставшиеся дни до начала учебного года  все это можно осуществить?
– «Любовь Ивановна, повторюсь, конечно, верю и все сделаем, потому с нами руководители  Мокшанского  района и я, как «Смотрящий» рядом с директором школы, педагогическим коллективом, родителями и учащимися старших классов, все отмобилизованы на успех».
 - «Хорошо, я помогу школе, сегодня же будет перечислена сумма процентовки за уже выполненные работы в объеме одного миллиона рублей, хотя это должен был сделать из своих средств район».
 - «Любовь  Ивановна, большое спасибо, но будет еще одна просьба. Помогите подрядчику востребовать  долги за уже выполненные работы с его должников. Мы эти деньги также направим на ремонт школы»,- и передал Министру данные должников и акты выполненных работ.
 - «Хорошо,  я разберусь и позвоню директору школы» - сказала Министр Финансов.

Министр Воронков, который присутствовал при разговоре, также заверил Финагееву, что с завтрашнего дня к ремонту Рамзайской средней школы подключатся все учителя школ Мокшанского района, которых каждый день будут привозить автобусами.

Когда гости отбыли, Елена Николаевна спросила:
- «Олег Александрович, объясни мне, а что сейчас было?»  Я рассказал о нашей вечерней встрече и разговоре с Кривозубовым,  а также и утренней встрече с Тихомировым,  «о нашей программе действий», как через депутатов Законодательного Собрания области «притянуть» внимание высоких чиновников со стороны Областного Правительства.
- «То, что мы сегодня видели – это только первые ласточки от наших общих усилий.  Поэтому дай Бог, чтобы все получилось и пронесло, потому что времени на ремонт осталось катастрофически  мало,  скоро персонально закрепят ответственными по важным объектам: столовой, спортзалу и сантехническими бытовыми помещениями. Нам нужно максимально  воспользоваться их возможностями, поэтому не скромничай, проси и требуй все, что считаешь нужным. Когда еще такой случай представится, а я буду рядом и поддерживать тебя от «Народа», как Общественник!

На следующий день Рамзай пережил еще один административный шок, когда весь школьный двор заполнили машины Министров Областного Правительства во главе с Председателем Правительства Савиным Валерием Александровичем.  Глава администрации Мокшанского Района Тихомиров Николай Николаевич на школьной площади  доложил  членам Правительства Области о ходе выполнения графика ремонтных работ, о проблемах и причинах срыва.

Вся «демонстрация» из высоких чиновников и двух депутатов Законодательного Собрания от Мокшанского района  после осмотра столовой, спортзала, школьных классов и коридоров, поднялись на перекрытие - крышу  основного корпуса школы. Председатель Правительства обратился ко всем Министрам: 
- «Скажите господа, а что мы будем показывать Губернатору, который обязательно приедет на открытие школы после ее ремонта, а может быть заглянет и раньше?  Иван Александрович сказал мне, что школа начинается с хорошей столовой и опрятных туалетов,  а что мы видим здесь и сейчас, когда до Дня знания осталось не больше трех недель? Мы видим полнейшую разруху, а в неработающих туалетах, когда нет еще школьников, стоит смрадный запах нечистот  от плохо работающей канализации. А конструкции  «очков» такие древние и «допотопные»  из чугуна, что стыдно их показывать, как у мальчиков, так и у девочек, умывальники выглядят не лучше. Прошу срочно принять меры по усилению работ на этих участках. Любовь Ивановна, возьмите на контроль бюджетное финансирование этого объекта, и что вы предприняли, чтобы снять финансовые проблемы.
- «Валерий Александрович, вчера со своими специалистами я была на этом объекте, и был перечислен один миллион рублей, а также востребована с должника задолженность в сумме 800 тысяч рублей в адрес подрядчика по его просьбе. Это также поможет снять проблему с финансированием этого объекта».
Далее, обращаясь ко всем присутствующим на выездном заседании, Председатель Правительства сделал следующее распоряжение:

1.Тихомирову Н.Н. проводить планерки не два раза в неделю, а ежедневно, и ежедневно докладывать о ходе строительных работ лично Председателю Правительства;
2.Ввести в состав оперативного штаба стройки с нахождением до конца ремонта Трошина  Евгения Александровича – Заместителя Председателя Правительства ПО и Воронкова Александра Геннадиевича – Министра Образования ПО.

