24 глава-Б. Синтаксические фигуры речи

Элла Лякишева
   Иллюстрация: картина Петра Кончаловского "Пушкин в Михайловском".

             Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
        Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591
 
                ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)

      Термины: ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ.  ПЕРЕНОС.  ПОВТОР.
               РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ.  РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ.
               РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.   УМОЛЧАНИЕ.   ЭЛЛИПСИС.   ХИАЗМ.

      Итак, продолжаем знакомиться с синтаксическими фигурами речи. Кроме перечисленных в предыдущей части главы, к ним относятся:

      ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (фр. «рагсеllе» от лат. «частица») - выразительная  фигура речи, когда предложение разбивается на  части в качестве самостоятельных предложений. С помощью интонации выделяются наиболее важные для автора части. Пример у А.Твардовского во втором четверостишии примера : 

                Но если ты, случится как-нибудь,
                По глупости, по молодости ранней,
                Решишь податься на постыдный путь,
                Забыв о чести, долге и призванье:

                Товарища в беде не поддержать.
                Во чьё-то горе обратить забаву.
                В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
                С недобрым другом поравняться славой, -

                То прежде ты — завет тебе один:
                Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.

     Обратите внимание на цели парцелляции:

 - акцентирование внимания на главном в изображении;
 - выделение важных деталей;
 - эмоциональное усиление воздействия текста на читателя;
 - создание эффекта неожиданности;
 - усиление контраста.

     Пример парцелляции у А.Грибоедова:

  А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
  Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
  Губители карманов и сердец!
  Когда избавит нас творец
  От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
  И книжных и бисквитных лавок!

             Ещё одна интересная синтаксическая фигура:

     ПЕРЕНОС — несовпадение конца предложения и конца строки. Отсюда возникает дополнительная пауза внутри стиха. Интересно, что в народной поэзии почти нет переноса — он характерен, в основном, для авторской речи.  Различают:

           а) строчной  перенос:

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.       (А.Фет)

             б) слоговой перенос более резок, но и более выразителен. У М.Светлова в «Гренаде» обрыв слова  словно кричит о внезапной гибели героя:

И мёртвые губы шепнули: Грена...
Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс
Ушёл мой приятель и песню унёс.

     Даниил Хармс  виртуозно использует этот приём в шуточных детских стихах:

А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
          
      ПОВТОР – одна из самых распространённых стилистических фигур, чья главная цель -  подчеркнуть в стихе наиболее важные слова или части.

   Прекрасный пример этого приёма в стихотворении Якова Козловского:

        БОЮСЬ

Я снова сам себе перечу,
Как будто сам с собой борюсь.
Боюсь, что я тебя не встречу
И встретиться с тобой боюсь.

Тобой протянутую руку
Боюсь в ладонях удержать,
Боюсь, испытывая муку,
И слишком быстро отпускать.

И снова я из странствий дальних
К тебе единственной стремлюсь,
Боюсь я глаз твоих печальных,
Но и весёлых глаз боюсь.

Боюсь – не всё во мне ты видишь,
Боюсь, что видишь без труда,
Боюсь, что скоро замуж выйдешь,
Боюсь – не выйдешь никогда.

Какие ждут меня событья?
Предвидеть это не берусь.
И о тебе боюсь забыть я,
И вспоминать тебя боюсь.

 Различают типы повторов:
               а) простое повторение слов или словосочетаний:
Отец, отец, оставь угрозы,
Свою Тамару не брани.     (М.Лермонтов)            
      
        б) анафора, симплока,  эпифора, редиф, параллелизм, ассонанс, аллитерация (с ними вы уже познакомились),
          
      в) лейтмотив - повтор особо важных элементов сюжета,

      г) рефрен — повтор предложения, фразы или строфы-куплета в песнях.
«Идёт-гудёт Зелёный Шум,/ Зелёный Шум, весенний шум!» - этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения Н.Некрасова «Зелёный Шум».
      
