Карамзин, Чаадаев

Арсений Родин
Даже стилем своей «Истории государства Российского», не столько научным, историографическим, сколько художественным, летописным, Карамзин приобщал вестернизированную Россию к забытому за 18 век средневековью. В отличие от европейских историков, Карамзин не стремился быть «рационально-объективным», для него истина была неотделима от «люблю» или «не люблю» - в том смысле, в каком это слово употребляется в Новом Завете.
Борис Годунов, возможно, был "объективно" прогрессивным монархом, но он совершил перед Богом злодейство – и для Карамзина стала очевидной связь между его правлением и постигшей Россию смутой.
Христианская нравственность как фактор истории – это именно по-русски, по-православному. К сожалению, сегодня нам не хватает этой самобытной мудрости.

***
- Неужели вы думаете, что тот порядок вещей, который является конечным предназначением человечества, может быть осуществлён абиссинским христианством или японской культурой?
- Нет, уважаемый Пётр Яковлевич, Вы, конечно же, правы: он может быть осуществлён только Западом. Только Запад в состоянии утвердить царство антихриста, которое (Вам, как христианину, это известно) является «конечным предназначением человечества». Никакой другой цивилизации не по силам эта задача.