Белореченское благочиние РПЦ

Александр Бабич
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДОВ
 БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОЙ И КУБАНСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

«Я создам церковь Мою
и врата ада не одолеют ее...»
(Мф: 16: 18-18).

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период в Белореченском районе Краснодарского края, после вакханалии массового закрытия в 1930-е годы, возрождались и действовали следующие храмы и молитвенные дома: Свято-Успенский молитвенный дом в г. Белореченске, Свято-Николаевский молитвенный дом в селе Великовечном, Свято-Покровский молитвенный дом в с. Воронцово-Дашковском, а также молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы в станице Пшехской и Св.-Покровский храм в станице Черниговской. К сожалению данных по ст. Пшехской в архиве не обнаружено, однако есть материал о деятельности приходов других вышеперечисленных населенных пунктов Белореченского района.
В данной статье предпринята попытка раскрыть некоторые аспекты событий, связанных с возрождением и деятельностью православных приходов, расположенных на территории Белореченского района Краснодарского края в указанный период. Кроме этого, в статье публикуется краткая информация о Свято-Покровском храме в станице Белореченской, действовавшем в дореволюционный период, так как автор не мог обойти стороной данные, обнаруженные им в Ставропольских епархиальных ведомостях и других исторических источниках, хранящихся в Государственном архиве Краснодарского края.


§ 1. Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в ст. Белореченской.

Молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Белореченской Кубанской области был построен «тщанием прихожан» еще в 1863 году, и представлял из себя деревянное здание крытое камышом. Рядом, на деревянных столбах, размещались колокола.
22 августа 1881 года вышло распоряжение епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа (Осецкого), в котором разрешалось освятить «новоустроенную в станице Белореченской» Кубанской области «церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы». 20 сентября 1881 г. церковь была освящена [1].
Храм в станице Белореченской был деревянным и строился на пособие от Кубанского казачьего войска в размере 10 000 рублей [2].
В Кубанских календарях имеются данные о том, что в последней трети XIX в Свято-Покровском храме станицы Белореченской служил священник о. Петр Иванович Успенский (не позднее 1875 г. – до 1899 г.) [3].
В Ставропольских епархиальных ведомостях за 1875 год есть данные о том, что священник Петр Успенский, будучи в то время настоятелем прихода в ст. Белореченской, 3 мая 1875 года окрестил в православную веру помещика Кубанской области, отставного губернского секретаря Султана Мурад Гирея, во время пребывания его в ст. Белореченской, по причине внезапно постигшей его сильной болезни. При этом Султан Мурад Гирей объяснил, что «обращаясь с малолетства между православными христианами в Пажеском корпусе, где [он] получил воспитание, а затем и на службе, он давно был расположен в пользу Православной Христианской Церкви» [4].
Кроме этого, из дневника епархиального миссионера К.А. Попова, мы узнаем о том, что священник станицы Белореченской о. Петр Успенский, добрый и приветливый батюшка, проживал в довольно «странном», на его взгляд, помещении, напоминавшем скорее ветхий почерневший амбар, чем жилье. На крыше этого амбара «растет трава, внутри там и сям подпорки, для скрепы разошедшихся стен и переборок проложены железные полосы, пол, точно театральные подмостки, живой, ходячий, дырявый, сквозь который можно провалиться и исчезнуть, Бог весть в какое подземелье. К дому понастроен целый лабиринт разных миниатюрных каморок, точно кельи в монастыре, с особыми входами и исходами, которые то углублены в землю, наподобие каких-то пещер, то идут выше, кверху...».
Сам о. Петр человек вдовый, живущий в окружении взрослых «чад и домочадцев», любил копаться в земле, работать в саду и читать газеты. Его доброта и бескорыстие были известны всему приходу. Незадолго перед приездом епархиального миссионера, он присоединил к православию одного старообрядца и дал ему 30 рублей денег, так как этот человек был практически лишен всех средств к существованию, поскольку родители выгнали его из дома.
По словам миссионера, старообрядцы в станице Белореченской были представлены в основном поморцами-беспоповцами и, из их среды, на правах единоверия, к православию на тот момент уже присоединилось несколько десятков человек, озабоченных теперь устройством в станице единоверческой церкви, действительно построенной в станице в 1892 г. (Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 372-373).
Из обращенных в единоверие епархиальный миссионер упоминает урядника Григория Иванова, который любил читать книги и вести беседы со старообрядцами, а также бывшего представителя австрийского направления старообрядчества Терентия Касилова, прекрасно владевшего пером и публиковавшего статьи в Ставропольских епархиальных ведомостях и «Братском слове» [5].
Так, в Ставропольских епархиальных ведомостях за 1898 год Т. Касилов опубликовал статью о пребывании иконы Святого Благоверного Князя Михаила Тверского в станице Белореченской и о присоединении православию старообрядца и баптиста. Из статьи Касилова, написанной живым и образным языком, мы узнаем о том, что икона Благоверного Князя Михаила Тверского прибыла в станицу Белореченскую 25 ноября 1898 года из станицы Ханской и, несмотря на непролазную грязь, была встречена причтами обоих православных церквей станицы Белореченской – православной (Св.-Покровской) и единоверческой (Св.-Успенской), причем среди собравшегося народа было также много и старообрядцев. В ночь с 25 на 26 ноября в Св.-Покровской церкви было совершено всенощное бдение, а утром, 26 ноября, Божественная Литургия, в которых принимали участие сопровождавшие икону монахи и местное духовенство. 3 декабря икона была торжественно перенесена из Покровской церкви в Успенскую, в которой также были совершены всенощное бдение и Божественная литургия (4 декабря). «Умилительно было богослужение, - сообщал Т. Касилов, - особенно когда духовенство в составе двух иеромонахов оо. Леонида и Иоанна, единоверческого священника, и двух диаконов, вышли из алтаря на величание св. Страстотерпца Благоверного Князя Михаила Тверского; это было что возвышенное и небывалое еще в этой церкви, так что невольно располагало к усердной молитве многочисленных богомольцев; при этом умилительном богослужении присутствовало несколько старообрядцев и один из них на клиросе помогал петь величание...».
На следующий день, 5 декабря к Терентию Касилову пришел старообрядец австрийско-поповского толка Михаил Карелин, изъявивший желание, в день пребывания в станице Белореченской святой иконы соименного ему святого, присоединиться к православной церкви.
6 декабря, перед началом Божественной литургии, причтом Успенской единоверческой церкви, в память пребывания иконы Св. Благоверного Князя Михаила Тверского, совершено было присоединения из раскола к православной церкви двоих лиц: мещанина Черниговской губернии Михаила Карелина, 28 лет от роду, и девицы Ксении Старченковой, 16 лет. После присоединения о. Косьма Кожанов сказал нравоучительное слово к присоединенным. Во время литургии присоединенные стояли с зажженными свечами перед амвоном  и усердно молились, затем они сподобились принять впервые таинство святого причастия, после чего радостно возвратились в свои дома. В это же время в Св.-Покровской церкви был присоединен к православия один из самых убежденных баптистов, крестьянин Мефодий Ничипуренко.
Эти случаи присоединения к Русской Православной Церкви, несомненно, отражали действие Промысла Божия, направленного на спасение человечества. В этом случае весьма характерна история мещанина Карелина. Михаил Карелин в 1891 г. жил у священника г. Екатеринодара о. Иоанна Куща, и в это время с ним велась духовная переписка. В одном из писем от 4 августа 1891 г. М. Карелин писал Т. Касилову: «Вы беспокоитесь о моем пребывании в расколе, советуете порвать узы, связующие меня с расколом. Уверяю Вас, что не пройдет много времени, это все исполнится, ибо я вполне убежден в правоте Православия и в пагубности раскола. Живя же у православного священника и посещая храм Божий, я еще более убеждаюсь в истинности Православия. Хотя старообрядцы и говорят, что православные священники не совершают литургию вполне, а только по верхам, но да заградятся уста глаголющих неправду! Эти люди, сидящие во тьме, не видят света».
По прибытии Карелина в станицу Белореченскую, к нему, в скором времени, приехали из Таганрога мать с братьями. Под влиянием родных он перестал даже и говорить о присоединении к Православной церкви. В скором времени его женили на раскольнице, причем брак их совершил старообрядческий священник станицы Ханской, а через год пошли дети, крестить которых возили в станицу Ханскую. Прошло более пяти лет, в течение которых у Касилова не было с ним разговоров о православной церкви, но вот в станицу прибывает икона Св. Благоверного Князя Михаила Тверского. Карелин принимает ее с благоговением в своем доме, вспоминает душеполезные беседы о православии, является за помощью к Касилову, и вот он – сын Святой Русской Православной церкви... [7].
В начале ХХ в. в храме ст. Белореченской служили священники: Виктор Станиславский (1900-1908 гг.); Митрофан Иванов (с 1908 г.) Григорий Яковлев (с 1915 г.) и другие [8].
В 1930-е годы (точная дата не установлена) храм был закрыт.

