Разворот над Атлантикой

Александр Русин
24 марта исполнилась очередная годовщина начала бомбардировок Югославии силами НАТО - бомбардировок, которые многим в нашей стране открыли глаза на сущность Альянса и США. И не только в российском обществе, но и в Кремле.

Возможно именно эти бомбардировки предопределили всю дальнейшую политику России в отношении Запада, США и НАТО. И привели в конечном итоге к началу спецоперации и "большому разрыву".

24 марта 1999 года в знак протеста действиям НАТО Евгений Примаков совершил исторический разворот своего самолета над Атлантикой, который имел далеко идущие последствия и стал отправной точкой для большого разворота всей  российской политики.

Российская политика после 24 марта 1999 года еще долго сохраняла прозападный характер, но она уже не была настолько проамериканской, как прежде.

24 марта 1999 года условно можно считать днем окончания 10-летнего периода всецело-проамериканской политики России. Периода, который начался еще при Горбачеве.

Это был 10-летний период постоянных уступок Западу, период отказа России от военного присутствия в Европе, период добровольного одностороннего разоружения.

Началом проамериканского периода можно считать объявленный Горбачевым в 1989 году план одностороннего сокращения вооруженных сил, в рамках которого в том же году начался вывод ГСВГ (группы советских войск в Германии).

Политическое руководство СССР отводило и разоружало советскую армию под устные обещания США не расширять НАТО на восток.

Вслед за выводом ГСВГ и объединением Германии (по сути ликвидацией ГДР) последовало разрушение СССР, раздел Черноморского флота, вывод ядерного оружия с территории Украины и целый ряд других военных уступок.

Закрывались и консервировались советские военные базы, снимались с боевого дежурства наиболее современные ракеты РВСН, отправлялись на металлолом недостроенные военные корабли. И даже некоторые из достроенных.

Так продолжалось до 24 марта 1999 года, когда в Кремле увидели, как США и НАТО поступают со странами, не способными дать военный отпор силам Альянса.

В этот день в Кремле столкнулись с тем неприятным фактом, что США не собираются учитывать интересы России и договариваться, когда речь идет о военных планах НАТО.

Ельцин пытался убедить Клинтона отказаться от применения военной силы в Югославии, но "друга Клинтона" мнение "друга Бориса" по этому вопросу уже не интересовало.

Неприятным сюрпризом для Кремля стало и то, что НАТО для осуществления военной операции на территории чужой страны не требуется даже мандат ООН. Это стало прецедентом, который ясно показывал - место России в Совбезе ООН недорого стоит, если оно не будет подкреплено военной силой.

Так закончился период бесконечных военных и политических уступок России в пользу США и стран Запада - в Кремле осознали перспективы этого пути.

Когда Евгений Примаков совершил свой знаменитый разворот над Атлантикой - это был не просто символичный жест в знак протеста по поводу начала бомбардировок Югославии.

Вся российская политика начала медленно, но необратимо разворачиваться - переходить из состояния полного доверия Западу в состояние настороженности, подозрительности и сомнений насчет планов и намерений США и НАТО.

Разворот российской политики произошел не так быстро, как разворот самолета Евгения Примакова. Инерция прозападных настроений в российском обществе, особенно в элите, была настолько велика, а произошедшие в 90-е годы изменения в экономике были настолько глубоки и разрушительны, что полный разворот занял долгие 23 года.

Но он совершился.

И начался этот разворот именно тогда.

Случайно ли, что именно после бомбардировок Югославии, в середине 1999 года, Ельцин определился с кандидатурой своего преемника, которым стал Путин?

Не либеральный демократ Немцов, который был в то время довольно популярным политиком, молодым, энергичным, пользовался поддержкой и по своим взглядам был весьма близок к раннему Ельцину, безоглядно верившему в торжество западной демократии.

Не стал преемником и Явлинский, тоже довольно популярный политик прозападных взглядов, демократ до мозга костей, с опытом парламентской работы, лидер популярной на тот момент демократической партии.

Были и другие политики из демократического лагеря, которые могли бы стать преемниками Ельцина чтобы дальше нести знамя либеральной демократии по пути безоговорочной интеграции (читай капитуляции) России в западный мир.

Но преемником был выбран именно Путин - на тот момент даже не политик, а скорее аппаратчик. В прошлом комитетчик, сотрудник КГБ. В 1998-1999 директор ФСБ. К началу "операции преемник" не имевший никакого рейтинга, никакой поддержки, практически никому неизвестный.

Выбор преемника был, конечно же, не случаен.

Насколько повлияли на выбор Ельцина именно события в Югославии, когда НАТО, наплевав на позицию России и не имея мандата ООН, больше 2 месяцев бомбило страну в центре Европы и уничтожило почти всю инфраструктуру? Не знаю, может ли кто-нибудь точно ответить на этот вопрос.

Но я думаю, что события в Югославии на выбор преемника оказали самое непосредственное влияние.

Можно как угодно относиться к Ельцину и его роли в истории России, но он был не глупым человеком. И к 1999 году был весьма опытным политиком.

Ельцин не мог не понимать, что означают действия США и НАТО в отношении Югославии и что со временем, если ничего не предпринимать, очередь "получить заряд американской демократии" дойдет и до России.

Поэтому рискну предположить, что действия США и НАТО в Югославии заставили Ельцина и его команду крепко задуматься о внешней политике, об отношениях с Западом и о возможности в дальнейшем доверять Западу так же, как они доверяли раньше.

И эти размышления вместе с другими предпосылками привели Ельцина именно к кандидатуре Путина в качестве следующего президента.

И в следующие 20 лет Путин на посту президента, затем премьера, а затем снова президента - осуществил большой и окончательный политический разворот России. Разворот, который начался 24 марта 1999 года над Атлантикой с маленького маневра Евгения Примакова.

И если все эти рассуждения верны - сегодня настал тот момент, когда США пожинают плоды бомбардировок Югославии.

Не начни НАТО бомбардировок Югославии в 1999 году - кто знает, может быть преемником Ельцина стал бы Немцов или Явлинский. А вслед за ними - Ходорковский или Прохоров. И никакой спецоперации ВС РФ на Украине не началось бы в принципе. Вместо этого там стояли бы уже базы НАТО. И не только на Украине, но и в Крыму. И не только в Крыму, но и в России.

И была бы Большая Европа от Лиссабона до Владивостока под контролем США и НАТО. И богатствами Сибири прирастала бы Америка. И был бы новый миропорядок с единым и неоспоримым мировым гегемоном, каким видят себя в Вашингтоне.

Но сенатор Джо Байден и госсекретарь Мадлен Олбрайт пожелали уничтожить Югославию. А президент Клинтон очень хотел замять скандал с Моникой Левински. И бомбардировщики НАТО сбросили на Югославию несколько тысяч тонн американской свободы и демократии.

А Евгений Примаков сделал символический разворот над Атлантикой и в Кремле крепко задумались о своих перспективах. И Ельцин выбрал своим преемником Путина. Который в следующие 23 года осуществил большой политический разворот.

И теперь новый миропорядок станет уже совсем не таким, каким его хотели видеть в Вашингтоне.


09.04.2022