       д) плеоназм — излишнее повторение однородных слов и однородных оборотов (приснилось во сне, побежал бегом, курносый нос...): 

       е) тавтология — повторение тождественных по смыслу слов, крайняя степень плеоназма:
                Тень нахмурилась темней... (Ф.Тютчев)
               
  Повтор может стать элементом кольцевой композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми словами, как, например, в «Звезде полей» Н.Рубцова.

   Среди синтаксических выделяют
                РИТОРИЧЕСКОЕ  ФИГУРЫ. И это: 

      РИТОРИЧЕСКИЕ  ОБРАЩЕНИЯ, как в стихах Светланы Петровской:

Ветер, ты мне друг или враг?
Мы с тобой давно заодно!
Вечера взметнув чёрный флаг,
Ветер пьёт заката вино.

С крыльями тебе повезло,
А мои — как шелест страниц...
Ветер, ты зачем мне назло
Ввысь бросаешь радостных птиц?

   В первой строфе есть ещё одна  фигура — РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.

Другой пример восклицаний: посмотрите, как  необычно -  многочленно - выражает свою экспрессию  В.Брюсов:

Не дойти мне! не дойти мне! я устал! устал! устал!
Сушь степей гостеприимней, чем уступы этих скал!

Всюду камни, только камни! мох да голая сосна!
Грудь гранита, будь мягка мне! спой мне песню, тишина!

       РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС  вовсе не требует ответа, у него только эмоциональное значение, наполненное чувствами да краёв, как в стихотворении Вероники Тушновой:

Знаешь ли ты,
что такое горе,
когда тугою петлёй
на горле?

     В  поэзии  необязательно до конца раскрывать свои мысли и чувства.
Недоговорённость, недосказанность — это тоже особая стилистическая фигура.

     УМОЛЧАНИЕ. Его главная цель — дать возможность слушателю или читателю  додумать (или придумать) свою версию происходящего. На письме умолчание обычно обозначается многоточием, в устном произнесении — долгой паузой.

     Яркий пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и  сильные чувства, — в стихотворении И.Бунина:

В лесу, в горе, родник живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике берёзовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской  нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!

   Что примиряет поэта с «рабской нищетой» Руси? О чём говорят его сердцу крест и  ковшик, заботливо оставленный у родника? Подумайте об этом и вы, дорогие читатели.
             
    К умолчанию примыкает  ЭЛЛИПСИС (ЭЛЛИПС) — пропуск подразумеваемого слова.  В отличие от умолчания, пропущенное слово в эллипсисе легко восстанавливается  в данном контексте. При этом  вся интонация строки становится более  энергичной, упругой. Пропускается чаще всего глагол, придавая тексту  динамичность.

    В речи эллипсис  - это короткая пауза, на письме — тире (или без него).  Примеры:

К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон — и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог даёт.                (Д.Давыдов)
   
   В литературоведении вы  встретите  такие термины, как АСИНДЕТОН (бессоюзие) и ПОЛИСИНДЕТОН (многосоюзие). Первый приём усиливает динамику, как в  описании Полтавской баталии у А.Пушкина:

Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет...

   Второй замедляет речь, но в то же время  подчёркивает единство перечисляемого:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.    (А.Пушкин)

     ХИАЗМ (от греч. «chiasmos» - крестообразный) – стилистическая фигура,  перестановка слов на фоне  параллельного построения предложений: в первой половине хиазма слова расположены в одной последовательности, а во второй – в обратной. По принципу хиазма построены две первые строки в стихотворении  А.Блока:
                Жду я холодного дня,
                Сумерек серых я жду.
                Замерло сердце, звеня:
                Ты говорила: «Приду…»               

    Инверсия главных и второстепенных членов делает вторую строчку зеркальным отражением первой. И это необычно красиво и выразительно.

                Продолжение на:  http://www.proza.ru/2017/10/03/2026