§ 2. Приход во имя Успения Пресвятой Богородицы
в г. Белореченске.

Деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в станице Белореченской Кубанской области был устроен в 1892 г. на средства Святейшего Синода (3000 руб.) с добавлением средств прихожан. 20 мая 1892 года вышел Указ Святейшего Синода за № 2005 об открытии в станице единоверческого прихода со штатом причта из священника и псаломщика и с назначением на содержание причта жалованья по 420 рублей в год, в том числе, священнику – 300 руб., псаломщику – 120 рублей. 1 ноября 1892 г. храм был освящен [9].
Известно, что в единоверческой Свято-Успенской церкви в конце XIX – начале XX вв. служил священник-миссионер Косьма Петрович Кожанов [10].
В 1930-е годы (точная дата не установлена) храм был закрыт, однако во время гитлеровской оккупации, в 1942 году, приход был возрожден, и Богослужения начали проводиться в помещении дома «соцкультуры» (возможно, в переоборудованном в 1930-е годы бывшем церковном здании, однако в документах эта не отмечено). Приход обновленческой ориентации в ст. Белореченской возглавил священник, затем протоиерей, Александр Алексеевич Покровский. Как становится известным из документов, о. Александр Покровский родился 18 августа 1882 г. в ст. Прочноокопской Лабинского отдела Кубанской области, русский, в 1905 году окончил Ставропольскую духовную семинарию, не судим, находился в обновленческом расколе, в 1945 году покаялся, после чего был принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви. До 1937 г. служил последовательно псаломщиком, диаконом и священником; в период с 1937 по 1941 гг. – на гражданской работе, затем вновь вернулся к иерейскому служению. В Свято-Успенском приходе станицы Белореченской о. Александр служил до 1954 г., затем его перевели в Свято-Вознесенский храм станицы Курганной. Умер о. Александр  в 1955 г. [11].
После освобождения станицы Белореченской в 1943 г. Свято-Успенская община была переведена в другое здание, приобретенное общиной у Ростовцевой Матрены Егоровны, по улице Клубной, 37, в соответствии с договором, составленным 22 ноября 1944 г. [12].
В феврале 1953 г. вторым штатным священником в Св.-Успенский молитвенный дом был назначен протоиерей Бухарев Леонид Владимирович, а в июле этого же года – священник Скляренко Александр Иванович [13].
В документах Государственного архива Краснодарского края имеются краткие данные об этих священнослужителях.
Леонид Владимирович Бухарев родился в г. Москве 15 августа 1887 г., русский, в 1909 г. окончил Тверскую духовную семинарию, вдов, не судим, : с 1909 по 1916 гг. служил священником в Св.-Николаевской церкви в с. Белом Бежецкого уезда Тверской губернии; в 1916 г. Архиепископом Тверским и Кашинским Антонием награжден наперсным крестом; в 1917 г. Архиепископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом награжден саном протоиерея; с 1916 по 1924 гг. служил в Св. Троицкой церкви сел. Зачатьевка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии; с 1924 по 1927 гг. – во Владимирском соборе в г. Киеве; с 1927 по 1930 гг. – в Св. Успенском соборе г. Александрия Кременчугского округа; с 1930 по 1934 гг. – благочинный Медвеженского округа Старопольского края; с 1934 по 1943 гг. на частной работе; во время оккупации жил в г. Ставрополе; с 1943  по 1948 гг. – священником Рождество-Богородицкой церкви в с. Родыки Димитровского района Ставропольского края; состоял в обновленческом расколе, после принесенного покаяния принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; с 1948 по 1950 гг. – священником Св.-Николаевского молитвенного дома в с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края; с 1950 по 1952 гг. – священником Св. Николаевского молитвенного дома в ст. Некрасовской Усть-Лабинского района; с 1952 г. – в станице Ладожской Краснодарского края [14].
Александр Иванович Скляренко родился 12 декабря 1914 г. в ст. Северской Екатеринодарского отдела Кубанской области; русский; в 1928 г. окончил 7 классов неполной средней школы в ст. Северской; женат (жена Шевченко Параскева Ивановна); не судим; в обновленческом расколе не состоял; с 1929 г. работал на варенье-варочном заводе в ст. Северской Кубанского округа Северо-Кавказского края; с 1934 г. весовщиком на ж/д станции Новороссийск; с 1940 г. в Карело-Финской АССР; с 1941 г. на ж/д станции г. Краснодар; с 1942 г. – псаломщик Св.-Николаевского молитвенного дома в ст. Северской; с 1943 г. служил священником в Св.-Успенской церкви г. Новороссийска; с 1 октября 1944 г. – настоятелем молитвенного дома в ст. Привольной Каневского района; 15 мая 1947 г. перемещен в Св.-Вознесенскую церковь ст. Пластуновской; в 1948 г. перемещен в настоятелем Св.-Покровской церкви в ст. Черниговскую Рязанского района; в 1952 г. – в Св.-Успенскую церковь ст. Белореченской; 16 июня 1955 - назначен настоятелем церкви в ст. Ивановскую Красноармейского района. В 1950 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден набедренником; в 1951 г. – скуфьей [15].
В сентябре 1955 г. настоятелем Св.-Успенского молитвенного дома в ст. Белореченской назначен священник Старунов Петр Филиппович. Из анкеты иерея Петра Старунова становится известным, что родился он в 1926 году в станице Голодаевской Северо-Кавказского края (в настоящее время Таганрогский округ Ростовской области); в 1941-1943 гг. находился в эвакуации в г. Кизляре (Дагестанской АССР); с 1943 по 1946 гг. служил в РККА, сражался на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в звании гвардии младшего сержанта, в составе 123 гвардейского артиллерийского полка 53 гвардейской стрелковой дивизии на Ленинградском фронте, награжден медалью «За отвагу» «за то, что, будучи связным командира полка, в самые напряженные моменты боя, десятки раз ходил с приказаниями к орудиям прямой наводки и на передовые наблюдательные пункты невзирая ни на какой обстрел, чем способствовал своевременному открытию огня по важным огневым точкам противника», впоследствии дослужился до старшины; в 1946 г. подвергался репрессиям по ст. 73-й и 74-й в 1946 г., с 1946 по 1950 гг. находился в заключении; в 1952 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; в 1953 г. рукоположен в сан священника, служил в г. Анапе (1953-1954 гг.), затем в станице Марьянской Краснодарского края [16].
К этому времени здание Св.-Успенского молитвенного дома по ул. Клубной, 37 пришло в негодность и община обратилась с просьбой к уполномоченному и к Белореченскому исполкому с просьбой разрешить приобрести новый дом и переоборудовать его под молитвенный дом. Просьба была удовлетворена и 15 июля 1955 г. община купила себе новый дом по ул. Толстого, 42 с приусадебным участком в количестве 1 500 кв. м [17].
После того, как молитвенный дом был переоборудован, община перебралась в новое здание, в котором священник о. Петр Старунов установил прожектор-отражатель, сделанный по его заданию из белой жести. Луч прожектора направлялся на ту икону, в честь которой проводилась служба, или в то направление, к которому священник хотел привлечь внимание. Вначале среди прихожан ходили разговоры о том, что о. Петр превратил храм Божий в театр, тогда он собрал прихожан и разъяснил им, что «электричество, как и вся материя, есть результат премудрости творения Божьего, что свечи, лампадное масло и другие церковные принадлежности, как материя, ничем не отличаются от электричества, и было бы грешно, если бы человек не использовал плоды природы, сотворенные Богом». После выступления священника прихожане прекратили разговоры на эту тему [18].
Об отце Петре прихожане часто отзывались с уважением. Так, например, церковный сторож станицы Марьянской, в которой о. Петр служил до перевода в Белореченскую, как-то в разговоре с уполномоченным заметил: «Я живу на свете 68 лет, а такого священника, как отец Петр, встретил впервые, это был действительный священник, видимо, такого священника у нас больше не будет...». Известно, что о. Петр, будучи иереем в то непростое время, когда храмы стали снова закрывать, а с верой – бороться основательно, привлекал в храм молодежь, чего не было раньше, и активно организовывал прихожан на ремонт храма [19].
В начале 1970-х гг. настоятелем в Успенском молитвенном доме служил священник Николай Сахарчук; с апреля  1977 г. по декабрь 1984 г. – Георгий Прокофьевич Белоус, затем священник Евгений Агурин, а с 1990 года – священник Георгий Дементьев [21]. 
В середине 1980-х годов Св.-Успенский приход в г. Белореченске являлся, по словам уполномоченного, крупным православным объединением, привлекавшим верующих не только г. Белореченска, но и Белореченского района. Ежегодные финансовые поступления прихода составляли от 66 до 69 тысяч рублей. В процентном отношении за период с 1981 по 1985 гг. таинство крещения в молитвенном доме в процентном отношении составляло:
В 1981 г. в г. Белореченске 17,9%, всего по району – 27,2%. Соответственно: в 1982 г. 10,5% – 16%; в 1983 г. 11,6% – 16,1%; в 1984 11,2% – 16,4; в 1985 г. 16,3% – 21,2%.   
В то же время отмечалось, что здание молитвенного дома не ремонтировалось 20 лет и нуждалось в срочном ремонте. В связи с этим, уполномоченный по делам религий по Краснодарскому краю направил письмо в адрес Белореченского горисполкома, в котором указывал на необходимость дать разрешение Св.-Успенской православной общине «на проведение реконструкции молитвенного дома путем замены фундамента, стен кирпичной кладкой и кровли железом и шифером» [22].
К началу XXI в. храм в ст. Белореченской приобрел современный вид. В настоящее время Св.-Успенский храм в г. Белореченске имеет собственный церковный хор, который считается одним из лучших в крае. Много сил храму уделяет его настоятель отец Николай  (Николай Степанович  Зеленко) и его многочисленные помощники. С 1994 года при храме действует Воскресная школа, с 2008 года выходит журнал «Уроки веры», с 2009 года существует православный авторский клуб «Творчество» [23].

