Зальцбург, Гинденбург, Струма

Александр Митрофанов 2
В истории Великой Отечественной войны еще остается много неизвестных, малоизвестных или спорных эпизодов. В этой статье коснемся в основном гибели трех судов: «Зальцбурга», «Гинденбурга» и «Струмы», повлекших большие человеческие жертвы.
1 октября 1942 года у северо-западного побережья Черного моря подводная лодка М-118 под командованием капитан-лейтенанта С.С. Савина потопила немецкий транспорт «Зальцбург» (“Salzburg”) на борту которого находилось 2300 советских военнопленных.
Построенный в 1922 году грузопассажирский пароход «Зальцбург» (до 1939 года голландский “Jonge Anthony”) эксплуатировался германской компанией Schuldt H. - Flensburger Dampfer Compagnie - Ozean Dampfer A.G., имел вместимость 1756 БРТ и скорость 12 узлов. В апреле 1942 года пароход прошел через турецкие проливы в Черное море.
29 сентября пароход, приняв на борт 840 тонн груза и 2300 советских военнопленных, вместе с болгарским судном «Царь Фердинанд» покинул порт Николаев. Сведения о характере груза весьма противоречивы: железная, марганцевая или хромовая руда, уголь, металлолом и т.д. и т.п. Не обошлось и без легенд о награбленных в музеях Крыма ценностях.
Утром следующего дня суда прибывают в Очаков, а через сутки, в 05.00 первого октября в охранении четырех немецких речных катерных тральщиков типа “FR” суда направляются в румынский порт Сулина.
В 13.57 «Зальцбург» был торпедирован подводной лодкой. Торпеда попала в правый борт судна, то-есть со стороны берега, откуда охранение атаки не ожидало. Глубина в этом месте была всего лишь 14 метров, то-есть лодка Черноморского флота М-118 практически «ползла на брюхе», не забывайте еще и о довольно сильном волнении. Нужно отдать должное смелости и решительности ее командира!
«Зальцбург» начал быстро погружаться с дифферентом на нос. Командир конвоя отдал ему приказ попытаться выброситься на пляж, но уже через 13 минут пароход затонул в точке с координатами 45; 53; 9;; с.ш., 30; 19,5; в.д. (район поселка Будаки Одесской области), хотя из-за малых глубин над водой оставались надстройка, труба и мачты.
В ходе спасательной операции удалось спасти 16 немцев (экипаж судна и артиллеристы военной команды), 47 румын, включая охранников, и не менее 208 военнопленных, хотя в разных источниках эти цифры несколько отличаются. Судьба более чем 2000 наших военнопленных осталась неизвестной.
В течение нескольких дней после гибели парохода на берег выбросило сотни трупов. Вероятно, пленные пытались доплыть до берега и хотя большинство из них погибло, часть военнопленных были спасены рыбаками прибрежных сел, некоторым удалось бежать.
Румынские жандармы заставляли местных жителей собирать трупы и хоронить их в общей могиле. Только у села Большая Балабановка похоронили около 1200 человек. Часть трупов складывали прямо под обрывистым берегом, а потом подрывали обрыв. Но со временем море размыло землю и обнажило останки, которые перенесли на местное кладбище.
А что же произошло с подлодкой М-118, которая не вернулась из этого похода? В 16.35-16.40 германский гидросамолет и румынские канлодки из состава охранения конвоя сбросили 9 глубинных бомб на будто бы обнаруженную с самолета подводную лодку, после взрыва которых на поверхности моря наблюдались масляные пятна, деревянные обломки и куски обмундирования. Румыны отметили место предполагаемой гибели ПЛ буем, но прибывшие на следующий день водолазы ничего там не обнаружили. Лодка на связь после выхода из Поти в боевой поход не выходила, возможно из-за неисправности радиостанции.
Не исключается, что М-118 подорвалась на одном из минных заграждений, выставленных советским Черноморским флотом или противником, погибла по техническим причинам или из-за ошибки личного состава.
По словам местных жителей, в районе мыса Бурнас, в 25 км от места гибели «Зальцбурга», они видели на мелководье фрагмент ПЛ (корма и винты). Если это так, то лодку потопил утром 2 октября немецкий гидросамолет BV-138 из состава эскадрильи 3/SAGr.125. Однако, многолетние поиски, предпринятые дайверами различных клубов успехом не увенчались.
17 ноября 1942 года южнее финского острова Утё погибло немецкое судно «Гинденбург» (“Hindenburg”)  на борту которого находилось от 1000 до 2000 советских военнопленных, 191 охранник, а также различные военные грузы, включая 36 автомобилей.
Пароход «Гинденбург», вместимостью 7888 БРТ и скоростью 11 узлов вступил в строй в 1921 году и принадлежал компании Hugo Stinnes - Seeschifffahht und Handel, Hamburg.
