Брак без согласия

Григорий Кузнецов
               

Командир роты капитан Угрюмов важно прохаживался перед небольшим строем солдат. Он проводил инструктаж перед их отправкой в колхоз на заготовку картошки для столовой гарнизона. Половина военнослужащих осенью подлежала увольнению и дата этого радостного для них события зависела от того объёма работы, который им предстояло выполнить.
-Жить будете в деревне, поэтому напоминаю, что вы представляете частицу Советской Армии, и от вашего поведения зависит, какое мнение сложится у населения о всех нас. Жить по уставу, c подъёма до отбоя. Я буду периодически приезжать, нарушителей будем отправлять в часть и жестко наказывать. У кого есть вопросы ко мне?
Стояла мёртвая тишина, да иначе и быть не могло. Какие вопросы, когда каждый солдат в данную минуту думал лишь об одном: скорее покинуть пределы части, и вырваться на свободу.
-Вольно! Разойдись.
Солдаты, обгоняя друг друга, побежали к машине, которая стояла возле казармы. Грузовик медленно тронулся с места и направился к КПП части. Вот и городская улица, по тротуарам которой шли прохожие, среди них были и девушки. Солдаты махали им, стараясь привлечь к себе внимание. В кузове сидел командир взвода, поэтому выкрикивать никто и не осмелился.
-Товарищ старший лейтенант, разрешите спеть песню?
-Пойте, только строевые. Понятно?
Все дружно запели «Катюшу». Прохожие махали вслед грузовику. Наконец-то выехали за город и солдаты без команды прекратили петь. Здесь на их песни некому было обращать внимания, стало неинтересно. А вот душа каждого сидящего в кузове ликовала, вот она свобода, не надо ходить строем, заступать в наряд. Были одни плюсы. Особо торжествовал рядовой Вареник, у него на то были основания. Он был из числа тех, кто подлежал после заготовки картошки увольнению. Однажды во время службы, будучи в увольнении познакомился с девчонкой, которая жила недалеко от расположения части. Частенько он убегал в самоволки к своей возлюбленной. На последнем свидании она заявила ему, что забеременела от их встреч. Неделю он ходил за ротным, уговаривал, чтобы его направили в командировку, хотел исчезнуть из поля её зрения. А вот командиру взвода было не до веселья. Он только недавно женился, и предстоящая разлука с молодой женой наводила на него тоску.
После двухчасовой тряски по ухабистой дороге приехали в деревню, ещё на подъезде начали петь. Внимание деревенских жителей было на несколько порядков выше, чем горожан. Следом за грузовиком бежали ребятишки, некоторые преследовали автомобиль на велосипедах. Машина двигалась со скоростью, сравнимой с медленно бегущей лошадью. Подъехали к колхозной конторе, где их уже поджидали. Всех разместили в колхозном амбаре, правда, кровати стояли в один ярус, на которых уже лежали матрасы, одеяла и разноцветные подушки - перовые, не ватные, как в части. Постельное бельё солдаты привезли с собой, и поэтому быстро начали занимать кровати и заправлять их. Пол в амбаре был глиняный, это понравилось всем, не надо мыть дневальному. Командиру взвода отвели место в углу за ширмой, где стояла широкая кровать с двумя большими подушками и была уже заправлена. Командир взвода вывесил график дежурства. Дневальный заступал на сутки: днём подметал пол, ночью дежурил у входа, где висел керосиновый фонарь. Возле амбара уже толпились деревенские ребятишки, прибывшие без приглашения.
В первый вечер посетили сельский клуб, посмотрели фильм и сразу направились к амбару. Спели пару строевых песен, чем вызвали переполох у деревенских собак. Легли спать по распорядку, хотя на небе, скучая, бродила яркая проказница луна. Командир взвода закрыл дверь снаружи и вместе с дневальным уговаривал сельскую молодёжь разойтись по домам, доходчиво объясняя незваным гостям, что солдатам завтра нужно рано вставать и работать в поле. Здесь же топтался и местный гармонист, который с озорством и лихостью играл на гармошке, тем самым будоражил души солдат. Только к полуночи стала расходиться по домам деревенская молодёжь, а вместе с ними пропал и командир взвода. Возвратился только под утро с первыми петухами, пояснив дневальному своё отсутствие болью в животе от жирной колхозной пищи. Правда, солдат помог устранить командиру замеченные недостатки: на белом подворотничке виднелись ярко выраженные следы губной помады. Разлука с молодой женой, наверное, уже и не наводила тоску.