§ 3. Приход во имя Святителя Николая Чудотворца
в с. Великовечном
(до 1918 г. с. Царский Дар, затем с. Великое, с 1967 г. с. Великовечное)

Деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Царский Дар Майкопского отдела Кубанской области был построен на средства местного общества в 1896 году и освящен 16 декабря этого же года. Через двадцать лет после этого, на месте деревянного храма, был выстроен новый,  кирпичный, на каменном фундаменте, с колокольней. Новый храм был освящен 28 декабря 1916 г. [24].
До революции в Св.-Николаевском храме служили священники:
Чудновцев Николай (с 1898 по 1902 гг.);
Собчаков Михаил (с 1903 по 1906 гг.);
Андрианов Иоанн (с1907 по 1908 гг.);
Илларионов Иоанн (с 1909 г.) [25].
В 1918 г. с. Царский Дар было переименовано в с. Великое [26]. В 1928-1930 гг. в Св.-Николаевском храме с. Великого служил иеромонах Гедеон (Вапнирук Яков Александрович), 1904 г.р., уроженец с. Кислицкого Винницкой области, украинец, в 1918 г. окончивший 4 класса церковно-приходской школы. Из анкеты о. Гедеона становится известным, что с 1925 г. он был келейником епископа Аввакума (Григо;рия Анто;новича Боровко;ва, 1892-1937), активного противника обновленчества, расстрелянного в 1937 г. по приговору тройки НКВД Карельской АССР, и в 1928 г. был рукоположен им в иеродиакона, а затем в иеромонаха [27]. 
Св.-Николаевский храм действовал здесь до 1936 г., затем, в соответствии с решением Азово-Черноморского крайисполкома, был закрыт и переоборудован, после чего в бывшем здании храма разместился клуб колхоза «Вперед» [28].
В период гитлеровской оккупации приход вновь начал действовать в бывшем здании Св.-Николаевского храма, в это время в с. Великом служил прибывший из Воронежской губернии обновленческий священник Иоанн Иоаннович Подстрешный, 1891 г.р., уроженец слободы Подгорной Острогожского уезда Воронежской губернии, окончивший в 1914 г. церковно-приходскую школу [29].
Однако здание бывшей церкви за приходом закреплено не было, и приход вынужден был переселиться в частный дом. В то же время, неоднократные просьбы церковного совета о возвращении здания бывшего храма общине остались неудовлетворенными. В документах государственного архива Краснодарского края сохранилось письмо Чмутова П.Г. и Скворцова М.В. уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви Карпову Г.Г., подписанное воинами-фронтовиками Гончаровым А., Новиковым Г. и другими, с просьбой вернуть православному приходу отобранный в 1936 г. храм. В этом проникновенном письме, составленном 31 января 1946 г., говорилось следующее: «В настоящее время, в тяжелую годину, переживаемую нашим Отечеством, и в связи с огромным религиозно-патриотическим подъемом, охватившим нашу Родину, по ходатайствам верующих храмы и молитвенные дома возвращаются и восстанавливаются повсюду, и верующие граждане нашего Советского Союза проявили и проявляют себя истинными и горячо преданными нашему советскому Отечеству патриотами; в своих храмах они не только молятся за свою дорогую Родину, за свою родную Красную Армию, но в храмах же, в добровольном порядке, производят систематически и сбор добровольных пожертвований для нужд страны и инвалидов войны и сирот. Мы просим Вас, дорогой наш Г.Г. Карпов, посодействовать в нашей просьбе о возвращении великолепного каменного пустующего здания нашей церкви, построенного нашими отцами для молитвенных целей... Наш храм в 1944 году, по ходатайству наших уполномоченных пред крайисполкомом, резолюцией депутата Верховного Совета Селезнева П.И. был нам возвращен, но районный стансовет это дело замял, и до сих пор мы не найдем правды, а в крае нашим уполномоченным сказали, что Вам здание церкви заменили, но мы его не получали, а служим в частном доме, который не отвечает требованиям самого Богослужения...
Мы вынуждены к вам писать по следующим обстоятельствам: наши православные воины, сыны, внуки и братья, возвращаются в свои дома с бранного поля Победы, и, придя в свой храм, который мы имеем в данный момент, т.е. бедную лачугу, которую нельзя назвать храмом, возблагодарить Господа Бога о даровании Победы Русскому воинству, укоряли нас стариков, что дело нашей веры находится в таком унижении, а величественный храм, гордость нашего села, пустует, и дали нам наказ написать к Вам эту просьбу, уверив нас, что, «проехав всю Россию, видели везде храмы открытыми, такое право дал Великий Сталин, и люди благодарят свое правительство, а вы сидите в такой конуре...».
Но  и эта просьба удовлетворена не была, в связи с чем, в 1948 г., приход был перемещен в здание, расположенное по ул. Первомайской, 80 [30].
В этом же году в Св.-Николаевский молитвенный дом был назначен новый священник - Иоанн Васильевич Шолохов. Он родился в 1890 г. в деревне Городино Ковровского уезда Владимирской губернии, в 1909 г. окончил церковно-учительскую школу в Костромской губернии, после чего служил учителем в церковно-приходских школах Владимирской губернии; в первую мировую войну служил санитаром; в 1932-1933 гг. проходил курс обучения во Всесоюзном заочном институте финансово-экономических наук, в советское время служил заведующим в библиотеках Владимирской области, юрисконсультом на машиностроительном заводе г. Коврово (не окончил), в обновленческом расколе не состоял, в Краснодарский край прибыл из г. Коврово Владимирской области в 1946 г. и с 15 июля 1946 г. состоял священником молитвенного дома в станице Махошевской Ярославского района Краснодарского края [31].
В августе 1949 г. настоятелем Св.-Николаевского молитвенного дома назначается священник Антип Тимофеевич Крамской, а в ноябре этого же года – Николай Константинович Вертоградский [32].
Отец Николай Вертоградский родился в 1873 г. в ст. Лабинской Кубанской области, в 1888 окончил духовное училище в г. Краснодаре; в 1892 г. – 2 класса Ставропольской духовной семинарии; вдов (дочери Мария, 1918 г.р. и Людмила, 1938 г.р.); не судим; был в обновленческом расколе, в 1945 г. после церковного покаяния был принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви; во время оккупации жил в станице Кужорской Майкопского района Краснодарского края, служил священником.
C 28 сентября 1893 г. служил псаломщиком в пос. Просянском Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии; с 21 февраля 1897 г. – псаломщиком собора в г. Майкопе; с 16 ноября 1898 г. – псаломщик в ст. Гурийской Майкопского отдела Кубанской области; с 27 октября 1916 г. – диакон Св.-Троицкой церкви г. Екатеринодара; с 10 января 1918 г. – священник ст. Чернореченской Лабинского отдела; с 29 мая 1922 г. – в ст. Губской Кубано-Черноморской области; с 3 августа 1926 г. – в ст. Зассовской Лабинского района Северо-Кавказского края; с 9 сентября 1927 г. – в хут. Тысячном Григориполисского района; с 12 декабря 1932 г. – священник села Мостового того же района; с 23 августа 1933 г. – в ст. Ханской Майкопского района; с 11 апреля 1938 г. – священник Св.-Николаевского собора в г. Армавире; с 4 июля 1938 г. – в ст. Привольной Каневского района Краснодарского края; с 30 марта 1939 г. – священник ст. Нововеличковской  Новотитаровского района; с 30 августа 1939 г. – в ст. Кужорской Тульского района; с 1 декабря выбыл из ст. Кужорской по болезни и проживал в Майкопе; 15 сентября 1941 г. служил священником в ст. Гиагинской, после прихода гитлеровцев остался без работы; с октября 1944 г. проживал в г. Майкопе; с 16 марта 1945 г. - священником в ст. Калниболотской; с 19 мая 1947 г. – настоятелем в ст. Некрасовской; с марта 1948 г. – настоятель Свято-Покровского молитвенного дома в ст. Новолабинской. В период службы в с. Великом был награжден набедренником (1950 г.) и скуфьей (1951 г.). [33].
В 1952 г. настоятелем молитвенного дома с. Великого становится Дмитрий Никифорович Каргашинский. О. Дмитрий родился  в 1893 г. в с. Чигорак Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, русский; в 1914 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и служил священником в Астраханской епархии; женат (жена Антонина Антоновна урожд. Косоротова, повенчаны в 1921; дочь Кира Дмитриевна); не судим, в обновленческом расколе не состоял. В 1933 г. Митрополитом Московским и Коломенским Сергием  награжден камилавкой; в 1936 г. Архиепископом Астраханским Андреем  - наперсным крестом. В Краснодарский край прибыл из Астраханской епархии в 1939 г.; во время оккупации жил в г. Приморско-Ахтарске, работал бухгалтером на рыбзаводе. С 1943 по 1947  гг. служил священником Св.-Троицкой церкви в ст. Платнировской Кореновского района Краснодарского края; с 1947 г. настоятель Св.-Троицкой церкви г. Майкопа [34].
В сентябре 1953 г. настоятелем назначается священник Алексей Григорьевич Савченко. Родился в 1888 г. в с. Рубцовка Изюмского уезда Харьковской губернии; русский; в 1906 г. окончил двухклассную школу; женат, имел дочь и три сына; не судим; был в обновленческом расколе, в 1945 г., после принесенного покаяния, был принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви; в Краснодарский край  прибыл из Акмолинской области в 1936 г.; во время оккупации работал плотником в ст. Пашковской Краснодарского края.
С 1906 г. по 1911 г. занимался крестьянским хозяйством в с. Конкрынка Алексеевской волости Изюмского уезда; в 1911 году был взят на военную службу, с 1914 г. занимался крестьянским хозяйством; в 1920 г. был мобилизован в Красную армию, служил в г. Петропавловске  на 227 этапе и ходил в хор певчих Архиерейского хора и занимался пением в составе хора в воскресные и праздничные дни; после демобилизации из РККА в 1921 г. Епископом Мефодием Петропавловским назначен штатным псаломщиком к Св.-Николаевской церкви с. Конкрынки Акмолинской епархии; в апреле 1924 г. рукоположен в сан диакона к Александро-Невскому собору г. Акмолинска; 30 июля 1924 г. рукоположен в сан священника, служил в Рождество-Богородицкой церкви с. Урюпина Акмолинской епархии до 25 ноября 1929 г.; в 1930 г. ушел за штат и переехал на Донбасс (Украинская ССР) в г. Дружковку, где поступил на завод рабочим, в 1936 г. выехал в Краснодарский край и поступил рабочим на мясокомбинат в г. Краснодаре, проживал в ст. Пашковской; в период оккупации занимался домашним хозяйством в ст. Пашковской; после освобождения г. Краснодара работал в пригородном хозяйстве; 10 января 1944 г. назначен Архиепископом Владимиром (Ивановым) в Александро-Невский молитвенный дом хут. Забойского Красноармейского района; с 28 мая 1947 г. служил священником в ст. Кужорской Тульского района. В 1951 г. архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден набедренником [35].
Во второй половине 1950-х годов поднялась новая волна борьбы с православной церковью. 20 сентября 1961 г. исполком Белореченского районного Совета депутатов трудящихся обратился к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Краснодарскому краю С.Ф. Бабушкину с просьбой разрешить закрыть Св.-Николаевский молитвенный дом в с. Великом, мотивируя свое ходатайство тем, что «верующих мало, а районный центр в ст. Белореченской, где имеется молитвенный дом, находится всего в 25 километрах от с. Великого»...
В октябре 1963 г. Бабушкин С.Ф. сообщал председателю Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР В.А. Куроедову, что «молитвенный дом в селе Великом не действует с 15 октября 1962 г. […] Церковный доход в 1961 г. составлял 5300 руб., а в 1962 г. – 7600 руб. В эти же годы было совершено крещений – 177 (1961 г.), 106 (1962 г.), отпеваний – 53 (1961 г.), 72 (1962 г.)». В письме Бабушкина С.Ф. также отмечалось, что оставшееся после закрытия общины, «турлучное крытое железом здание, на бетонном фундаменте», можно будет использовать под филиал детской библиотеки.
24 октября 1963 г. Краснодарский крайисполком направил письмо уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви с просьбой о снятии с регистрации религиозного общества в селе Великом Белореченского района, «как прекратившего свою деятельность».
Ответ не заставил себя долго ждать и,  в соответствии с протоколом заседания Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 18 декабря 1963 г., решено было «согласиться с предложением Краснодарского крайисполкома о снятии с регистрации религиозного общества в с. Великом Белореченского района, как прекратившего свою деятельность»...  [36].
В наши дни храм во имя Святителя Николая Чудотворца вернулся к жизни, и в нем вновь звучат песнопения и служится Божественная литургия. Сегодня храм кипит жизнью. Его благолепие стремительно растёт с каждым годом, а любовь приумножается. Блистающие купола под лучами солнца, серебристый звон колоколов, доносящийся до самых окраин села, ореол благодати, охватывающей сегодня всех «труждающихся и обремененных» – есть великое торжество над пропастью прошлого безверия, и неиссякаемая сила Божьего Слова звучит в каждом православном сердце: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16,18) [37].

