2022 - Ночные развлекушки

Бинду Лалана
Был четверг, и я уже было хотел заявить дома, что у меня температура, что я принял таблетку цитрамона, и что остаток вечера проведу в тихих домашних делах, как зазвенел телефон и голосом моего одноклассника заявил, что пара охотников на “Ниве” застряли в грязи посреди бескрайних Оренбургских степей и никак не могут выехать уже несколько часов. Застряли они от города “всего лишь” в 60 километрах асфальта и 10 км бездорожья.

Я с тоской посмотрел в темнеющий за окном воздух. Апрель только-только начинался, снег едва сошел, дороги ещё не просохли, а гуси уже полетели. И вот понесла их охота к черту на кулички!

“Ну да ладно! Друзей надо выручать”, - подумал , я и печальным голосом вслух добавил, что сейчас всё брошу и приеду. Я неспешно собрался, тщательно продумывая наперед, что мне нужно взять с собой в эту темную дождливую ночь. Самая погода при которой не то, что хороший хозяин собаку... Короче, собрался и поехал.

Я рассчитывал быть там через час, но через час я добрался только до свёртка на проселочную дорогу. Ещё час у меня ушел, чтобы добраться до них по раскишшей и непросохшей от весенней распутицы грязи. Зато за это время я списался с ними в ватсапе и получил их навигационные точки. На всякий случай я забил координаты во все свои навигаторы, и те тотчас рассыпали передо мной ассортимент дорог. Но на самом деле дорога была одна. И в этом я скоро убедился, когда в темноте в очередной раз тыкался в поворот, который должен быть на карте, а на деле оказывался то прямой дорогой, то внезапно возникающей из завесы дождя лесополосой.

Связь, слава богу, была, и мой друг вел меня по телефону. Он наблюдал за мной с пригорка. что высился в степи от меня всего в паре километров. Но вот беда. Этот пригорок был на другой стороны ручья, а я никак не мог найти через него брод.

На самом деле броды были, но я никак не мог понять, какой именно мне нужен. Да просто боялся лезть через грязь и еще нерастаявший снег. Еще не хватало и мне сесть. Тогда бы мы очень интересно проводили время в ночи, разделенные дождем и несколькими километрами грязи.

В результате я сделал в степи небольшой крюк километров в шесть. Учитывая, что скорость автомобиля была 3-4 километра в час, то вы можете представить, сколько на это ушло время. Одноклассник все это время стоял на пригорке, и иногда я мог видеть свет его налобного фонаря.

Я старался ехать по их следам, но дождь размыл не только дорогу, но и их следы. А моя скорость порой не превышала и пары километров в час. Дорога была настолько скользкой, что небольшие подъемы, которые я бы, идя пешком, даже бы и не заметил, мне приходилось брать с третьей или даже четвертой попытки.

Наконец, мой товарищ убедил меня проехать через указанный им брод, обозначив рядом определенные ориентиры. И о радость, у меня получилось это достаточно легко и просто. Теперь моя дорога вывернула прямо на свет его фонаря, и дальше мне оставалось только ждать, когда мой автомобиль доковыляет до него. Вдруг что-то мелкое и непонятно светлое перебежало мне через дорогу. “Наверное крыса” - подумал я и с тоской продолжил наблюдать, как мой УАЗ неспеша преодолевал ночь, дождь, грязь и дорогу. Здесь она была особо опасна, поскольку шириной не превышала и трех метров, а за ее краями с обеих сторон тянулась коварная пашня, готовая при малейшей ошибке поглотить мой Патриот по самые мосты. И если до брода я равнодушно наблюдал, как его заносит иной раз поперек дороги, то тут это было просто недопустимо.

Когда свет моего автомобиля и свет фонарика мой товарища А. сблизились, я остановился, и он смог залезть в машину. А еще через десять минут я познакомился с его другом В.

Длинная серебристая “Нива” прочно сидела по самые двери в вязкой породистой грязи. Эта грязь была обширна, раскинувшись метров на двадцать во все стороны от автомобиля. Пропустим эпизод зачем и как они там оказались, потому как это сейчас было совершенно неважно, а важно было их оттуда вытаскивать.