Причины гибели судна точно неизвестны. По одной, наиболее вероятной, версии он подорвался на одной из 10 мин, выставленных 2 ноября подводной лодкой Л-3 «Фрунзевец» (командир П.Д. Грищенко). По другой - торпедирован ПЛ Ш-304 «Комсомолец» (командир Я.П. Афанасьев). Лодка на связь не выходила и из похода не вернулась, поэтому подтвердить возможность ее победы невозможно.
При взрыве на «Гинденбурге»15 человек, в том числе 6 пленных, погибли. Еще 13 пленных было ранено в ходе подавления бунта, который вспыхнул после подрыва судна. «Гинденбург» затонул во время буксировки между островами Корпо и Нагу 19 ноября. Людей с него сняли финские моряки.
Если в потоплении «Зальцбурга» и «Гинденбурга» каких-либо признаков нарушения правил ведения морской войны нет, а гибель советских военнопленных была случайной, то приведенные ниже случаи несомненно являются военными преступлениями советских подводников.
Долгое время «белым пятном» являлась гибель судна «Струма» с еврейскими беженцами на борту неподалеку от северного входа в пролив Босфор, хотя и сейчас в этой истории остается ряд неясностей.
«Струма» была двухмачтовой парусно-моторной шхуной, построенной в Англии в 1867 году и модернизированной в 30-х годах. Ее тоннаж составлял 144 БРТ, скорость - 6 узлов. Судно принадлежало зарегистрированной в Румынии судоходной компании Pandelis Jean D. - Compania Mediterranea de Vapores, Constanta (греческий владелец Жан Д. Панделис).
В 1941 году «Струму» зафрахтовали для перевозки из румынского порта Констанца в Палестину евреев-беженцев. Румынское правительство Иона Антонеску одобрило рейс и 12 декабря 1941 года судно вышло в море, имея на борту 769 беженцев и 10 членов экипажа-болгар. На переходе двигатель постоянно выходил из строя, а на входе в Босфор 16 декабря сломался окончательно. Турецкий буксир притащил шхуну в Стамбул, где она и простояла 70 суток. Осмотрев двигатель судна, турецкие специалисты пришли к выводу, что он ремонту уже не подлежит. Так как британские власти Палестины, всячески противодействовавшие иммиграции туда евреев, не дали разрешения на вьезд пассажиров «Струмы», то 23 февраля 1942 года буксир вывел судно в Черное море за пределы турецких территориальных вод. Там оно и осталось дрейфовать с беженцами и экипажем на борту и неработавшим главным двигателем.
Утром 24 февраля «Струма» была торпедирована подводной лодкой в 14 милях к северо-востоку от входа в Босфор и быстро затонула в точке с координатами 41;26; с.ш., 29;10; в.д. Сотни людей оказались в воде и пытались спастись, цепляясь за обломки судна. К утру следующего дня, когда турки наконец-то пришли на помощь, в живых оставался только один - 19-летний Давид Столяр, уроженец Кишинева. На момент гибели на ее борту находились 103 ребенка, 269 женщин и 417 мужчин, включая болгарских моряков.
Газета «Правда» двадцать шестого февраля 1942 года под заголовком «Новый акт гитлеровского зверства. Гитлеровцами торпедирован пароход с 750 беженцами» опубликовано сообщение из Женевы от 25 февраля, полученное по линии ТАСС:
«В местных общественных кругах большое возмущение вызвала трагедия болгарского парохода «Струма», потопленного немцами в Черном море. На борту парохода находилось 750 румынских евреев, бежавших от террора румынских властей и направлявшихся в Палестину. Эти беженцы испытали много мытарств и издевательств от румынских властей и немцев еще до того, как получили возможность сесть на судно. На самом судне они оказались без пищи и в самых отчаянных санитарных условиях, вследствие чего несколько человек умерло в первые же дни пути. Наконец вчера немцы с циничной откровенностью сообщили, что пароход «Струма» потоплен «неизвестным военным судном» и что при этом погибли все пассажиры».
Однако, боевая деятельность немецких подводных лодок на Черном море началась только в конце 1942 года, то-есть торпедировать «Струму» они никак не могли.
Только 19 июня 1962 года доктор исторических наук, профессор капитан 1 ранга В.С. Ачкасов в своем письме немецкому военному историку Юргену Роверу признал, что «Струма» стала жертвой советской подлодки Щ-213.
Подводная лодка под командованием старшего лейтенанта Д.М. Денежко вышла из Туапсе 20 февраля и прибыла в район Босфора (позиция №38) утром 23-го. В этот день около 22 часов была обнаружена небольшая шхуна. После неудачной торпедной атаки (промах с дистанции всего лишь 1,5 каб.) она была потоплена артиллерийским огнем в точке с координатами 41;24; сш., 28;54; вд. Это было нейтральное (турецкое) судно «Чанкая» (“Cankaya”) водоизмещением около 300 тонн, следовавшее из Бургаса в Стамбул с грузом металлических труб и кирпича.
