Житуха

Виктор Балдоржиев
За большим окном, кружась, валила с неба снежная арахна, В белой тьме города спешили куда-то мрачные люди. Утопая в продавленном диване художественной мастерской, уставленной вазами с высохшими злаками, подрамниками, мольбертами и размалёванными холстами, я упоённо беседовал с Бенвенуто Челлини, который рассказывал мне о себе со страниц своей книги «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Шёл 1560-й год. Бенвенуто с  жаром говорил об обороне Рима, убийстве ювелира, о том, как делал портретную медаль Франциска I, о бегстве из замка Святого Ангела, о видении им солнце с Иисусом Христом посередине и появлении за ним девы Марии с ребёнком на руках… Затем в его живом описании появился французский двор в Фонтенбло, где он, в 1540 году, работал над солонкой Франциску I. Особенно интересен был его рассказ о технике бронзового литья. В этом месте я попросил его остановиться и поведать подробнее, на что он, будучи великим мастером, а потому всегда помнившим о своём деле, живо согласился и задумался, сосредотачиваясь на деталях…
Загрохотала и загремела тяжёлая железная дверь, появился весь запорошенный снегом лохматый Серега, хозяин этой мрачной мастерской, уставленной также и книгами. Он поставил на стол две бутылки с мутной жидкостью и, отряхивая с одежды снег, хрипло и весело сказал:
- Бросай, Витька, книгу. Водки не добыть, но самогонкой разжился… В магазинах – будто под метлу всё вымели. Чую, будет у нас житуха в 1991 году. Проживём, брат.
Техника бронзового литья откладывалась. Недоумённый Бенвенуто испарился, уверенно забулькал самогон. Начиналась житуха.

9 апреля 2022 года.

На снимке: Солонка "Салиера", сделанная Бенвенуто Челлини для Франциска Первого в 1540-1543 годах.