О королях музыки

Евгений Терещенко
Кто самый великий философ всех времен и народов? Невозможно ответить на этот вопрос, любое мнение будет субъективным и вызовет массу протестов. А кто самый великий писатель всех времен и народов? Такого тоже невозможно назвать, мнения разойдутся и их будет очень много.
А кто лучший поэт всех времен и народов, кто лучший художник, скульптор, ученый, кинорежиссер, актер? Опять же никто не ответит на подобные вопросы, а если ответит, то пожалеет, его тут же обвинят в невежестве, дилетантизме, отсутствии вкуса.

Точно также невозможно назвать лучшего композитора всех времен и народов. Невозможно, но только в том случае, если мы хотим выделить одного единственного композитора, независимо от направления, жанра музыки. А вот если мы выделим некоторые, отдельные жанры музыки, то сможем легко, без больших проблем, назвать некоронованных королей этих жанров.

Мало кто будет возражать, если мы назовем королем оперы итальянского маэстро Джузеппе Верди. Слов нет хороши, гениальны «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Кармен» Ж.Бизе, «Фауст» Ш.Гуно и ряд других опер, но это одинокие вершины. А вот у Верди таких вершин несколько: «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Трубадур», «Отелло», «Фальстаф». Это лишь часть опер Верди, лучшие из них.
Сам Верди видел своим конкурентом в жанре оперы Рихарда Вагнера, но время все расставило на свои места. Кто сейчас ставит и слушает оперы Вагнера?

Королем оперетты мы с полным основанием можем назвать венгерского композитора Имре Кальмана. «Сильва», «Марица», «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера» - эти жемчужины, а также другие оперетты, не оставляют шанса конкурентам Кальмана, даже И.Штраусу с такими его вершинами, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон».

Зато Иоганн Штраус не имеет конкурентов в жанре вальса, и его не случайно называли королем вальса. Кому не известны знаменитые вальсы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Весенние голоса», «Императорский вальс», «Венская кровь» и другие? Эти музыкальные шедевры не стареют, они принадлежат вечности.

Королем балетной музыки, несомненно, является Петр Ильич Чайковский. Три великих балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» ставят нашего композитора на первое место, с большим отрывом от конкурентов.

Королем фортепианной музыки можно назвать польского композитора Фредерика Шопена, хотя тут возможны возражения. Ф.Лист и С.Рахманинов, В.А.Моцарт также создали много шедевров для фортепиано, но все же, все же большинство знатоков и любителей музыки будет не на их стороне. Шопен был любимым композитором Льва Толстого, которого наш великий писатель ставил на первое место среди всех композиторов. «Вот за это одно можно поляков любить, что у них Шопен был» - сказал однажды Толстой. Присоединяюсь к мнению писателя и готов простить полякам многие «косяки», в благодарность за Шопена.

Нетрудно, на мой взгляд, определить короля танго. Таким королем можно считать замечательного латвийского композитора Оскара Строка, автора многих известных и популярных до наших дней танго. Я однажды задался целью собрать лучшие танго О.Строка в одно большое видео. Свое намерение я выполнил и разместил результат на своем канале в ютубе. На данный момент видео набрало более 13 тысяч просмотров и вызвало восторженные отклики любителей музыки.

С некоторой осторожностью назову королем органной музыки Иоганна Себастьяна Баха, поскольку сам не отношусь к любителям органа. Я предпочитаю слушать органные вещи Баха в переложении для фортепиано, на мой взгляд, в такой редакции они великолепны.

Трудно, даже невозможно, на мой взгляд, назвать короля симфонической музыки. Наверное, многие «присвоили бы этот титул» немецкому композитору Людвигу Ван Бетховену, но мне трудно с этим согласиться. Хороши, конечно, хороши бетховенские симфонии, из которых я бы выделил третью, «героическую», но ведь их всего только девять! А австрийский композитор Иозеф Гайдн написал 104 симфонии! И очень даже неплохие, особенно, блистательная 45-я. Одним из главных претендентов на звание короля симфонии является также великий Вольфганг Амадей Моцарт, автор 41-й симфонии, в том числе знаменитой 40-й. Лично мне больше всего нравятся симфонические вещи П.Чайковского, особенно его симфонические фантазии «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Манфред», «Фатум». Да и симфонии, особенно шестая, заслуживают высокой оценки. Тем не менее, короля симфонической музыки я назвать не рискну.