Утром, сытно позавтракав в колхозной столовой, солдаты поехали в поле копать картошку. Одно отделение из «дембелей», второе из молодых солдат. Норма у всех была одна, за рабочий день нужно было выкопать по машине картошки. Обед привезли прямо в поле: наваристый борщ с мясом, вместо чая молоко, пей, сколько захочешь. Солдаты как дети радовались такой сытной, домашней еде. Физическая нагрузка первого рабочего дня давала о себе знать, но молодость брала своё. На предложение командира взвода посетить сельский клуб после работы, по желанию, согласились все, кроме одного рядового Чумакова.
-Товарищ старший лейтенант! Разрешите я лучше посплю? Устал я на картошке.
-Отдыхайте Чумаков, неплохо бы и другим взять пример с тебя. В 24 часа всем отбой, я проверю, нарушителей отправлю в часть.
Командир взвода исчез незаметно, словно испарился, но солдатам его исчезновение было на руку. Они тут же направились в сельский клуб, остался дневальный с кислой гримасой на лице и Чумаков, который сразу уснул как медведь в берлоге.
Командир взвода, старший лейтенант Свиридов, своё обещание выполнил. Возвратившись в два часа ночи, в амбаре, кроме спящего Чумакова, никого не обнаружил. Дверь была завязана на верёвочку. Ближе к утру, солдаты заняли свои кровати и спали крепче Чумакова.
Утром взводный воспитывал солдат с пеной у рта, выкрикивал неуставные слова, но докладывать в часть не стал, вдруг дойдёт до молодой жены слух о его губной помаде. В пример ставил Чумакова, объявил ему благодарность. Агитатор взвода, оставшись за дневального, от нечего делать, выпустил боевой листок, в котором расхвалил рядового Чумакова за самоотверженный труд и примерную дисциплину. Пожелал ему на уборке картофеля получить достойную награду Родины, выше, чем благодарность.
Было бы счастье, да несчастье помогло. К обеду пошёл проливной дождь и не выспавшиеся солдаты после сытного обеда спали как убитые, набираясь сил для следующей атаки на сельский клуб. Взводный с грустью посматривал на деревенскую улицу, дом, в котором жила зазноба. Посетить её без приглашения не решился, посмотрел на спящих и, от нечего делать, завалился спать за ширмой на «тёщиных» подушках, чувствовалась усталость от хороших объятий в гостях у подруги.
Покой спящего царства нарушила любимая девушка рядового Вареника. Она непонятно как отыскала солдат, свалилась, словно с небес. Среди спящих солдат прибывшая невеста легко отыскала любимого самовольщика. Присела на край кровати, дотронулась холодной рукой к его щеке. Рядовой Вареник, открыв глаза, чуть не закричал, увидев Наташу, словно перед ним сидела Баба Яга. Сначала потерял дар речи, но затем бессвязно забормотал:
-Ты откуда взялась, как ты нас нашла? Ух! Ну, надо же, как напугала!
- Витя, почему не сказал мне, что едешь в деревню на уборку?
Рядовой Вареник ещё долго был в ошеломлении от визита Наташи. Она подробно, толково объяснила командиру взвода причину своего приезда и остановилась на постой в соседнем домике, рядом с амбаром. Вареник ходил сам не свой, не знал, как ему быть.
Третий год службы подходил к завершению, хотел уволиться после уборки и смыться домой на Украину. Наташа же настойчиво требовала, чтобы он женился на ней, так как она в положении от него. Тогда рядовой Вареник разработал план действий и немедленно приступил к его осуществлению. Он вытащил военный билет из нагрудного кармана гимнастёрки рядового Чумакова, чтобы оформить своё вступление в брак по его документу, а свой подложил ему. Фотография в военном билете за годы службы пожелтела, вытерлась до неузнаваемости, да и внешний вид молодого солдата изменился за это время. Тихо, без каких либо торжеств, на следующий день сходил рядовой Вареник с Наташей в сельсовет. По дороге объяснил ей, что имя его Пётр, так как при знакомстве слукавил, не положено разглашать свою личность по инструкции. Фамилию его Наталья не знала, поэтому оправданий не последовало. Так и появился штамп в её паспорте, где был указан муж Чумаков Пётр. А в военном билете Чумакова жена Чудова Наталья. В этот же день армейский донжуан проводил молодую жену домой, соврав, что жениться солдатам запрещено, что ей следует уезжать, чтобы не дошло до командира части. Довольная Наташа отправилась восвояси. А рядовой Вареник обратно поменял военные билеты. Теперь рядовой Чумаков стал женатым человеком, не зная этого, как говорится, без меня меня женили.