§ 4. Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Воронцово-Дашковском (ныне с. Школьное)

Православный приход в с. Воронцово-Дашковском Белореченского района Краснодарского края действовал в советский период с 1945 по 1960 гг. Приход был зарегистрирован 27 января 1945 г., его настоятелем 13 марта 1945 г. был назначен священник Янкин Иван Дмитриевич; с сентября 1945 г. настоятелем состоял священник Миняев Иоанн Моисеевич.
Иван Дмитриевич Янкин родился в 1892 г. в г. Майкопе Кубанской области. Окончил 6-классное Майкопское училище, затем педагогические курсы и Киевское землемерное училище. В 1920-1940-е годы служил счетоводом и бухгалтером на предприятиях г. Майкопа и Майкопского района. В 1944 году был рукоположен в сан иерея [38].
Миняев Иоанн Моисеевич, священник, родился в 1875 г. в сел. Бахта Чистопольского уезда Казанской губернии; в 1893 г. окончил Казанскую центральную крещено-татарскую учительскую школу; в 1906-1911 гг. проходил Московские заочные курсы Богословского факультета семейного университета; женат (жена Анна Николаевна Миняева, обвенчаны в 1903 г., дети сыновья Борис и Глеб, дочери Нина и Ольга); в обновленческом расколе не состоял; на Кубань приехал в Кошехабльский район Адыгейской АО в 1938 г.; во время оккупации находился в Кошехабльском районе. В сан диакона рукоположен в 1907 г. в г. Вятке; в сан священника рукоположен Епископом Филаретом в 1911 г.; с 1893 по 1911 гг. преподавал в начальных школах в Казанской, Уфимской и Вятской губерниях; с 1911 г. по 1919 г. занимал должность священника в Елабужском уезде Вятской губернии; при А.В. Колчаке был арестован и вынужден был выехать в Сибирь; с 1919 по 1924 гг. служил в г. Павлодаре в Отделении Семигубсоюза в должности инструктора и бухгалтера, а также в с. Балы-Ауле Павлодарского уезда на разных должностях: зав. инструкторским отделом, секретарем, заведующим ЗАГСом, счетоводом, кассиром в райисполкоме, священником в церкви; с 1924 по 1929 гг. служил священником в с. Сенокосном Акмолинской области; с 1929 по 1930 гг. служил учителем в Алма-Атинской и Актюбинской областях и в Крыму, в дер. Чекор; в 1938 г. прибыл на Кубань, работал учителем в Кошехабльском районе, был в оккупации; с 17 октября 1942 г. служил священником в ст. Кужорской Майкопского района; с 15 августа 1943 г. служил в ст. Ханской Майкопского района; с 15 мая 1944 г. служил священником в ст. Келеремесской Гиагинского района Адыгейской АО  [39].
В 1947 г. настоятелем в Св.-Покровский молитвенный дом с. Воронцово-Дашковского назначен иеромонах Серафим Мишин, в миру, Степан Павлович Мишин. Родился в 1892 г. в с. Невежкино Пензенской губернии (так в документе); русский; образование низшее - окончил сельскую церковно-приходскую школу; получил образование в монастыре; холост;  в 1931 г. осужден по ст. 58-10 сроком на 10 лет; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Тамбовской области в 1946 г.
После получения образования жил в Вышинском монастыре Тамбовской губернии, в 1905 г. принял монашество, в 1922 году - диаконство; в 1930 г. рукоположен в сан иеромонаха Епископом Серапионом в гор. Маршанске Тамбовской области, служил священником в сел. Невежкино Пензенской области; до 1937 года - служил иеромонахом; с 1931 по 1940 гг. – находился в заключении, с 1940 г. был чернорабочим в г. Омске; с 1 августа 1944 г. назначен вторым священником в сел. Ново-Клинское Мичуринского района по распоряжению Архиепископа Луки Тамбовского и Мичуринского; с 25 сентября 1945 г. служил священником в ст. Мартанской Горячеключевского района Краснодарского края; с 25 марта 1947 г. служил священником в сел.  Воронцово-Дашковском Белореченского района; с 25 марта 1953 г. в ст. Новоплатнировской Сталинского района; с 20 сентября 1952 г. – в сел. Новослюсаревском Кущевского района; с 23 мая 1955 г. по июнь 1956 г. – в ст. Журовской Выселковского района Краснодарского края [40].
В 1957 г. настоятелем молитвенного дома в с. Воронцово-Дашковском становится Грицунов Андрей Иванович. Грицунов А.И. родился в 1910 г. в с. Маламино Кубанской области. В 1928 г. окончил школу (10 классов) в ст. Убеженской Армавирского округа Северо-Кавказского края. С 1929 г. служил регентом-псаломщиком в Армавире, ст. Тульской, ст. Кавказской. В 1942 г., во время гитлеровской оккупации служил регентом-псаломщиком в с. Отрадо-Ольгинском Гулькевичского района Краснодарского края. С 1943 по 1953 гг. отбывал наказание по ст. 58-1, 17 сентября 1955 г. был амнистирован [41].
За несколько лет до закрытия молитвенного дома в с. Воронцово-Дашковском церковный доход общины составлял: в 1956 г. 49 тыс. руб., в 1957 г. – 44, 7 тыс. руб., в 1958 г. – 46, 7 тыс. руб.
В соответствии с ходатайством уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю от 9 февраля 1960 г., Совет по делам РПЦ 23 февраля 1960 г. постановил снять с регистрации Св.-Покровскую общину в селе Воронцово-Дашковском Белореченского района Краснодарского края [42].

