Верное решение

Олег Намаконов
Корреспонденты спрашивали,  трудно ли  нам было собирать воедино потенциал общественников и направлять его на решение вопросов социальной, экономической, политической и культурной жизни на селе после развальных 90-х годов?
 
Было нелегко. Но в те неоднозначные годы показательными примерами являются  и такие факты, что на сходе жителей была поддержана инициатива православных верующих, чтобы  в Рамзае появился Богоявленский  молитвенный дом. Верующим помогли.  На Пасху 2002 года  молитвенный дом, который  располагался  в обычном строительном вагончике в центре села, открыл свои двери,  и настоятель иерей Даниил Попков  стал проводить  регулярные церковные службы. Пусть в тесноте, но все было серьезно и основательно, поэтому появились прихожане и активные служки во главе со Старостой, уважаемой на селе Макаровой Антониной Семеновной, орденоносного передовика «Учхоза» до пенсии…

Для справки.  Село Рамзай, как сторожевой острог был основан в 1678 году от набегов кочевников угорских и тюркских племен. Первая церковь «Богоявленская» появилась по Указу святейшего Патриарха в 1688 году вместе с крепостью. Во время обороны крепости в 1717 году многие защитники погибли, а церковь была сожжена. В 1817 году была построена красивая кирпичная церковь и снова была названа «Богоявленской».  В 1855 году была построена вторая каменная церковь названная «Троицкой», а в 1877 году была построена третья  деревянная церковь с названием «Казанской Божьей Матери» на территории погоста. После революционных событий 1917 года, в результате  невежественного фанатичного  угара все три православных святыни  села Рамзай были уничтожены. Так  Богоявленская церковь была закрыта в 1929 году, Троицкая  в 1930, а Казанская в 1931 году.
 
 Поэтому  в труднейшие двухтысячные годы  инициативная группа верующих в составе: Макаровой Антонины Семеновны – старосты прихода и  прихожан:  Сержантовой  Нины Ивановны,  Машковой Раисы Ивановны,  которая в школе  читала курс «Основы православной культуры и этики», Филатовой Валентины Ивановны учителя-краеведа  и  Хлыстовой Нины Ивановны – ветерана труда «Учхоза», награжденного  «Орденом Ленина», Давыдовой Василисы Ильиничны, Фроловой Валентины Васильевны и  Шевченко Екатерины Сергеевны  предложили построить церковь в селе Рамзай. Инициативная  группа добилась поддержки  у владыки Филорета  и депутата  Законодательного Собрания   Пензенской области  Руденского,  которые помогли в проведении через Сельсовет юридических мер по выделению участка земли на территории муниципалитета и по организации сбора народных пожертвований  у предпринимателей на строительство церкви  в селе Рамзай.

В возрождении церкви  в Рамзае приняли участие практически все жители села.  Проходят годы, а  из сознания не выметаются иронично-волнительные факты принимаемых тогда нами мер и «лики наших святых женщин».  Как не вспомнить моменты, когда подходит взволнованная Староста прихода - Антонина Семеновна и говорит: -  «Что будем делать, кругом безработица и безденежье, где взять средства, чтобы приступить к строительству церкви на селе?»   В этот момент готов  был последнюю рубашку снять и отдать, говорю: - «Дорогая Антонина Семеновна,  решение о строительстве принято,  земля выделена, поэтому средства обязательно найдутся. А мы надеваем  на себя и на  других членов  инициативной группы свои правительственные награды:  медали и ордена, заработанные потом и кровью, берем в руки  «церковную кружку»  для сбора пожертвований и вместе с депутатами идем по всем улицам и домам.  Вот и проверим,  крепки ли у нас на селе  православные корни для строительства  Божьей  и  нашей обители»?

Влажнели десницы, когда видели, как из последних «заначек» сельчане стали доставать и отдавать свои кровные, часто со словами благодарности.  Они говорили: - «Наконец-то сможем  по-божески отпевать и провожать своих родных и близких в последний путь и радоваться крещению новорожденных»!   

Народная стройка по возрождению Богоявленской церкви   стала началом большого объединения односельчан на пути духовного и социального обновления.  Поэтому  в 2007 году  снова из «пепла»  возродилась,  была  заново отстроена  и открыла свои двери небольшая, но уютная одноглавая деревянная церковь с притвором в форме колокольни,  которая  была названа Богоявленской. 

Этот  «Храм Души»  действительно необходим, чтобы народ сплачивать и оберегать!   Возведением церкви на селе удалось  создать условия, чтобы люди могли молиться и побуждать духовные  возвышенные чувства, помогающие переносить любые невзгоды, помогающие сохранить истинно нравственные человеческие ценности, и чтобы люди радовались жизни.  Настоятелем   стал иерей  Даниил  Ильич Попков, уважаемый на селе священник. Продолжение повествования в главе «На пути к успеху».