Очищение эмоций катарсисом и легким трансом

Гадаев Алексей Вениаминович
   В психологии существует техника очищения (от англ. emotions — эмоции, freedom — свобода) от негативных эмоций, накопленных в течение жизни.
На неприятные ситуации мы можем реагировать только двумя способами — либо тут же (без промедления) выплёскивать возникшие эмоции, либо подавлять их внутри себя (и тогда возникают обиды, стыд, чувство вины, злость и т.д.).
Конечно, можно ответить хамством на хамство начальника, но тогда у нас могут возникнуть проблемы с работой, с деньгами и, в общем и целом, с выживанием… Поэтому, так уж создало человечество свою нынешнюю жизнь, что, находясь в социуме, мы вынуждены в большинстве случаев подавлять свои эмоции.
А в случае с подавленными эмоциями мы вообще ничего не понимаем и не можем четко идентифицировать ни причину своего состояния, ни наметить действия для избавления от этих страданий…

И каждый спасается как может:
кто катарсисом,
кто алкоголем,
кто наркотиками,
кто жёстким сексом,
кто спортом,
кто шоппингом,
кто компьютерными играми,
кто работой,
кто запойным чтением и т.д. и т.п.


Разрешение симптома посредством катарсиса: авторитарный подход.
Катарсис (с греческого katharsis, что означает "очищение" или "очищение" или "прояснение") — это очищение и очищение эмоций, особенно жалости и страха—с помощью легкого транса, искусства или любое экстремальное изменение эмоций, которое приводит к обновлению и восстановлению.
Так же часто человек проявляет склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Эта склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам – в психологии называют локусом контроля.
(Локус контроля - это степень, в которой люди верят, что они, в отличие от внешних сил (вне их влияния), имеют контроль над исходом событий в своей жизни.
Субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что: конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей; человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве).
Локус контроля введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам - внешний локус контроля. Человек с такой склонностью - Экстернальный тип.
Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам - внутренний локус контроля, человек с такой привычкой - Интернальный тип.
Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .
«Локус контроля» называют также "локализацией контроля волевого усилия"