§ 5. Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в станице Черниговской

Свято-Покровская церковь в ст. Черниговской Майкопского отдела Кубанской области построена в 1866 году при пособии от войска в сумме 9000 рублей и на пожертвования прихожан в размере 5500 руб. [43].
На рубеже XIX-XX веков в станице Черниговской служили священники Граников Стефан Иоаннович (до 1910 г.) и Гремяченский Михаил (с 1911 г.) [44].
В 1935 г. храм в ст. Черниговской был закрыт...
29 марта 1944 г. Краснодарский крайисполком, по заявлению жителей станицы Черниговской: Степаненко, Калайды, Кобылова, Овсянникова и др., обратился с ходатайством в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР об открытии церкви в ст. Черниговской на тот момент Рязанского района Краснодарского края. В ходатайстве отмечалось, что церковь в станице Черниговской была закрыта в 1935 году, но «ее здание сохранилось в целости и в настоящее время не используется». Поскольку функционирующих церквей в Рязанском районе нет, а ближайший молитвенный дом находится в ст. Пшехской Белореченского района, принимая во внимание, что, по сообщению райисполкома в ст. Черниговской верующих насчитывается свыше 200 человек, следует войти в ходатайство в Совет по делам РПЦ об открытии церкви в станице.
17 мая 1944 г. Совет по делам РПЦ рассмотрел ходатайство крайисполкома и постановил считать Покровскую церковь в станице Черниговской действующей, «поскольку она фактически функционировала в 1943 г. и решение о ее закрытии советскими органами власти не выносилось».
В соответствии с договором от 12 декабря 1944 г. здание храма вместе с церковной сторожкой и имуществом перешло в собственность Покровской православной общины [45].
Настоятелем прихода с 24 июня 1944 г. был священник, затем протоиерей Евграф Петришин. Евграф Антонович Петришин родился 10 декабря 1887 г. в местечке Дзыговка Ямпольского уезда Каменец-Подольской области; украинец; образование начальное; в 1905 г. окончил духовное училище в сел. Дзыговке Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии; женат (жена Пелагея Денисовна Чалова, повенчан в 1943 г.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА. с 1905 г. – хлебороб и псаломщик в сел. Дзыговке; с 1932 г. работал на чугуно-литейном заводе в г. Запорожье Днепропетровской области в качестве чернорабочего по ремонту железнодорожных путей; с 1934 г. работал в порту г. Мариуполя по обустройству клуба в качестве слесаря-водопроводчика; с 1936 г. работал на заводе «Октябрь» в г. Краснодаре токарем по металлу, затем слесарем в Абрау-Дюрсо (г. Новороссийск), в хут. Горно-Веселый, в Баканском винохранилище Крымского района; 30 июля 1942 г. был мобилизован в РККА, служил под г. Туапсе, 24 ноября того же года ранен и уволен из армии как инвалид Отечественной войны 2-й группы; с начала 1943 г. находился в инвалидном доме близ г. Сухуми, где прослушал трехмесячные курсы по пчеловодству; в июле 1943 г. выехал на Кубань и поступил псаломщиком в с. Мостовое Краснодарского края; 7 декабря 1943 г. в Св.-Екатерининском соборе рукоположен в сан священника Епископом Фотием, после чего был назначен настоятелем Св. Михаило-Архангельского молитвенного дома в ст. Зассовской Упорненского района Краснодарского края; 24 июня 1944 назначен настоятелем Св.-Покровской церкви ст. Черниговской Рязанского района; 10 июля 1946 г. назначен настоятелем молитвенного дома хут. Ковалевского Новокубанского района; 11 ноября 1946 г. перемещен в ст. Нижегородскую Тульского района; в 1948 г. – в ст. Костромскую Ярославского района; 7 марта 1950 г. – в ст. Тенгинскую Усть-Лабинского района; 16 июля 1951 г. перемещен в ст. Николаевскую Успенского района; в соответствии с указом Архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия от 12 марта 1968 № 5 протоиерей Петришин Е.А. был освобожден от должности настоятеля Св.-Николаевского молитвенного дома ст. Советской и назначен на должность второштатного священника Михаило-Архангельского молитвенного дома г. Крымска. в 1951 г. награжден набедренником архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном [46].
В октябре 1945 г. настоятелем храма назначен о. Макарий Павленко. Павленко Макарий Максимович родился 25 июля 1888 г. в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г. окончил начальную земскую школу; женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889 года рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко Алексей Макарович, 1923 года рождения); не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Красно-дарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области в 1939г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал в плотником в колхозе им. Ленина.
До 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение и музыку в училище (школе) в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; с 1916 г. призван по мобилизации в действующую армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда Екатеринослаской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. работал преподавателем пения и музыки в школах сел. Ивановка Днепропетровской области; с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе; с 1937 работал преподавателем пения и музыки в начальной школе в поселке Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. работал преподавателем пения и музыки в сел. Коноково Успенского района Краснодарского края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел. Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом в церковь Покрова Пресвятой Богородицы сел. Коноково Успенского района; затем был рукопложен в сан священника и в октябре 1945 г. назначен настоятелем в Св.-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г. перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского района; в 1949 г. – в Св.-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел. Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Св.-Казанский молитвенный дом ст. Темиргоевской; с сентября 1953 г. – настоятель Св.-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района [47].
В 1948 г. настоятелем храма в станице Черниговской становится о. Александр Скляренко. Александр Иванович Скляренко родился 12 декабря 1914 г. в ст. Северской Екатеринодарского отдела Кубанской области; русский; в 1928 г. окончил 7 классов неполной средней школы в ст. Северской; женат (жена Шевченко Параскева Ивановна); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил псаломщиком в ст. Северской Краснодарского края.
С 1929 г. работал на варенье-варочном заводе в ст. Северской Кубанского округа Северо-Кавказского края; с 1934 г. весовщиком на ж/д станции Новороссийск; с 1940 г. в Карелофинской АССР; с 1941 г. на ж/д станции г. Краснодар; с 1942 г. – псаломщик Св.-Николаевского молитвенного дома в ст. Северской; с 1943 г. служил священником в Св.-Успенской церкви г. Новороссийска; с 1 октября 1944 г. – настоятелем молитвенного дома в ст. Привольной Каневского района; 15 мая 1947 г. перемещен в Св.-Вознесенскую церковь ст. Пластуновской; в 1948 г. перемещен в настоятелем Св.-Покровской церкви в ст. Черниговскую Рязанского района; в 1952 г. – в Св.-Успенскую церковь ст. Белореченской; 16 июня 1955 - назначен настоятелем церкви в ст. Ивановскую Красноармейского района [48].
5 мая настоятелем становится о. Рафаил Тихов. Рафаил Иванович родился в 1887 г. место рождения не указано; сын священника; русский; окончил Краснослободское духовное училище в Пензенской губернии; в 1906 г. окончил Пензенскую духовную семинарию; во время оккупации проживал в ст. Успенской Ильинского района Краснодарского края; сведений о судимостях нет.
