Былинные земли. Новое место лепле, ч. 8

Василий Азоронок
(Продолжение)

ПРОФИЛЬ УЛИЦЫ КРИВОЙ

Что люди селились на южном пятачке и раньше, испокон веков, по-моему, ясно как Божий день. То же самое подтверждается одной из устав. В ней говорилось, что «ясновельможный пан Лев Сапега», канцлер Великого княжества Литовского, в 1589 году послал пана Свяцкого на ревизию своего имения – «на слободе осажоного на двенадцать год». «По вистю», то есть после выхода из слободы, мещане «того места» повинны были отдать «вышепоименованный» двенадцатилетний лист слободской. Из этого следует, что уже в 1589 году какая-то часть сапеговского имения использовалась в виде «слободы», то есть имела поблажки. Напрашивается вопрос: где находилась та часть, и кому полагались льготы? Жители «нового места лепле» обязывались исполнять уже утвержденный порядок – то есть, повторяли ранее принятые условия и «вознаграждались» новой порцией «слободы».

Пока что никто не может сказать определенно, каким выглядело побережье центральноевропейского озера в средние века - на переломе эпох. Ясно только одно: новый собственник строил мир по-новому, делая ставку на западноевропейский образ жизни, исходя из капиталистических условий.

Конечно, «слобода» формировалась не на пустом месте. Можно точно утверждать (подтверждено документально), что в области нового miasta – в окрестностях южного сектора располагалось село Белое. Плебанцы Боровенского рубежа жаловались на жителей того села в связи с повреждением земельных меж. Межевые споры выливались в конфликтные стычки, грозя перерасти в настоящую войну. Можно предположить, что напряженная обстановка побудила власть принять меры. Похоже, что «слобода» вводилась с целью устранить противоречия, и «новое место» вобрало белянские проблемы. «В жалобе на самоуправство князя Лукомского (1613 год) есть ссылка на мещан «лепельских и бельских» «з старого места Лепля» и «нового места Белого», - констатирует белорусский ученый, историк Носевич и формулирует вывод: - форма «Новое Лепле» в дальнейшем обрела статус «Новый Лепель», а название «Старый» закрепилось за поселением на западном побережье».

Наверное, потому Белое исчезло из дальнейших упоминаний, а наречие «лепле» утвердилось - как соответствующее новым обстоятельствам и состоянию нового государственного строя, Речи Посполитой.

Доктор исторических наук Валентин Голубев, рассматривая древние документы, обратил внимание на другие топонимы, сопутствующие «новому miastu». Всплыла некая Еса (Jessа). И в одной из «слободских» устав проскользнуло «Есе Место».

Но и Еса вряд ли первоначальная. Очень много важной информации можно почерпнуть из межевого обзора, исполненного в 1580 году и разысканного недавно. Он назывался «Граница стародавнего места Лепельского». К его составлению был привлечен витебский подкоморий князь Юрий Друцкий-Соколинский, один из адептов удельного сословия. Обратим внимание на его работу, и в первую очередь на заголовок.

«Стародавнее место» оттеняет «новое место». Если учитывать, что miasto – это «город», то формулировка подтверждает: уже в 1580 году было похожее поселение. А значит, «город» был до сапеговского «слободского» творения.

Граница обвода начиналась с Ясы (оттуда, где функционировала Еса?) и заканчивалась «Коповищем». Судя по прописной букве, это значимое место, завершавшее территориальный удел. Что обозначало «коповище» и возможные его координаты мы уже рассматривали в других материалах. Здесь еще раз вспомним: «коповище» - от корня «копа», «вместе», «сообща».

Происхождение этого слова – в далеком прошлом, в незапамятной истории, предшествовавшей сапеговскому участию. «Коповище» свидетельствует, что ранее местность управлялась поборниками вечевого собрания. Из «слободских» устав видно, что функции той копы перенял городской уряд, а план-мапа отобразила возможное местоположение Коповища. Схема показывает, как формировалось старинное поселение и где располагались первые жилища.

Первая линия домов, и это отмечено также в инвентаре, тянулась вдоль берега, по пятачку, по-над озером. И самая первая улица повторяла береговую линию, пролегая вдоль кромки озера.

Исследователи назвали ту улицу Кривой. Исходя из чего? В соответствии с неровным берегом?

Однако берег там, судя по мапе, совершенно "гладкий" - ровный, вдаваясь полусферой в озеро и создавая прибрежный пятачок. И первая улица, как стержень, прорезала оконечность, протягиваясь меж двух сфер.

Тогда почему Кривая?

А посмотрим на нее с другой позиции. Мапа не дает явного ответа, название прочитать сложно, не все буквы четко прописаны, и сказать определенно невозможно. Лишь одно совершенно ясно - транскрипция латинская.

Исследователи могли ошибиться. Латинская транскрипция могла означать не "kriviju", а «кriеviju». А это совсем другой смысл. Такое слово есть в латышском языке: «krievija» - «русь», «русский».

(Окончание следует).

На снимке: современная церковь в старинном Лепеле. Фото из интернета.


09.04/22