Вечером солдаты заспешили в клуб, посмотрели фильм, а когда клуб закрыли, воротились в расположение, бродить по грязным, тёмным улицам не нашлось желающих. Командир взвода отсутствовал по причине хорошего гостеприимства хозяйки. Один Чумаков спал в амбаре. Солдаты решили над ним пошутить. Спящего его перенесли вместе с кроватью к глухой бабульке, которая жила через дорогу. Поставили кровать на кухне, и ещё долго далеко за полночь было слышно, как амбар сотрясался от смеха.
Командир взвода на утреннем подъёме не обнаружил рядового Чумакова.
-Дневальный! Где Чумаков?
-Товарищ старший лейтенант, я ходил в туалет, что-то живот заболел, видимо он воспользовался моим несчастьем и в это время ушёл в самоволку.
-Где же его кровать, он что, ушёл вместе с ней?
-Наверно, невеста бедная, вот и унёс кровать.
Солдаты стали подначивать.
-Вот Вы расхвалили Чумакова, в пример нам ставите, а он подвёл Вас.
-Шутки в сторону. Дневальный! Чтобы через полчаса Чумаков был на месте.
В это время через дорогу с клюкой в руке семенила бабушка, обходя лужи. Медленно подошла к амбару, осмотрелась.
-Кто из Вас командир? Там солдатик спит у меня в избушке, видно его обижали, вот и пришёл ночью, но когда, я не слышала.
Солдаты громко смеялись, а командир крикнул дневальному так громко, что вздрогнула даже глухая бабулька.
-Бегом за Чумаковым. Я сегодня устрою вам весёлую жизнь, будет не до смеха.
Время пролетело незаметно. План по заготовке картофеля был выполнен. В сельском клубе по случаю отъезда солдат правление колхоза устроило торжество. Всем вручили подарки, грамоты. Только у молодых солдат было горестное настроение. Впереди служба, казарма. Солдаты, подлежащие после уборки демобилизации, улыбались. Многие из них подружились с местными девчатами. Беспокойно вёл себя рядовой Вареник, думая о том, как ему уехать домой, незамеченным Наташей, будь его воля, он бы уехал прямо из деревни. Когда машина медленно тронулась с солдатами под возгласы провожающих, ребятишки опять преследовали машину, а девчата махали руками, некоторые из них оросили слезами платочки.
Рядового Вареник сразу по прибытию в часть вызвали в штаб. Начальник штаба показал телеграмму, которая прибыла два дня назад. Военный комиссар города, где жили его родители, ходатайствовал уволить солдата по случаю болезни матери. Радость переполняла душу солдата, это он отправил письмо, попросил, чтобы родители подсуетились. Начальник штаба срочно готовил документы к увольнению Вареника. В это время Наташа пришла в часть и обратилась к командиру. Она показала свидетельство о браке и попросила встречи с мужем. Командир части вызвал ротного, который глубоко засомневался, прочитав фамилию рядового Чумакова.
-Да не может этого быть, чтобы такой лопух как Чумаков женился. Ему ещё год служить.
Срочно вызвали рядового Чумакова в штаб. Как только он переступил через порог кабинета, и неуверенно доложил, прибывшая с претензиями женщина, воскликнула:
-Да это не он!
-Ну-ка, дай сюда военный билет, - потребовал командир части.
В военном билете стоял жирный штамп месячной давности, где значилась жена.
-Так это Вы, гражданка Чудова, жена Чумакова?
-Нет, нет! Это не мой муж, - закричала Наталья. - Это не он.
Рядовой Чумаков смотрел на Наташу с интересом. Затем уверенным голосом произнёс:
-Я согласен быть её мужем, она такая хорошенькая.
-Нет! Мне он не нужен. Это не он, ищите моего мужа.
Командир отправил ротного провести расследование. Капитан Угрюмов, выйдя из кабинета командира, лицом к лицу столкнулся с рядовым Вареником.
-Следуй в роту на построение, буду опрашивать, кто женился на уборке.
-Товарищ капитан, это я расписался по военному билету Чумакова.
-Ну, тогда проходи в кабинет командира части, там разберёмся.
Как только рядовой Вареник вошёл в кабинет, ему на плечи бросилась Наташа.
-Вот он! Я же говорила, что тот не мой муж…