С 1906 г. служил псаломщиком в сел. Новодевичий Рукав Краснослободского уезда Пензенской губернии; с 1911 г. служил диаконом в сел. Булаево того же уезда; с 1915 г. служил священником в селе Никольская Саловка того же уезда; с 1929 г. работал рабочим в Пермском леспрмохозе в г. Перми; с 1931 г. работал счетоводом в в Али-Байрамлийском сельпо Азербайджанской ССР; с 1932 г. – рабочим на кон-сервном комбинате в ст. Крымской; с 1941 г. – колхозником в колхозах «Красный Перекоп» и «Памяти Ленина» в ст. Успенской Ильинского района Краснодарского края; с 1944 г. служил священником в ст. Мартанской Горяче-Ключевского района; с 1946 г. - священником в ст. Убеженской Успенского района; с 1947 г. – священником в ст. Севастопольской Тульского района; с 20 октября 1948 г. – священником в Св.-Покровской церкви ст. Степной Приморско-Ахтарского района. Умер 14 сентября 1950 г. [49].
В 1952 г. настоятелем служил священник Иоанн Прозоровский. Иван Николаевич Прозоровский родился в 1890 г. в сел. Верхняя Тишанка Бобровского уезда Воронежской губернии; русский; в 1899 г. окончил церковно-приходскую школу в сел. Верхо-Тишанке Воронежской губернии; в 1912 г. окончил духовное училище и духовную семинарию в г. Воронеже; вдов; судим Московским ОГПУ по ст. 58 в 1927 году, был выслан в Омскую область и находился там с 1928 по 1930 гг.; во время оккупации жил в ст. Выселки Краснодарского края, работал в колхозе, затем служил псаломщиком в церкви; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г. Епископом Краснодарским и Кубанским Фотием (Топиро).
С 1912 г. служил псаломщиком в Воронежской губернии; с 1916 г. служил диаконом в сел. Богучар Воронежской губернии; с 1919 г. служил священником там же; с 1928 г. работал плотником на маслодельном заводе в сел. Кутырлы Омской области; с 1930 г. работал фотографом в г. Сталинграде; с 1932 г. работал фотографом при Ленинградской экс-педиции в г. Новокузнецке Саратовской области; с 1933 г. работал частным фотографом в Саратовской области; с 1935 г. работал фотографом при начале изысканий при строительстве канала «Волго-Дон» в г. Сталинграде; с 1940 г работал библиотекарем-архивариусом на заводе в г. Сталинграде; с 1941 г. работал фотографом при клубе им. Ленина в г. Сталинграде; с 1942 г. служил рабочим и псаломщиком в ст. Выселки Краснодарского края; с 1944 г. служил псаломщиком в ст. Платнировской Кореновского района; с 1947 г. служил псаломщиком в ст. Приморско-Ахтарской; с 1948 г. служил псаломщиком в ст. Дондуковской Гиагинского района; с 1949 г. – в ст. Вознесенской Лабинского района; с 23 мая 1952 г. служил священником в хут. Болгово Ладожского района; с 18 июня 1952 г. – настоятель Св.-Покровской церкви в ст. Черниговской Рязанского района [50].
В следующем году настоятелем становится о. Николай Лясковский. Николай Владимирович Лясковский, протоиерей, родился 17 мая 1879 г. в с. Замшаны Ковельского уезда Волынской губернии; русский; в 1901 г. окончил Волынскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1924 г.; в Краснодарский край прибыл из Ростовской-на-Дону области в 1933 г.; с 01.07 1942 работал счетоводом МТФ  колхозного центра в Тельмановском районе, Карагандинской области.
С 1901 г. учитель начального училища в г. Ессентуки; с 1903 г. – священник в ст. Слепцовской; с 1909 г. настоятель церкви в г. Пятигорске; с 1921 г. настоятель собора в г. Кисловодске; с 1923 г. – настоятель кафедрального собора в г. Пятигорске; с 1925 г. – настоятель ка-федрального собора в г. Ставрополе; с 1926 г. – настоятель кафедрального собора в г. Севастополе; с 1927 г. – настоятель кафедрального собора в г. Симферополе; с 1928 г. настоятель Св.-Александро-Невского кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону; с 1930 г. – настоятель Св.-Покровского кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону; с 1933 г. – настоятель собора в г. Анапе; с 1941 г. в эвакуации, работал счетоводом в г. Караганде; с 1943 г. управдомами 56 отд. г. Москвы; с 1944 г. – настоятель церкви в ст. Абинской Краснодарского края; с 1947 г. – настоятель Св.-Успенской церкви в г. Лабинске; с 1949 г. – настоятель собора в г. Сочи; с 1953 г. – настоятель церкви в ст. Усть-Лабинской и ст. Черниговской; с 1954 г. – настоятель церкви в ст. Псебай; с 1954 г. – настоятель церкви в г. Апшеронске [51].
В 1954 г. настоятелем становится о. Поликарп Балковой. Поликарп Алексеевич Балковой родился 26 мая 1890 г. в ст. Кисляковской Ейского отдела Кубанской области, русский; в 1905 г. окончил Кисляковское 2-классное училище; в 1913 г. окончил духовную семинарию в г. Ардоне Ставропольской губернии (ныне Северная Осетия); в 1916-1917 гг. прослушал 1-й курс Казанской духовной семинарии; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1925 г.; прибыл в Краснодарский край из Ставропольской епархии в 1920 г.; во время оккупации работал в ст. Советской в коммунальном хозяйстве рабочим.
с 1913 г. работал учителем начального училища в сел. Орловском Ставропольской губернии; с 1914 г. служил священником в церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в сел. Курлацком Таганрогского уезда области войска Донского; с 1916 г. служил священником в св.-Покровской церкви сел. Новоромановского Ставропольской губернии; с 1918 г. служил священником Св-Покровской церкви в сел. Урожайном Став-ропольской губернии; с 1919 г. служил священником в хут. Белом Кубано-Черноморской области; с 1924 г. служил священником в ст. Кущевской Северо-Кавказского края; с 1927 г. служил священником в ст. Новодеревянковской Северо-Кавказского края; с 1931 г. служил священником в сел. Прасковея Ставропольского края; с 1935 г. служил священником в Св.-Михаило-Архангельском молитвенном доме ст. Советской Ставропольского края; с 1939 г. работал там же в районном коммунальном хозяйстве; с 15 октября 1942 г. служил священником в Св.-Покровской церкви сел. Солдатско-Александровского Ставропольского края; с 1 июля 1943 г. служил священником в Казанском молитвенном доме сел. Левокумского Ставропольского края; с мая 1944 г. служил священником в сел. Камбулат Ставропольской губернии; с 1946 г. служил священником в сел. Овощи Ставропольского края; с 1948 г. служил священником в сел. Орловском Ставропольской губернии; с 1951 г. служил священником в Св.-Николаевской церкви ст. Ахметовской Краснодарского края; с 1952 г. по март 1954 г. был за штатом; с 24 марта 1954 г. служил настоятелем Св.-Покровской церкви ст. Черниговской Белореченского района Краснодарского края; 4 июня 1954 г. вышел за штат. В 1934 г. награжден наперсным крестом Митрополитом Московским Сергием; в 1951 г. – саном протоиерея Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном [52].
В этом же году настоятелем становится о. Иоанн Бекетов. Иван Васильевич Бекетов родился 12 октября 1888 г. в ст. Николаевской Кавказского отдела Кубанской области; русский; [учился] в 3-х классной станичной школе (не окончил); в 1916 г. окончил 3 курса Московской консерватории; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1932 г.; во время оккупации находился в г. Кисловодске.