Когда все разъехались, Тетеркина, не скрывая восторга и удивления устало спросила:  - «Олег Александрович,  как вам удалось организовать такое важное заседание Правительства Области на «развалинах» нашей школы?
- «Елена Николаевна, здесь была не только моя идея, а помогли организовать выездное заседание Правительства, уважаемые наши депутаты Заксобрания,  а также Кривозубов, Тихомиров и его помощники. И этим нам нужно воспользоваться, потому что учителя и родители не смогут профессионально убрать черноту и подтеки с потолков и стен третьего этажа, да и линолеум в учебных классах не выдерживает ни какой критики и давно требует замены. Новые члены штаба в рангах министров, нам смогут помочь  это сделать».

После выездного заседания трудней всего пришлось Тихомирову,  который возглавил строительный штаб и в оперативном порядке перебросил с Мокшанских объектов два строительных управления и поставил на школьную столовую: одно на ремонт кровли, где все работы возглавил Григорян Григош Левонтович, а другое управление на ремонт школьного зала, все работы по которому возглавил Хамит Маджанович Хадуйберганов. Сложность по ремонту столовой заключалась в том, что проектное решения по кровле было неприемлемо для исполнения,  т.к.  по времени и финансированию федеральные средства на реконструкцию еще не были выделены, а другие решения институт отказался согласовывать.  Нужно было что-то  предпринимать и делать, чтобы «мягкая»,  разрушенная временем крыша столовой не «бежала», как решето.

На штабе рассмотрели разные варианты и как промежуточный  вариант за основу взяли мое предложение для исполнения: построить шатровую односкатную крышу, покрытую металлопрофилем, которое поддержал бывший ректор строительной академии, доктор технических наук Еремкин Александр Иванович – Заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской Области.   Еремкин вместе с Галкиным,  директором союза строителей Пензы, прибыли на наш строительный объект, как дар небесный,  на другой день после посещения Председателя Правительства и сразу органично влились в команду помогающих в ускорении ремонтных работ.

В помещении столовой так же были конструктивные вопросы по разделительной стене, которая уменьшала обеденный зал на треть. Здесь также штаб поддержал мое предложение по демонтажу этой не несущей стены, чтобы увеличить площадь столовой и уменьшить перечень ремонтных работ еще и на эту стену…

Каждый день школа стала встречать много новых лиц, которых привозили со всех школ района вместе с директорами. Поэтому министры-кураторы Трошин и Воронков сняли галстуки,  облачились в рабочую робу и своим контролем значительно способствовали  ускорению работ, как подрядчиков, так и всех привлеченных специалистов.
 
Вот несколько примеров принятия смелых решений, которые ускорили ремонтные работы на объекте. Так, забравшись по крутой лестнице на «убитую» кровлю столовой,  Еремкин попросил меня и Галкина  натянуть бечевку от стены старой школы под уклоном на край столовой, чтобы проверить, какой возможно обеспечить угол наклона кровли, но уже в металлическом исполнении для сброса дождевой воды.  Александр Иванович замерил высоту перекрытия окон фонаря и школьных окон и сказал,  что окна фонаря все равно будем менять на пластиковые, поэтому сделаем их на полметра короче,  и  в зале теплее будет и  света будет достаточно от оставшихся рам высотою еще полтора метра. А школьные рамы  на стене старой школы также уменьшим по высоте на один метр, а оставшейся высоты полтора метра так же будет достаточно для освещения коридора в школе.  И громко сказал, как отрезал: - «Решение по ремонту кровли столовой принято, начинаем делать!»