На длинной “Ниве” в своё время я ездил три года. Хорошая комфортабельная мягкая машина, прощающая многие ошибки водителя. За все время эксплуатации я обнаружил у нее всего три серьезных недостатка - большой радиус поворота, маленький багажник и слабый мотор. Но в целом автомобиль удачный, хороший ходок, в том числе по грязи и снегу, если только его не перегружать экспедиционным багажником или прицепом. А у меня было и то, и другое. И вообще, бывало всякое, и я сразу вспомнил как меня однажды из такой же вот задницы вытаскивал трактор. Вытаскивал, вытаскивал и с большим трудом вытащил, разбив мне порвавшимся тросом левую фару. Вытаскивали меня и еще раз. Т.е. всего два раза за три года. В остальные разы я выбирался сам, и опять самовытаскивания у меня был, а потому увидев эту печальную картину, я подумал, что лучше машину бросить, а поутру выспавшись приехать за ней \на тракторе. Но это мысль была всего лишь моя, и ребята до нее еще не созрели, а потому прежде чем бросить машину одну посреди степи, надо было все же попробовать ее вытащить. И мы попробовали. Попробовали даже несколькими способами. Опишу их подробно.

Итак, способ первый. Привязав к “Ниве” 20-метровую альпинистскую верёвку, тупо пытались ее вытащить из грязи УАЗом. Тянем - потянем! Вытащить не можем!”

Способ второй. Абсолютно все тоже самое, но уже веревка используется в качестве рывковой, т.е. в качестве стропы стропы. Как это? Патриот подъезжал поближе, так, чтобы веревка провисал до земли, а потом резко прыгал назад, пытаясь своей инерцией и эластичностью веревки вытащить, прочно увязшую в грязи “Ниву”. В результате разорвали верную мне уже более 10 лет верёвку в нескольких местах (а сколько ей машин было вырвано… именно вырвано из грязевого или снежного плена!), разбили в клочья “Ниве” правый задний фонарь, пробили насквозь заднее стекло и расколошматили заднюю дверь так, что, я даже не знаю, возможно ли ее выправить.

Способ третий. Я вспомнил, что у меня в багажнике лежит древняя выносная электрическая лебедка, оставшееся у меня ещё со времён моей “Нивы”. Ставить ее - целая процедура, и я всегда ее оставлял напоследок, но в этот раз нам уже некуда было деваться. Я вытащил тяжеленный металлический чемодан из багажника в ночь, присоединил лебедку к машине, к аккумулятору, воткнул в разъем управляющий провод, нажал кнопку джойстика, и барабан закрутился. Слава богу! А я уж думал, что она умерла! Я не открывал этот чемодан более 6-ти лет!

Мы размотали барабан, прицепили трос к “Ниве” и встали, как завороженные, наблюдая, как тром обратно наматывается на барабан. Вот он вобрал всю лишнюю длину, вот трос стал натягиваться, вот лебедка поднялась над землей и… сдохла. Ее мощности просто не хватило на такую засаду, а блоков у меня с собой не было. Так и не купил, а они, выходит, нужны. Вспомните физику за 6 класс. Перекинув веревку через блок, вы проигрываете в расстоянии в 2 раза, зато во столько же раз выигрываете в силе.

Способ четвертый. Все тоже самое, но уже с помощью хайджека. Это такой полутораметровый домкрат, что я вожу на крыше. Он интересен не только тем, что весит килограммов тридцать, а еще и тем, что им можно не только поднимать или опускать, но и тянуть. Конечно бы им можно было поднять и “Ниву”, но ту совершенно не за что было подцепить. Хозяин только вчера снял с нее фаркоп, а что можно было поднять ее за колесо… Ну так хорошо, что мы про это в тот момент не вспомнили, а то расколотили бы ей еще и боковые стекла. Так то такелаж для этого у меня в машине был.

Хайджеком дело пошло ловчее. “Нива” стронулась на 12 см, а потом ей навстречу пополз УАЗ. Пришлось ему сначала под задние колеса в качестве препятствия подложить домкраты, а потом под передние забить в землю полуметровые металлические уголки. Это сразу дало результат, и этим результатом был разрыв металлического троса диаметром 6 мм. Трос, как и веревку, мы тоже порвали несколько раз. При этом каждый разрыв сопровождался вытаскиванием домкратов из-под задних колес, вырыванием кольев из-под передних колес, перевязыванием троса, повторной блокировки передних и задних колес… Выполнив эту процедуру несколько раз и убедившись, что это не приводит абсолютно ни к каким действенным результатам, мы плюнули на хайджек и решили вновь попытать счастье остатками от веревки.

И слава богу, поскольку хайджек вещь очень опасная. При неумелом использовании он лихо ломает руки и ноги, а натянутый до состояния си бемоль трос запросто может перебить любую кость, а то и позвоночник. Ведь работаю хайджеком, приходится стоять как раз на линии удара.