М. Эриксон и Э.Росси в книге «Гипнотерапия» описали случай основного внушения: «Твое бессознательное будет знать, что делать и как это делать. Ты полностью уступишь этой необходимости и всё полностью выразишь. Когда, наконец, всё это будет завершено, ты сможешь излечиться от своей проблемы».
Это означает, что бессознательному пациента было дано время, чтобы оно могло выносить идею излечения, чтобы его сознательные структуры забыли об окружающем в пользу внутренней активности, то есть назначение бессознательному пациента локус терапевтического изменения.
Это означает, что обычные сознательные структуры пациента были внезапно депонтенциированы шокирующим авторитарным заявлением: «Заткнись ты со своим сознательным разумом и его дурацкими просьбами о лечении, и пусть твой бессознательный разум занимается своей задачей!».
Этого было достаточно, чтобы вызвать необычайно сильный и продолжительный катарсис, который оказался средством разрешения психосоматического симптома пациента, а так же поразительного изменения и созревания его личности в целом.
«Без дерзостей»
Пьерто в возрасте около двадцати пяти лет вынужден был оставить работу в симфоническом оркестре, поскольку по непонятным причинам у него распухла нижняя губа. Это случилось сразу после ссоры с дирижером оркестра. Его отец, профессиональный пекарь, привыкший много работать, имел колоссальные амбиции в отношении сына. Поскольку мальчик очень рано начал проявлять острый интерес к музыке, отец решил сделать из него знаменитого музыканта. Таким образом, в три года мальчика научали обучать игре на фортепьяно, а отец выбрал еще и флейту для сына. Считалось, что отец всегда прав, за исключением тех случаев, когда сам признавал ошибки. Он рано усвоил выражение «Без дерзостей!» и все его варианты, и оно стало его стандартным повседневным клише. Никто даже не осмеливался ему дерзить: постоянная хвальба – вот что было характерно для каждого отчёта о ежедневных делах семьи и для их отношений.
Пьетро после прослушивания пригласили первым флейтистом в известный оркестр, и играл в оркестре более двух лет. Затем пришел новый дирижер, с которым из-за его склонности к резкой критике и властной манеры, у Пьерто сложились конфликтные отношения с дирижером. Однажды на одной из репетиций дирижер обвинил его в ошибке, и когда он попытался ему возразить , дирижер сказал, что не желает слышать от него дерзости. На следующей репетиции нижняя губа Пьетро слегка раздулась. И играл он плохо. Когда он попытался это объяснить, дирижер снова резко сказал ему: «Я больше не хочу выслушивать твои дерзости – или можешь увольняться». Пьетро страшно негодовал по этому поводу, но так и не осмелился как-либо выразить своё негодование. Он также не осмелился сказать об этом отцу. Через месяц его губа распухла настолько, что он был вынужден уволиться.
Эриксон при лечении пациента ввел его в легкий транс и внушил ему, что причина распухания губы чисто психологическая, что это можно вылечить, поскольку это является внешним проявлением глубокой и непреодолимой потребности его бессознательного разума выразить поведение, которое подавлялось, игнорировалось, оставалось без внимания и сознательно запрещалось все эти годы. Ему было сказано, что его бессознательное должно полностью выразить себя, каким бы пугающим и иррациональным ни казалось такое выражение. Более того, его бессознательное будет знать, что делать и как это делать, а ему самому надо просто уступить этой потребности и полностью выразить её перед Эриксоном.
И когда это будет сделано, он сможет полностью освободиться от своей истинной проблемы. Внушения Эриксоном делались весьма выразительно и неоднократно, по возможности в авторитетной и авторитарной манере. Этот чрезвычайно авторитарный подход был сочтен целесообразным, поскольку в нём утилизировался весь предыдущий жизненный опыт пациента и его ожидание, что эффективное руководство всегда приходит в авторитарной форме. Эриксон просто утилизировал его ожидание авторитарности.
Когда пациент в назначенное время явился в кабинет на следующее интервью, он сразу попросил какое-нибудь лечение для своей губы. И ему выразительно было сказано: «Заткнись ты со своим сознательным разумом и его просьбами о лечении и позволь своему бессознательному заняться своей задачей!» Его ответом стал неистовый гнев. Он вскочил со стула и стал громко язвительно обличать Эриксона в том, что тот жалкий некомпетентный представитель своей низкой профессии, который, чтобы выразить свое мнение, не скупится ни на сквернословие, ни на оскорбления. Этот приступ гнева овладел им на целый час. И когда прошел ровно час. Ему было строго сказано: «Теперь твое бессознательное может заткнуться, а в следующий раз оно продолжит чётко в назначенное время и выполнит работу лучше и более тщательно. Сейчас же покинь кабинет».
На следующий сеанс он пришёл четко в назначенное время и, как только закрыл за собой дверь, сразу же принялся за обличительные речи. Интервью было закончено точно таким же образом, как и предыдущее, и этой схемы придерживались, по сути, в течении девяти месяцев, по два часа каждую неделю, за исключением того. что раз в месяц ему произвольно сообщали, что следующая встреча будет другой – больше никакой информации не давали. Однако когда в этих случаях он приходил в кабинет автора, от него сразу же требовали обсуждать такие отдельные темы, как смысловая значимость музыки, что чувствуют и ощущают оркестранты во время и после концерта, как исполнитель выражает свои эмоции, переживания надежды и страхи в своей игре.
Наконец в один из дней, он почти в конце часа, в какой-то из своих тирад он впервые упомянул об отце, заявив: «Если бы вы были моим отцом…» И сразу испуганно замолчал, вяло сел и, переведя дыхание, продолжил: «Но вы не мой отец, вы – не мой отец, вы – не мой отец». И тогда ему было сказано дружелюбным тоном: «Нет, я не твой отец. Твоё бессознательное обращается ко мне, говорит вещи, которые помогли бы тебе понять твои чувства в отношении твоего отца. Теперь, когда ты высказал всё, что накопилось в тебе за много лет, твоя губа сможет выздороветь. Ты отдал мне всю дерзость, которую ты никогда не осмеливался кому-либо отдать и которую хранил в себе. Ты свободен, тетерь твоя губа будет здоровой. Единственно, что тебе нужно сделать, это посмотреть на своего отца и увидеть его так. как один мужчина смотрит на другого. Теперь ты вырос. Просто скажи своему отцу, что ты хочешь чувствовать и желать, но ограничиться только тем. что он в состоянии понять. То, что он понять не сможет, говорить не нужно». Пациент решил отчитываться только перед самим собой и перестанет во всем подчиняться отцу.
Через месяц губа пациента пришла в норму.