- «Олег Александрович, какие еще имеются неразрешимые проблемы, показывай?». Я сказал, что, к сожалению,  для учителей и родителей в классах третьего этажа такие проблемы действительно имеются.  Мы поднялись на третий этаж учебного корпуса, где я  продемонстрировал ученым специалистам (оба доктора технических наук), тщетные усилия руками учителей и родителей исправить то, что натворили многолетние протечки  кровли  -  въевшаяся чернота от грибка и сырости на потолке и стенах, а также показал протертый до дыр детьми линолеум в классах.

Увидев это Еремкин Александр Иванович, жестко констатировал:
- «Олег Александрович, это  безобразие никому нельзя показывать и дети должны учиться в нормальных и безопасных условиях. Ты, Виктор Александрович, как Директор Союза Строителей  Пензы подумай, кого сюда на недельку прислать, чтобы профессионально с потолка и стен удалить это безобразие  в коридоре  и в пяти классах, а на полы в этих классах уложить новый линолеум?»
- «Хорошо, Александр Иванович, я сегодня решу, кого сюда со всеми отделочными материалами направить и эту проблему снять до 1 сентября 2015 года» - твердо заверил Галкин Виктор Александрович.   Фантастика, две сложнейшие проблемы были решены в течение часа. Вот что значит, когда рядом профессионалы своего дела, обреченные властными полномочиями! Как бальзам на душу были эти две новости и для директора школы, которая искала разные возможности закрыть «убитые» потолки, особенно в кабинете химии даже дорогим натяжным потолком, и вдруг такая удача!

Вот еще один из моментов  ремонтной хроники  из событийного ряда.  Как-то обыденно, в текучке и спешке разных дел, незаметно в ряды ремонтников «просочился» и сам губернатор.   Иван Александрович  был в рабочем «прикиде»  цвета хаки, быстро прошелся под  рядами  лесов  с отделочниками, работающими под потолком  в школьных коридорах, которых  с улыбкой подбадривал  и  похваливал, в ответ получал порции брызг от шпаклевки и грунтовки.  И только уходя,  громко сказал:- «Я обязательно приеду посмотреть результаты ваших дел и вместе с учениками проверю все классы».   И все поняли, что стройку навестил руководитель региона. Он исчез так же, как появился, не отвлекая на себя никакого внимания, но  его визит для всех руководителей не прошел бесследною. Вечернее заседание штаба затянулось допоздна, Тихомиров  принял решение работать весь световой день, начиная с 7 утра, а для работающих во вторую смену установить прожектора на крыше главного учебного корпуса, на столовой и во дворе перед спортзалом.

Помню, как уставший от беготни по всем пяти школьным объектам,  помогающий выполнять решения штаба на «лету», кому срочно щетку, кому каток,  шпаклевку или  удлинитель для дрели,  я радовался, что ремонтный процесс набирает силу  и  отправлял в космос свой душевный посыл: «Боже, спасибо, что услышал меня!»   Многие десятилетия во внутреннем кармане пиджака со мною неразлучно находится небольшая иконка Николая Чудотворца, через которого и обращаюсь к Всевышнему. Этот разговор укрепляет мое сознание, душевный покой в правоте и успехе задуманного. Вот и сейчас я повторяю  свою молитву словами: - «Я очень редко хожу в церковь и не соблюдаю посты. Ничего не смыслю в христианских праздниках и традициях. И все же я верующий человек и так же как в далеком детстве, прошу и  умоляю тебя Николай Чудотворец о ходатайстве перед Господом. Пожалуйста, попроси у Бога поддержки нам всем, кто помогает спасти школу, как храм знаний. Прошу донести мою просьбу и молитву до Всевышнего и благодарю тебя за то, что всегда помогаешь мне, не оставляешь в трудную минуту смятения и отчаяния. Помоги школу поднять из руин и сделать ее ухоженной, красивой и безопасной. Как видите, моя молитва до Бога дошла, и нам помогают хорошие люди!