Итак вновь решили натянуть веревку и попытаться, пользуясь временным затишьем между дождями, вырвать “Ниву” из грязи, подъехав на УАЗе как можно ближе. Я был этому не очень рад, потому как нагрузка на агрегаты была просто чудовищная, а тут еще и стартовать надо было из грязи. Я тщательно следит за температурой двигателя, и чтобы обороты не заходили за отметку три в тысячи, хотя иной раз увлекался, ловя стрелку почти на пяти. Машина шла юзом, рычала, дергалась, крутила во всю колесами… В результате таких пяти или шести попыток нам удалось сдвинуть “Ниву” ровно на двадцать сантиметров и разорвать остатки веревки в мелкие клочья. Она уже не рвалась как прежде поперек, а просто разошлась мелкими жилами, беспомощно провисшими до земли, как кишки из распоротого живота какого-то животного.

На том было решено поставить точку. Повторюсь, что лифтовать “Ниву” не было никакой возможности, потому как просто под нее невозможно было подлезть. Да и если бы мы ее подняли, посреди степи совершенно нечего было под нее подложить. Невозможно было ее и откопать лопатой, коих в моей машине было несколько штук. Хотя ребята пробовали, но грязь была такого особого качества, что не позволяла вырвать из себя не только “Ниву”, но и лопату, по какой либо причине в нее воткнутую. Конечно, можно было бы спустить в эту грязь лужу, стоявшую чуть выше, чтобы она размягчила грунт до жидкого состояния (был в моей практике и такой прием), но это требовало времени и желания. А желания уже не было. На последок мы попробовали одеть на задние колеса “Нивы” пару металических цепей, но и это не дало никакого результата. Залипла машинка круто.

Стали собираться домой. Время было третий час ночи. Ребята переложили ружья в мою машину, переоделись в условно чистое, а я пока собрал все свои разбросанные по траве приспособления, многие из которых надо было просто выкинуть, потому как Патриот машина тяжелая, и все, что пригождалось и работало на моей “Ниве” оказалось здесь совершенно бесполезным.

Когда мы уместились в машине, зарядил дождь и десять километров до трассы нам пришлось тащиться ровно час, а однажды уже на последней трети пути даже одеть цепи на задние колеса. Вот цепи показали себя с хорошей стороны. Цепи и домкрат. Ну и веревка, конечно. До этой засады она много раз нас выручала. А теперь придется купить новый рывковый трос. Стропу. Тонн на 10 и метров на 9.

Вот вы возмутитесь, мол, о чем он? Товарищу машину расколотили, а он все про свои веревки... Воздержусь от комментариев. Скажу только, что хозяин “Нивы” держался молодцом и все твердил, что для этого ее и купил.

В три с копейками ночи мы, наконец, выбрались на асфальт и ещё минут пятнадцать пытались снять с колес натянувшиеся до предела цепи. Дома я был в пятом часу. Душ, бутерброд и мысль “как же я усну?”, с которой я вырубился моментально, даже не услышав утренний будильник в положенные 5.55 и едва не опоздав на работу.

На следующий день к вечеру, когда я, наконец, закончил отмывать свою машину, я написал хозяину “Нивы” и получил ответ, что все уже хорошо, что днем он приехал за ней на тракторе “Беларусь”, который и исполнил все ее сокровенные желания.

10 апреля 2022

P.S. Кстати, я вспомнил, как однажды мы такой же веревкой лет эдак 25 назад вытаскивали из горной башкирской реки "восьмерку" моего товарища. Мороз был за минус 15. Его машина была ровно посередине потока. Вода лилась через сиденья, а мы тщетно пытались вытянуть ее нашей "Окой". В конце концов мы справились следующим образом: "Ока" натягивала 50-метровую веревку до предела, а мы все, сколько нас было, стоя посередине, дружно поднимали ее вверх, насколько хватало рук и силы. "Восьмерка" при этом сдвигалась в сторону берега на пару сантиметров. И вот так, малу-помалу мы и вытащили ее на берег.

И еще, то белое, что пересекло мой путь по дороге туда, снова проскакало в свете фар на обратном пути. Сидевший рядом со мной мой одноклассник в этот момент неистово заорал: - Тушканчик! Тушканчик!! И правда, вслед за первой белой тенью последовала вторая с неестественно длинным хвостиком. Ну чертенок, не дать не взять!