Своими руками

Елена Плюснина
Экологически ориентированные позиции детей и родителей

В журнале ЛиК №5, 2021 в статье «Меридиан 2000» – ХХI век описывалась деятельность производственного кооператива с 1990 года. При этом было кратко рассказано о проекте раннего гармоничного развития детей «Дети Плюс», в котором предусматривается такая деятельность, как роспись деревянных форм, в которых отражаются различные формы реальности.

Было подчеркнуто, что такая деятельность послужит формированию экологически ориентированных позиций, что весьма актуально для ближайшей перспективы человечества.

Когда говорится о ближайших перспективах человечества, то это требует разъяснений. Предлагая детям раскрашивать деревянные игрушки, мы даем детям в руки натуральный материал – дерево, который легко утилизируется именно потому, что он естественен для природы.
 
А задача утилизации пластмассовых изделий, из которых сделано большинство детских игрушек – это серьезная проблема в нашей стране и не только в нашей (см. документальный фильм «Под властью мусора», 2013).

Переход на изготовление детских игрушек, которые можно раскрасить самим или вместе со взрослым (родителем) – это нужный и своевременный шаг в производстве детских игрушек, конструкторов и других развивающих игр. Понимая важность экологической направленности таких решений, родителям и руководителям детских учреждений полезно присмотреться к продукции, которая выпускается для детей в производственном кооперативе «Меридиан 2000».

Тут представлены как наборы различных животных, так и сюжетные игрушки, в которые играли наши прапрабабушки, когда игрушки вручную вырезались из дерева.

Новейшая разработка вышла в 2020 году – «Художественный труд - в радость. Роспись орнаментов для дошкольников и младших школьников, издательство ridero»
В этом пособии предлагается для росписи деревянная солонка с необычной крышкой, которая одновременно служит и ложкой. Такая солонка интересна будет детям, поскольку другой такой солонки с крышкой-ложкой, вы нигде не найдете (авторская разработка Плюсниной Е.М.) Кроме этого, в пособии дается подробнейшая и простая инструкция, как расписывать орнаменты на этой солонке.
 
В школах и детских садах можно предложить проводить постоянно действующий мастер-класс для детей и родителей по обучению росписи полезных деревянных изделий.

 Роспись солонки может служить таким примером.  Сначала дети будут расписывать в подарок для родственников. А для тех ребят, кто серьезно увлечется росписью по дереву, в дальнейшем эта деятельность может стать профессиональным делом.

Роспись, конечно, должна быть простой, чтобы ребенок справился, и в то же время красивой, чтобы полученное изделие, действительно, радовало глаз.   Рисунок должен быть подобран так, чтобы его мог выполнить даже первоклассник. Акриловые краски обеспечат прочность рисунка. Использование лака не нужно, фоном служит цвет естественного дерева. О важности проведения таких занятий уже писалось, ребенок одной рукой держит изделие, другой наносит роспись, использование в работе обеих рук полезно для общего развития ребенка. Кроме этого, совместная деятельность родителей и детей будет полезна для налаживания отношений.

Как начать роспись деревянных изделий с дошкольниками и младшими школьниками?  В пособии предлагается пошаговая инструкция с фотографиями.
1 шаг. Карандашом прочертите по середине линию. Фото 1
      
                Фото 1.                Фото 2.                Фото 3.
2 шаг. На одинаковом расстоянии нарисуйте желтые серединки для цветов методом примакивания. Для этого используйте обратную сторону кисточки или карандаша или ватный тампон, в зависимости от нужной величины изображения. Фото 2.
Если краска очень густая, то ее нужно развести водой до густоты жидкой сметаны. Если после примакивания все-таки образовались выпуклости, то лишнюю краску взрослый помогает убрать кисточкой. На мелких рисунках этого можно не делать.
         
Фото 4.                Фото 5.                Фото 6.
3 шаг. Вокруг серединок нарисуйте белые лепесточки (5-6 штук) методом примакивания. Фото 3.
4 шаг. Нарисуйте красные ягоды из трех кружочков, примакнув три раза. Фото 4.
5 шаг. Чтобы три кружочка были похожи на ягодку клубники нужно зубочисткой соединить боковые стороны ягод. (кисточкой детям еще пользоваться трудно) Фото 5.
6 шаг. На ягодках поставьте зубочисткой белые точки. Фото 6.
7 шаг. Тонкой кистью примакиванием нарисуйте листочки у ягод и между белыми цветами. Если ребенок устал, то для первого занятия этого будет достаточно. Фото 6.
Таким же рисунком расписывается крышка-ложка.
 Можно на этом закончить, или взрослому дорисовать тонкие веточки и соединения, чтобы работа была полностью закончена Фото 7.


Фото 7.
Пример детской работы ребенка 6 лет. Фото 8.






Фото 8.

В пособии представлено 7 таких занятий с детьми.  Можно расписывать не только солонки, но и сахарницы, бочонки для меда, наборы для специй, блюдечки, кухонные доски, полочки и другие изделия из дерева.

Тематика занятий: 1. Цветы с ягодами. 2. Снегири.  3. Маки 4. Роспись нижнетагильской рябины. 5. Ягоды на золотистой полосе  6. Цветы сирени
7. Роспись яблока.

Самое главное, чтобы художественный труд был в радость, и дети получали удовольствие от того, что могут близким людям сделать подарок, расписанный своими руками.

Примечание.
Приобрести заготовку для росписи можно по ссылке
zagotovka-2000@mail.ru

Прим. Прочитать статью с фотографиями можно в журнале "Личность и культура" №6-2022 или в пособии "Художественный труд - в радость" (ссылка внизу авторской страницы)