С 1907 г. служил хористом в Войсковом певческом хоре Кубанского казачьего войска в г. Екатеринодаре; с 1913 по 1916 гг. учился в г. Москве в консерватории по классу пения; с 1916 г. – служил солистом в оперном коллективе (г. Екатеринодар); с 1923 г. работал сапожником в ст. Николаевской Кубано-Черноморской области; с 1926 г. работал мастером асфальто-укладочных работ в г. Кисловодске; с 1938 г. работал в артеле «Каргужтранс» в г. Кисловодске завхозом; с 1940 г. служил солистом в ансамбле Терских казаков в г. Кисловодске; в период гитлеровской оккупации находился при ансамбле, затем, до прихода Советской армии, вынужден был скрываться в Ставропольских степях; с 1943 г. работал заготовителем в государственной филармонии в г. Кисловодске; с 1944 г. завхозом в учреждении «Заготзерно»; с 1946 г. – заготовителем в сельпо; с 1947 г. служил в Крестовоздвиженской церкви г. Ставрополя; с 1948 г. – в Екатерининском соборе г. Краснодара; с 1 октября 1951 г. служил священником в Св.-Николаевской церкви г. Ейска; с 10 июня 1952 г. служил священником в Св.-Вознесенской церкви ст. Курганной; с 20 ноября 1952 г. служил священником в ст. Новокубанской Краснодарского края; с 7 июня 1954 г. служил настоятелем Св.-Покровской церкви в ст. Черниговской Белореченского района Краснодарского края; с 23 ноября 1955 г. ушел за штат [53].
В декабре 1955 г. настоятелем становится о. Николай Соловьев. Николай Иванович Соловьев родился 20 ноября 1877 г.  в с. Наумово Даниловского уезда Ярославской губернии; русский; в 1898 г. окончил Поливановскую учительскую семинарию (Московская губерния); 1944 г. экстерном держал [экзамен] на звание священника; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ярославской области в 1939 г.; во время оккупации служил псаломщиком в сел. Воронцово-Дашковском Белореченского района.
с 1898 г. служил учителем Новоселебенского земского училища Тульской губернии; с 1899 г. – учителем Сергиево-Посадского училища Московской губернии; с 1900 г. – учителем-псаломщиком там же; с 1903 г. – учителем; с 1906 г. – инспектором Нарофоминского высшего начального училища Московской губернии; с 1918 г. – заведующим в том же училище; с 1920 г. – школой 2-й ступени в сел. Таширово Московской губернии; с 1922 г. – учителем средней школы в г. Загорске Московской области; с 1929 г. – учителем школы в г. Катта-Кургане Узбекской ССР; с 1930 г. учителем кооперативного техникума в г. Кашире Московской области; с 1931 г. – учитель неполной средней школы СОНО (ОГПУ) в г. Москве (так в документе); с 1933 г. – учитель Пестовской школы Ярославской области; с 1934 г. – учителем Ярославской райколхозшколы; с 1936 г. – учитель русского языка и литературы на курсах мастеров соц-труда Ярославского автозавода в г. Ярославле; с 1937 г. – учитель школы в г. Кизляре Дагестанской ССР; с 1937 г. – учитель 47-й средней школы в г. Ярославле; с 1939 г. – учитель Воронцово-Дашковской неполной средней школы в Белореченском районе Крансодарского края; с 3 апреля 1945 г. служил настоятелем Св.-Троицкого молитвенного дома ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с 28 ноября 1947 г. – настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома ст. Тбилисской; с 3 октября 1949 г. – настоятель Рождество-Богородицкого молитвенного дома ст. Севастопольской Тульского района; с 15 сентября 1952 г. - настоятель Св.-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского района Краснодарского края [54].
В феврале 1957 г. настоятелем Покровского храма назначается о. Иоанн Трофимов. Иван Максимович Трофимов родился  26 сентября 1886 г. в с. Красиловка Тамбовской губернии; русский; в 1897 г. окончил церковно-приходскую школу; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Тамбовской области в 1939 г.; во время оккупации служил диаконом Николаевской церкви в г. Майкопе.
До 1937 года служил в сане диакона; с 1937 по 1941 гг. – гражданская работа; с 1941 по 1945 гг. – гражданская работа, священник; с 1945 по 1952 гг.  – священник. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Архангельской Архангельского района; с февраля по октябрь 1958 г. служил настоятелем в ст. Св.-Покровском молитвенном доме ст. Келермесской Гиагинског8о района Краснодарского края [55].
В декабре 1957 г. настоятелем назначается священник Корякин Вячеслав Андреевич. Корякин В.А. родился 28 сентября 1935 г. в с. Маруха Ставропольской губернии. В 1955 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию и был рукоположен в иерея [56].
19 апреля 1960 г. уполномоченный Бабушкин С.Ф. выступил с ходатайством о закрытии храма в ст. Черниговской. При этом он сообщал, что приход «маломощный», по этой причине приписан к приходу станицы Кубанской в 10 км от станицы Черниговской, посещаемость церковных служб в воскресные дни 30-50 человек. Церковный доход в 1957 г. составлял 23 тыс. руб., в 1958 г. – 47 тыс. руб., в 1959 г. – 24 тыс. руб.
30 мая 1960 г. Совет по делам РПЦ постановил «разрешить уполномоченному Бабушкину С.Ф. снять с учета религиозную общину в станице Черниговской Белореченского района Краснодарского края» [57].
В 1990-е годы в станице Черниговской Св.-Покровский православный приход был возрожден и в 1999 г. здесь был возведен и освящен новый храм.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что на территории Белореченского благочиния Кубанской и Краснодарской епархии в период гитлеровской оккупации и после ее освобождения было открыто и продолжало действовать всего 5 православных приходов: Свято-Успенский молитвенный дом в г. Белореченске, Свято-Николаевский молитвенный дом в селе Великовечном, Свято-Покровский молитвенный дом в с. Воронцово-Дашковском, а также молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы в станице Пшехской и Св.-Покровский храм в станице Черниговской, а это весьма значительная цифра для того времени. Из этих пяти приходов в период гонений на Русскую Православную Церковь при первом секретаре ЦК КПСС Н.С. Хрущеве не был закрыт только один приход во имя Успения Пресвятой Богородицы в г. Белореченске...
В настоящее время на территории 11-го Белореченского благочиния Кубанской митрополии Екатеринодарской епархии действует 11 православных храмов и 5 часовен, а именно:
1. Храм Архангела Михаила в ст-це Рязанской.
2. Храм Николая Чудотворца в п. Великовечном.
3. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, относится к храму Николая Чудотворца в п. Великовечном.
4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Белореченске.
5. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в ст. Черниговской (Относится к храму Рождества Пресвятой Богородицы в ст-це Пшехской).
6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в ст-це Пшехской.
7. Храм Сергия Валаамского (относится к храму Архангела Михаила в ст-це Рязанской).
8. Храм Сергия Радонежского в п. Южном.
9. Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Белореченске.
10. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (относится к храму Рождества Пресвятой Богородицы в ст-це Пшехской).
11. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» г. Белореченска.
12. Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» г. Белореченск (ЦРБ).
13. Часовня Казанской иконы Божией Матери в п. Первомайском (относится к храму Архангела Михаила в ст-це Рязанской).
14. Часовня Николая Чудотворца (относится к: храму Успения Пресвятой Богородицы в г. Белореченске).
15. Часовня Николая Чудотворца в пос. Дружный (относится к храму Рождества Пресвятой Богородицы в ст-це Пшехской).
16. Часовня Николая Чудотворца в п. Родники [58].
Сбываются и всегда будут сбываться слова, сказанные Господом, «Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее...» (Мф: 16: 18-18).






