Корреспонденты спрашивали, трудно ли нам было собирать воедино потенциал общественников и направлять его на решение вопросов социальной, экономической, политической и культурной жизни на селе после развальных 90-х годов?
Было нелегко. Но в те неоднозначные годы показательными примерами являются и такие факты, что на сходе жителей была поддержана инициатива православных верующих, чтобы в Рамзае появился Богоявленский молитвенный дом. Верующим помогли. На Пасху 2002 года молитвенный дом, который располагался в обычном строительном вагончике в центре села, открыл свои двери, и настоятель иерей Даниил Попков стал проводить регулярные церковные службы. Пусть в тесноте, но все было серьезно и основательно, поэтому появились прихожане и активные служки во главе со Старостой, уважаемой на селе Макаровой Антониной Семеновной, орденоносного передовика «Учхоза» до пенсии…
Для справки. Село Рамзай, как сторожевой острог был основан в 1678 году от набегов кочевников угорских и тюркских племен. Первая церковь «Богоявленская» появилась по Указу святейшего Патриарха в 1688 году вместе с крепостью. Во время обороны крепости в 1717 году многие защитники погибли, а церковь была сожжена. В 1817 году была построена красивая кирпичная церковь и снова была названа «Богоявленской». В 1855 году была построена вторая каменная церковь названная «Троицкой», а в 1877 году была построена третья деревянная церковь с названием «Казанской Божьей Матери» на территории погоста. После революционных событий 1917 года, в результате невежественного фанатичного угара все три православных святыни села Рамзай были уничтожены. Так Богоявленская церковь была закрыта в 1929 году, Троицкая в 1930, а Казанская в 1931 году.
Поэтому в труднейшие двухтысячные годы инициативная группа верующих в составе: Макаровой Антонины Семеновны – старосты прихода и прихожан: Сержантовой Нины Ивановны, Машковой Раисы Ивановны, которая в школе читала курс «Основы православной культуры и этики», Филатовой Валентины Ивановны учителя-краеведа и Хлыстовой Нины Ивановны – ветерана труда «Учхоза», награжденного «Орденом Ленина», Давыдовой Василисы Ильиничны, Фроловой Валентины Васильевны и Шевченко Екатерины Сергеевны предложили построить церковь в селе Рамзай. Инициативная группа добилась поддержки у владыки Филорета и депутата Законодательного Собрания Пензенской области Руденского, которые помогли в проведении через Сельсовет юридических мер по выделению участка земли на территории муниципалитета и по организации сбора народных пожертвований у предпринимателей на строительство церкви в селе Рамзай.
В возрождении церкви в Рамзае приняли участие практически все жители села. Проходят годы, а из сознания не выметаются иронично-волнительные факты принимаемых тогда нами мер и «лики наших святых женщин». Как не вспомнить моменты, когда подходит взволнованная Староста прихода - Антонина Семеновна и говорит: - «Что будем делать, кругом безработица и безденежье, где взять средства, чтобы приступить к строительству церкви на селе?» В этот момент готов был последнюю рубашку снять и отдать, говорю: - «Дорогая Антонина Семеновна, решение о строительстве принято, земля выделена, поэтому средства обязательно найдутся. А мы надеваем на себя и на других членов инициативной группы свои правительственные награды: медали и ордена, заработанные потом и кровью, берем в руки «церковную кружку» для сбора пожертвований и вместе с депутатами идем по всем улицам и домам. Вот и проверим, крепки ли у нас на селе православные корни для строительства Божьей и нашей обители»?
Влажнели десницы, когда видели, как из последних «заначек» сельчане стали доставать и отдавать свои кровные, часто со словами благодарности. Они говорили: - «Наконец-то сможем по-божески отпевать и провожать своих родных и близких в последний путь и радоваться крещению новорожденных»!
Народная стройка по возрождению Богоявленской церкви стала началом большого объединения односельчан на пути духовного и социального обновления. Поэтому в 2007 году снова из «пепла» возродилась, была заново отстроена и открыла свои двери небольшая, но уютная одноглавая деревянная церковь с притвором в форме колокольни, которая была названа Богоявленской.
Этот «Храм Души» действительно необходим, чтобы народ сплачивать и оберегать! Возведением церкви на селе удалось создать условия, чтобы люди могли молиться и побуждать духовные возвышенные чувства, помогающие переносить любые невзгоды, помогающие сохранить истинно нравственные человеческие ценности, и чтобы люди радовались жизни. Настоятелем стал иерей Даниил Ильич Попков, уважаемый на селе священник. Продолжение повествования в главе «На пути к успеху».