Для удаления затхлых запахов из столовой и туалетов, Глава района Тихомиров Николай Николаевич из Мокшана срочно перебросил специализированную бригаду, которая вскрыла и очистила колодцы и трубопроводы водой с химикатами под высоким давлением. Специалисты пришли  к заключению, что износ всей разводки в туалетах достиг критических величин и требует полной замены, а иначе «ароматы» не убрать. Легко сказать  «заменить», когда «чугунная арматура» с советских времен замоноличена бетоном. Сами понимаете – строили на века?!   Руководители штаба понимали, что трубы не только проржавели за полвека эксплуатации, но и «закоксовались», поэтому их,  ни химикаты, ни высокое давление не могли качественно промыть и очистить. Поэтому за 10 дней до первого сентября штабом во главе с Тихомировым Н. Н. было принято непростое решение:  «О реконструкции оборудования сантехнических кабин у мальчиков и девочек, с заменой трубной разводки и установкой удобных унитазов со смывными бочками, с облицовкой стен и пола  кабин плиткой», а  «перед столовой заменить всю трубную разводку и  вместо металлических раковин, установить современные «тюльпаны»!
 
Для исполнения этого решения Руководитель строительного штаба, заключил договор со специализированным управлением из Пензы, которые десять суток не выходили из школы, поэтому героические усилия Тихомирова Николай Николаевича  увенчались успехом. На что Тетеркина, находясь в водовороте  ремонтных решений, сказала:
-  Дорогие члены штаба, я о таком подарке для школы  даже мечтать не могла!

Системная работа строительного штаба, с  жестким спросом и контролем,  резко активизировало все работы, поэтому в спортзале полным ходом приступили к шестиразовому покрытию пола лаком, облицовке плиткой сантехкабин для девочек и мальчиков, на крыше полным ходом  покрывали шатровую кровлю металлопрофелем. На фасадной части школы весь неприглядный цоколь закрыли так же металлопрофилем на высоту одного метра, а во дворе установили новые бордюрные камни. По решению штаба Тихомиров привлек на школьный объект еще и управление дорожников, которые за три дня до первого сентября уложили новый асфальт на школьной площади,  где сразу стало чисто и уютно.
 
Как и обещал Директор Союза Строителей Пензы Галкин Виктор  Александрович,  из «Жилстроя» прибыла бригада отделочников в количестве 17 человек, которая через два дня была доведена до 34 человек. В течение недели они заново размыли все потолки и стены третьего этажа главного учебного корпуса, произвели их химическую обработку, заново классически зашпаклевали,  загрунтовали и покрасили потолки и стены во всех классах и коридоре, а в классах уложили новый линолеум. Все помещения засияли первозданной красотой и чистотой.

За два дня до первого сентября все силы были брошены на уборку строительного мусора и пыли. Учителя, родители и ученики старших классов красили деревянные полы, убирали известковые  разводы на стенах, обновляли уличные скамейки и школьный забор. Окна снова стали прозрачными и оделись в чистые тюлевые шторы, а на подоконниках зазеленели цветы, создавая домашний уют. На стены снова закрепили все стенды с приказами, распоряжениями и школьным расписанием. Бетонные под мрамор полы в коридорах  так же натерли до блеска. Даже не верилось, какой кошмар мы пережили. Еще месяц назад здесь был такой разор и разрушение и реально стоял вопрос учащихся из Рамзая возить в другие школы. Не прокатило!

Судебные и административные санкции были сняты и  получено разрешение на открытие школы. Поэтому празднование 1 сентября в  День  знаний было прошло в родной Рамзайской школе тепло и торжественно. 

Это показательный пример того, как районная и местная власть при поддержке общественности смогли умело  консолидировать усилия как  рамзайцев на преодоление трудностей,  так и всех  производственных коллективов привлеченных  из  Мокшана  и  Пензы.  Как далее продолжалось серьезные изменения во всех сферах  жизни в селе, рассказано  в главе  «Обновление».