Источники и литература:

1. Кавказские епархиальные ведомости. 1881 г. № 17. С. 590; Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 294.
2. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 372-373.
3. Кубанский календарь на 1899 г. Екатеринодар, 1899. С. 100;
4. Ставропольские епархиальные ведомости. 1875 г. № 16. С. 509.
5. Ставропольские епархиальные ведомости. 1891. № 6. С. 358-359.
6. Ставропольские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 23-24.
7. Там же. С. 25-26.
8. Кубанский календарь на 1900 г. Екатеринодар, 1900 г. С. 78; Кубанский календарь на 1907 г. Екатеринодар, 1907 г. С. 84; Кубанский календарь на 1908 г. Екатеринодар, 1908 г. С. 112; Кубанский календарь на 1912 г. Екатеринодар, 1912 г. С. 260; Кубанский календарь на 1915 г. Екатеринодар, 1915 г. С. 206; Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар. 11916. С. 190.
9. Ставропольские епархиальные ведомости. 1892 г. № 11. С. 160; Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 294; Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 372-373.
10. Кубанский календарь на 1900 г. Екатеринодар, 1900 г. С. 79.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Д. 91. Л. 50. Оп. 2. Д. 328. Л. 21. Д. 412. Л. 1.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 19.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 62, 64.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 230. Л. 66-66-об., 89.
15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 243. Л. 30-30-об.Д. 278. Л. 34.
16. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 45-46-об.; ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 383.
17. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 48.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 107. Л. 34-35.
19. Фамилии других священников, служивших в Свято-Успенском храме Белореченска опубликованы на сайте Свято-Успенского прихода [Электронный ресурс] История Свято-Успенского прихода. URL: https://xn--80ajjedpcooddt8a.xn--p1ai/letopis/ (дата обращения 17.06.2021).
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 91. Л. 93, 94.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 66, 95, 182, 259.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 412. Л. 184, 185, 201-202.
23. Более подробно с современной историей храма можно ознакомиться на сайте Свято-Успенский приход  [Электронный ресурс] История Свято-Успенского прихода. URL: https://xn--80ajjedpcooddt8a.xn--p1ai/letopis/ (дата обращения 17.06.2021).
24. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 322-323.
25. Кубанский календарь на1898 г. С. 111; То же. на 1903 г. С. 108; То же. на 1907 г. С. 80; То же. на 1909 г. С. 246.
26. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). Краснодар, 1986 г. С. 244.
27. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 302. Л. 59-60.
28. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 277. Л. 6.
29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2.  Д. 239. Л. 29-29-об.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 277. Л. 15, 17-21-об..
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 270. Л. 71-71-об.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 277. Л. 51, 52.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 476. Л. 37-41-об.; Д. 277. Л. 62.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 312. Л. 8-8-об.; Д. 342. Л. 16-16-об., 22, 25.
35. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 259. Л. 33-33-об., 34, 45; Д. 317. Л. 12-12-об.
36. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 277. Л. 78, 83, 86.
37. Более подробно с современной историей храма можно ознакомиться на сайте: Великовечный приход [Электронный ресурс] URL: http://velikovechnoe.prihod.ru (дата обращения 23.06.2021).
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 413. Л. 2-5.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 290. Л. 10-10-об., 413. Л. 9-9-об.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2.  Д. 256. Л. 50-50-об.; Д. 285. С. 69-70-об.
41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 413. Л. 34-36.
42. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 413. Л. 44-47.
43. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С.
44. Кубанский календарь на1898 г. С. 112; То же. на 1911 г. С. 242; То же. на 1916 г. С. 187.
45. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 278. Л. 1, 2, 7, 8.
46. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 62-63. Д. 266. Оп. 2. Д. 62-63. Д. 273. Л. 13-13-об., Д. 327. Л. 44.
47. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д. 329. Л. 36-37-об.
48. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 243. Л. 30-30-об.Д. 278. Л. 34.
49. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 264. Л. 55-56; Д. 337. Л. 47; Д. 59. Л. 123.
50. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 278. Л. 33, 41-41-об.
51. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 232. Л. 91-91-об. Д. 397. Л. 41-42-об.
52. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 49-51; Д. 444. Л. 57.
53. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 274. Л. 61-62; Д. 278. Л. 53-54-об., 61.
54. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 304. Л. 62, 63-63-об.
55. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 291. Л. 86-88.
56. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 278. Л. 89-91.
57. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 278. Л. 94-96.
58. Белореченское благочиние Кубанской митрополии Екатеринодарской епархии [Электронный ресурс] URL: http://belorechensk.blagochin.ru/xramy/ (дата обращения 25.06.2021).