Утром следующего дня было обнаружено судно под болгарским флагом водоизмещением около 7 тысяч тонн (?). В 10.45 Щ-213 выпустила с дистанции 6 кабельтовых (около 1,1 км) одну торпеду, которая попала в цель. С лодки наблюдали гибель судна. Это была «Струма».
Потопление этих нейтральных (Болгария не была в состоянии войны в СССР) и следовавших без охранения судов было явным актом пиратства и грубым нарушением международного права, в частности «Второй Гаагской конференция 1907 года» и «Правил о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время» 1936 года (Приложение к Лондонскому протоколу). Правила приравнивают подводные лодки в соблюдении международного права к надводными кораблям. При встрече с ними торговые суда по команде военного корабля должны остановиться. В случае отказа и оказании сопротивления торговое судно может быть потоплено. Пассажиры и экипажи, а также судовые документы должны быть предварительно доставлены в безопасное место (на землю, шлюпки или другие суда).
В ходе Великой Отечественной войны советские подводные лодки потопили на Черном море не менее 19 турецких и болгарских судов. Несомненно, что на это существовали негласные указания сверху. Утверждалось, что на таких судах перевозились хромовая руда и другие стратегические грузы для Германии и ее союзников. Но в таких случаях подозрительные суда должны предварительно досматриваться на предмет наличия военной контрабанды, а не топиться без предупреждения.
Некоторые авторы ставят под сомнение потопление «Струмы» советской подлодкой, ссылаясь на два обстоятельства:
1. Судно ходило под панамским, а не болгарским флагом.
2. Заявленный тоннаж потопленного судна намного выше, чем у «Струмы», то-есть было потоплено другое судно.
Однако, Панама еще в первой половине декабря 1941 года объявила войну странам «оси», то-есть «Струма» под этим флагом ходить не могла.
Завышение тоннажа потопленных судов (а часто и их количества) обычный прием советских (да и не только) подводников. Вспомним Лунина, Маринеско и т.д. В феврале 1942 года на Черном море наши подводники потопили только два вышеупомянутых судна, так что ошибиться невозможно.
Малоизвестными у нас событиями являются потопления силами советского Тихоокеанского флота судов с мирными японскими беженцами с Южного Сахалина. Совсем непонятно, почему 22 августа 1945 года подводные лодки Л-12 и Л-19 потопили японские транспорты «Огосавара Мару», «Тайто Мару» и повредили «Шинко Мару №2».
Существует большая вероятность того, что «Тайто Мару» потопила не Л-19, а пара торпедоносцев «ДБ-3» 349-го минно-торпедного авиаполка Тихоокеанского флота. Ранее судно считалось потопленным советской ПЛ Л-12 в районе порта Румои (о. Хоккайдо), однако по японским данным оно погибло в районе острова Рисири, то-есть значительно севернее позиции наших лодок, фактически в том же районе, куда высылались торпедоносцы. При этом по японским данным погибло около 2400 японских беженцев с Южного Сахалина и членов экипажей судов.
А ведь Япония еще 14 августа заявила о прекращении боевых действий, а эти пароходы явно не подпадали под определение «оказывающий сопротивление враг», по которому разрешалось применять оружие и после капитуляции. Американские же подводники прекратили боевые действия 14 августа.

Источники

1. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. Москва, 2000
2. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. Москва, 2003
3. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. Москва, 2008
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Месть» Сталина. Советские подводные лодки типа М. Москва, 2010
5. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». Москва, 2010
6. Платонов А.В. Советские боевые корабли 1941-1945 гг. III. Подводные лодки. Санкт-Петербург, 1996
7. Богатырев С.В., Стрельбицкий К.Б. Потери флотов противника на морских ТВД в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Львов, 1992
8. Богатырев С.В., Ларинцев Р.И., Овчаренко А.В. Морская война на Балтике 1941-1945 гг. Часть I. Потери флота противника на Балтийском море в 1941-1943 гг. Архангельск, 1997
9. Богатырев С.В., Ларинцев Р.И., Овчаренко А.В. Потери ВМФ противника на Черноморском ТВД в 1941-1944 гг. Киев, 1998
10. Кибардин Г. Тайная война Сталина. Минск, 1993
11. Буря С.П., Алексеев И.В. Трагедия транспорта «Зальцбург» и гибель подводной лодки «М-118». Підводні дослідження: Археологія. Історія. Дайвінг. Випуск 3, 2011
12. Зайцев М.Ю. Действия подводных лодок ТОФ в войне с Японией. 1945 г. Россия и АТР, 2006, №1
13. Ливенцев Д.В. Подводный флот СССР в войне с Японией. Евразийский форум
14. Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия России. Часть III. Российское подводное культурное наследие за рубежом. Москва, 2019
15. Ресурсы Интернета