Иллюстрация: картина Петра Кончаловского "Пушкин в Михайловском".
Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
Начало на http://proza.ru/2017/07/19/1591
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)
Термины: ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ. ПЕРЕНОС. ПОВТОР.
РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ. РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. УМОЛЧАНИЕ. ЭЛЛИПСИС. ХИАЗМ.
Итак, продолжаем знакомиться с синтаксическими фигурами речи. Кроме перечисленных в предыдущей части главы, к ним относятся:
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (фр. «рагсеllе» от лат. «частица») - выразительная фигура речи, когда предложение разбивается на части в качестве самостоятельных предложений. С помощью интонации выделяются наиболее важные для автора части. Пример у А.Твардовского во втором четверостишии примера :
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать.
Во чьё-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, -
То прежде ты — завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
Обратите внимание на цели парцелляции:
- акцентирование внимания на главном в изображении;
- выделение важных деталей;
- эмоциональное усиление воздействия текста на читателя;
- создание эффекта неожиданности;
- усиление контраста.
Пример парцелляции у А.Грибоедова:
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Ещё одна интересная синтаксическая фигура:
ПЕРЕНОС — несовпадение конца предложения и конца строки. Отсюда возникает дополнительная пауза внутри стиха. Интересно, что в народной поэзии почти нет переноса — он характерен, в основном, для авторской речи. Различают:
а) строчной перенос:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет. (А.Фет)
б) слоговой перенос более резок, но и более выразителен. У М.Светлова в «Гренаде» обрыв слова словно кричит о внезапной гибели героя:
И мёртвые губы шепнули: Грена...
Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс
Ушёл мой приятель и песню унёс.
Даниил Хармс виртуозно использует этот приём в шуточных детских стихах:
А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
ПОВТОР – одна из самых распространённых стилистических фигур, чья главная цель - подчеркнуть в стихе наиболее важные слова или части.
Прекрасный пример этого приёма в стихотворении Якова Козловского:
БОЮСЬ
Я снова сам себе перечу,
Как будто сам с собой борюсь.
Боюсь, что я тебя не встречу
И встретиться с тобой боюсь.
Тобой протянутую руку
Боюсь в ладонях удержать,
Боюсь, испытывая муку,
И слишком быстро отпускать.
И снова я из странствий дальних
К тебе единственной стремлюсь,
Боюсь я глаз твоих печальных,
Но и весёлых глаз боюсь.
Боюсь – не всё во мне ты видишь,
Боюсь, что видишь без труда,
Боюсь, что скоро замуж выйдешь,
Боюсь – не выйдешь никогда.
Какие ждут меня событья?
Предвидеть это не берусь.
И о тебе боюсь забыть я,
И вспоминать тебя боюсь.
Различают типы повторов:
а) простое повторение слов или словосочетаний:
Отец, отец, оставь угрозы,
Свою Тамару не брани. (М.Лермонтов)
б) анафора, симплока, эпифора, редиф, параллелизм, ассонанс, аллитерация (с ними вы уже познакомились),
в) лейтмотив - повтор особо важных элементов сюжета,
г) рефрен — повтор предложения, фразы или строфы-куплета в песнях.
«Идёт-гудёт Зелёный Шум,/ Зелёный Шум, весенний шум!» - этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения Н.Некрасова «Зелёный Шум».
д) плеоназм — излишнее повторение однородных слов и однородных оборотов (приснилось во сне, побежал бегом, курносый нос...):
е) тавтология — повторение тождественных по смыслу слов, крайняя степень плеоназма:
Тень нахмурилась темней... (Ф.Тютчев)
Повтор может стать элементом кольцевой композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми словами, как, например, в «Звезде полей» Н.Рубцова.
Среди синтаксических выделяют
РИТОРИЧЕСКОЕ ФИГУРЫ. И это:
РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, как в стихах Светланы Петровской:
Ветер, ты мне друг или враг?
Мы с тобой давно заодно!
Вечера взметнув чёрный флаг,
Ветер пьёт заката вино.
С крыльями тебе повезло,
А мои — как шелест страниц...
Ветер, ты зачем мне назло
Ввысь бросаешь радостных птиц?
В первой строфе есть ещё одна фигура — РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.
Другой пример восклицаний: посмотрите, как необычно - многочленно - выражает свою экспрессию В.Брюсов:
Не дойти мне! не дойти мне! я устал! устал! устал!
Сушь степей гостеприимней, чем уступы этих скал!
Всюду камни, только камни! мох да голая сосна!
Грудь гранита, будь мягка мне! спой мне песню, тишина!
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС вовсе не требует ответа, у него только эмоциональное значение, наполненное чувствами да краёв, как в стихотворении Вероники Тушновой:
Знаешь ли ты,
что такое горе,
когда тугою петлёй
на горле?
В поэзии необязательно до конца раскрывать свои мысли и чувства.
Недоговорённость, недосказанность — это тоже особая стилистическая фигура.
УМОЛЧАНИЕ. Его главная цель — дать возможность слушателю или читателю додумать (или придумать) свою версию происходящего. На письме умолчание обычно обозначается многоточием, в устном произнесении — долгой паузой.
Яркий пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, — в стихотворении И.Бунина:
В лесу, в горе, родник живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике берёзовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
Что примиряет поэта с «рабской нищетой» Руси? О чём говорят его сердцу крест и ковшик, заботливо оставленный у родника? Подумайте об этом и вы, дорогие читатели.
К умолчанию примыкает ЭЛЛИПСИС (ЭЛЛИПС) — пропуск подразумеваемого слова. В отличие от умолчания, пропущенное слово в эллипсисе легко восстанавливается в данном контексте. При этом вся интонация строки становится более энергичной, упругой. Пропускается чаще всего глагол, придавая тексту динамичность.
В речи эллипсис - это короткая пауза, на письме — тире (или без него). Примеры:
К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон — и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог даёт. (Д.Давыдов)
В литературоведении вы встретите такие термины, как АСИНДЕТОН (бессоюзие) и ПОЛИСИНДЕТОН (многосоюзие). Первый приём усиливает динамику, как в описании Полтавской баталии у А.Пушкина:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет...
Второй замедляет речь, но в то же время подчёркивает единство перечисляемого:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.Пушкин)
ХИАЗМ (от греч. «chiasmos» - крестообразный) – стилистическая фигура, перестановка слов на фоне параллельного построения предложений: в первой половине хиазма слова расположены в одной последовательности, а во второй – в обратной. По принципу хиазма построены две первые строки в стихотворении А.Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Инверсия главных и второстепенных членов делает вторую строчку зеркальным отражением первой. И это необычно красиво и выразительно.
Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/10/03/2026